г. Самара |
|
13 сентября 2023 г. |
дело N А65-36500/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Муниципального образования г.Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2023 года по делу NА65-36500/2022 (судья Минапов А.Р.),
по иску общества с ограниченной ответственность "УютСервис Групп" (ОГРН 1131690005380, ИНН 1658141764) к Муниципальному образованию г.Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "УютСервис" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Муниципальному образованию города Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - ответчик) о взыскании 68 484, 47 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2019 по 30.09.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Мухарямов Айдар Хайдарович.
Решением от 30.11.2023 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что помещение передано в пользование физическому лицу. Отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Требование о взыскании расходов за жилищно-коммунальные услуги с ответчика фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Истцом необоснованно применена площадь 18,84 кв.м., поскольку площадь комнаты составляет 12,4 кв.м.
Истец необоснованно производит начисления по ТКО, поскольку собственником спорного помещения является муниципальное образование в лице юридического лица - Исполнительного комитета г. Казани.
После смерти нанимателя пользование коммунальными услугами отсутствовало, поэтому начисления по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению взысканию с ответчика не подлежат.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес Исполнительного комитета г. Казани платежных документов, в связи с чем, ответчик был лишен возможности своевременно рассмотреть вопрос о необходимости выделения денежных средств из местного бюджета. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 31.10.2017 истец является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 22/7 по ул. Братьев Касимовых г. Казани.
В муниципальной собственности в заявленный период (с 01.12.2019 по 30.09.2022) находилось жилое помещение, расположенное по адресу: г. Казань, ул. Братьев Касимовых, д.22/7, кв. 35, комн. 3, включенное в состав муниципальной казны.
Ответчик не производит оплату за жилищно-коммунальные услуги и содержание общего имущества дома, в связи с чем, за заявленный истцом период у него образовалась задолженность в размере 105 825, 74 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Признавая заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 36, 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности, необходимости перерасчета задолженности в связи с представленными сведениям АО "Татэнергосбыт", а также передачи комнаты в пользование Мухарямову Айдару Хайдаровичу. На основании договора социального найма.
Указанные доводы судом первой инстанции обоснованно отклонены. Истец после заявления ответчиком о применении срока исковой давности уменьшил размер заявленных требований до 68 484,47 руб. за период с 01.12.2019 по 30.09.2022.
Проверив довод ответчика о передаче помещения Мухарямову А.Х. по договору социального найма, суд первой инстанции установил, что Мухарямов А.Х. умер 10.06.2021.
Согласно ответу отдела УФМС России по Республике Татарстан в Вахитовском районе г. Казани от 02.05.2023 вх. N 3993 наследственное дело после гр. Мухарямова А.Х. не значится.
В силу части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Согласно статье 63 ЖК РФ отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Таким образом, отсутствие письменного договора не освобождает нанимателей и членов их семьи от обязанности возместить стоимость коммунальных услуг.
Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, что ключи от комнаты N 1, квартиры 22/7 по ул. Братьев Касимовых были переданы Мухарямову А.Х. и он с 05.06.2017 по 10.06.2021 фактически там проживал.
Ссылка ответчика на запись в распоряжении Исполнительного комитета г. Казани от 05.06.2017 N 1967р "получил Мухарямов А.Х. 04.07.2017" судом первой инстанции обоснованно отклонена. Суд правильно указал, что данная запись свидетельствует о том, что Мухарямов А.Х. получил сам текст распоряжения Исполнительного комитета г. Казани от 05.06.2017 N 1967р, а не ключи от указанного жилого помещения.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за спорный период за содержание, ремонт общедомового имущества и управления домом, взносы на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Как следует из материалов дела, в указанном доме собственниками многоквартирного домов выбран способ перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В обоснование указанного довода истцом в материалы дела представлен договор N 586/1 о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 10.07.2018 г., заключенный между истцом и некоммерческой организацией "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (доверитель), из которого следует, что истец обязался совершить от имени доверителя начисление и сбор и перечисление денежных средств, уплаченных собственниками помещений.
В силу части 1 статьи 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Следовательно, действуя от имени некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" истец вправе требовать денежные средства в свою пользу с 10.07.2018.
Довод ответчика о том, что истец не направлял ответчику счета для оплаты, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в силу чего данная обязанность не связана с моментом выставления счета на внесение платы за содержание и ремонт многоквартирного дома.
Отсутствие у собственника помещения счетов на оплату не освобождает его от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
Расчет по услугам (управление многоквартирным домом, уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, дератизация, дезинсекция, содержание контейнерных площадок, текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома, в том числе: жилого дома, внутридомовых систем водоснабжения, центрального отопления, электроснабжения и электрооборудования) производится по простой формуле умножения тарифа каждой услуге на количество квадратных метров с последующим суммированием всех полученных сумм.
Также обоснованно отклонен довод ответчика о том, что истец неправомерно производит расчет задолженности, исходя из площади 18,84 кв. м., в связи с тем, что площадь комнаты составляет 12,4 кв. м.
В общежитиях квартирного типа расчет за коммунальные услуги производится по аналогии с тем, который применяется к квартирам, согласно пункту 52 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее- Правила N 354) за территорию общего пользования (балконы, террасы, бытовые помещения) положено платить, исходя из права общей долевой собственности, то есть, согласно статье 42 ЖК РФ пропорционально площади комнаты.
В общежитии секционного типа, или гостиничного, или коридорного с общими бытовыми помещениями, плата за коммунальные услуги рассчитывается в соответствии с пунктом 51 Правил N 354.
Для жильца комнаты в коммунальной квартире правила расчета за коммунальные услуги приведены в приложении 2 к Правилам N 354.
В пункте 51 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные с услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. Площадь помещений общего пользования при этом распределяется пропорционально общей площади каждой комнаты.
Частью 2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Поскольку собственники занимают жилое помещение и пользуются помещениями вспомогательного назначения (туалет, кухня, коридор, холл и др.), которые предназначены для нужд, непосредственно связанных с их проживанием, на них лежит обязанность нести расходы за содержание и ремонт жилого помещения, отопление, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, определенной пропорционально общей площади помещений вспомогательного использования.
Таким образом, размер оплаты жилищно-коммунальных услуг истцом правильно определен исходя из общей полезной площади жилого дома.
В подтверждение заявленной площади и расчетов истец представил суду технический паспорт здания.
Довод ответчика о том, что в доме отсутствует техническая возможность установки приборов учета, поэтому расходы по коммунальным услугам не могут быть взысканы с ответчика, судом первой инстанции также обоснованно отклонен, поскольку в случае отсутствия приборов учета расходы по коммунальным услугам начисляются по общим тарифам. Такие обстоятельства, как не заселение спорного помещения и отсутствие счетчика в квартире, не освобождают ответчика от оплаты расходов по содержанию общего имущества, в частности, расходов на места общего пользования.
Согласно пунктам 59, 60 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, отсутствие индивидуальных приборов учета в спорном жилом помещении и отсутствие оплаты ответчика за жилое помещение и коммунальные услуги, вывод истца о начислении задолженности по нормативам потребления, судом первой инстанции правомерно признан обоснованным.
На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.
Обращение с твердыми коммунальными отходами отнесено к коммунальным услугам (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354.
Согласно пункту 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б" пункт 148 (22) Правил N 354).
Пунктом 148 (7) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Расчет по услуге ТКО производится по простой формуле умножения тарифа по ТКО на количество квадратных метров и количество проживающих людей с последующим суммированием всех полученных сумм. В рассматриваемом случае расчет произведен на 1 человека.
Ответчик в представленных суду дополнительных пояснениях указал, что истцом в июне 2022 не учтены перерасчеты по электроснабжению в сумме 3205,80 руб.
Истец уточнил (уменьшил) заявленные исковые требования в указанной части.
Представленный расчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 68 484,47 руб. судом проверен и признан правильным
На основании изложенного требование истца о взыскании задолженности в заявленном размере, судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июля 2023 года по делу N А65-36500/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования г. Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36500/2022
Истец: ООО "Уютсервис", г. Казань
Ответчик: города Казани, в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г.Казань
Третье лицо: АО "Татэнергосбыт", Мухарямов Айдар Хайдарович, Нотариальная палата Республики Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан, ППК "Роскадастр", Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан