г. Москва |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А40-27815/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей Е.А. Ким, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 июня 2023 года по делу N А40-27815/23,
по исковому заявлению Акционерного общества "Первая грузовая компания"
к Акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 2"
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Очерет Д.А. по доверенности от 07.09.2022;
от ответчика - Мольков А.В. по доверенности от 24.03.2023;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 2" (далее - ответчик) о взыскании 1 013 950 руб. 82 коп. убытков, 258 199 руб. неустойки, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 06 июня 2023 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2023 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом (Заказчик) и ответчиком (Подрядчик) были заключены Договоры N N АО-ДД/В-1025/16 от 30.12.2016, ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-658/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-671/20 от 30.12.2020.
Также по настоящему иску предъявляются требования, основанные на Соглашении об уступке гарантийных прав требования N ДД/В-519/22/ФГК-536-15 от 24.05.2022, по которому АО "ФГК" уступило АО "ПГК" все права требования выполнения вагоноремонтным предприятием АО "ВРК-2" гарантийных обязательств на ремонт, в том числе из Договоров NN ФГК-309-15 от 18.06.2018, 35-Д/ФГК-341-15 от 24.05.2019, 36-Д/ФГК-342-15 от 24.05.2019.
В соответствии с п. 1.1. Договора N АО-ДД/В-1025/16 от 30.12.2016 Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить:
- плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды, или ином законном основании по согласованному Сторонами месячному графику подачи вагонов в ремонт с указанием рода грузового вагона и вида ремонта;
- текущий ремонт грузовых вагонов на основании согласованной Сторонами заявки на выполнение работ по текущему ремонту грузовых вагонов;
- работы по определению ремонтопригодности и ремонту деталей, узлов и колесных пар грузовых вагонов на основании согласованной Сторонами Заявки на выполнение работ по определению ремонтопригодности/Ремонт деталей, узлов и колесных пар.
Согласно п. 1.1. Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020 Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному и деповскому ремонту (далее - ремонт) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в соответствии с письменными заявками на выполнение работ по ремонту вагонов Заказчика (далее - Заявки), составленными по форме Приложения N 1 к Договору.
Заявки составляются на месяц и передаются Подрядчику Заказчиком посредством электронной, факсимильной либо почтовой связи.
В соответствии с п. 1.1 Договора N ПАО-ДД/В-658/20 от 30.12.2020 Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по определению ремонтопригодности и ремонту деталей, узлов и колесных пар грузовых вагонов (далее - ремонт) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в соответствии с письменными заявками на выполнение работ по ремонту Заказчика (далее - Заявки), составленными по форме Приложения N 1 к Договору.
В соответствии с п. 1.1 Договора N ПАО-ДД/В-671/20 от 30.12.2020 Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по текущему ремонту (далее - ремонт) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в соответствии с письменными заявками на выполнение работ по ремонту Заказчика (далее - Заявки), составленными по форме Приложения N 1 к Договору.
29.09.2023 между Акционерным обществом "Федеральная грузовая компания" и Акционерным обществом "Первая грузовая компания" (прежнее наименование Публичное акционерное общество "Первая Грузовая Компания") был заключен Договор купли-продажи железнодорожных вагонов N ДД/3-817/21/ФГК-1311-9 (далее - Договор купли-продажи), в соответствии с которым АО "ПГК" приобрело в собственность грузовые железнодорожные вагоны в количестве 4 986 штук.
Пунктом 3.12 Договора купли-продажи предусмотрено, что Продавец (АО "ФГК") предоставляет гарантию на вагоны до даты проведения первого планового ремонта после передачи вагонов в объеме прав, указанных в гарантийных обязательствах вагоноремонтных предприятий в договорах на ремонты.
Продавец по требованию Покупателя уступает права и обязанности по указанным договорам на дату обнаружения неисправности Товара.
24.05.2022 между Акционерным обществом "Федеральная грузовая компания" и Акционерным обществом "Первая грузовая компания" заключено соглашение об уступке гарантийных прав требования N ДД/В-519/22/ФГК-536-15 (далее - Соглашение об уступке), в соответствии с которым АО "ФГК" уступило АО "ПГК" все права требования выполнения вагоноремонтным предприятием гарантийных обязательств по Договорам на ремонт, возникающих в связи с проведением вагоноремонтным предприятием деповского/капитального ремонта вагонов.
В соответствии с п. 8 указанного соглашения гарантийные права требования считаются перешедшими от АО "ФГК" к АО "ПГК" с 10.10.2021.
Таким образом, в силу заключенного между АО "ФГК" и АО "ПГК" соглашения об уступке АО "ПГК" приобрело право требования к АО "ВРК-2" выполнения гарантийных обязательств по договорам N N ФГК-309-15 от 18.06.2018, 35-Д/ФГК-341-15 от 24.05.2019, ФГК-342-15 от 24.05.2019.
Согласно п. 1.1. Договоров N N ФГК-309-15 от 18.06.2018, 35-Д/ФГК-341-15 от 24.05.2019 Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по деповскому ремонту грузовых вагонов (далее - работы), принадлежащих Заказчику (далее - грузовые вагоны) по согласованному Сторонами Месячному плановому заданию на проведение ремонта грузовых вагонов (далее - Месячное плановое задание).
Согласно п. 1.1. Договора N ФГК-342-15 от 24.05.2019 Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по капитальному ремонту грузовых вагонов (далее - работы), принадлежащих Заказчику (далее - грузовые вагоны) по согласованному Сторонами Месячному плановому заданию на проведение ремонта грузовых вагонов (далее - Месячное плановое задание).
По условиям Договоров АО "ВРК-2" выполнило ремонт колёсных пар, а также капитальный/деповской и текущий ремонт вагонов, указанных в расчете исковых требований, что подтверждается представленными в материалы дела Актами о выполненных работах (оказанных услугах).
Согласно абз. 1 п. 6.1 Договора N АО-ДД/В-1025/16 от 30.12.2016 и п. 6.2. Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020 гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года), с последующими изменениями и дополнениями в Положении о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, при условии соблюдения правил эксплуатации и требований по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Срок гарантийной ответственности исчисляется от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М.
Согласно п. 6.2 Договора N ПАО-ДД/В-658/20 от 30.12.2020 гарантийный срок на выполненные Подрядчиком работы по ремонту колесных пар устанавливается в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. N 57).
Гарантия на работы по ремонту узлов и деталей грузовых вагонов предоставляется Подрядчиком до следующего планового ремонта грузового вагона.
В соответствии с п. 6.2. Договора N ПАО-ДД/В-671/20 от 30.12.2020 гарантия по ремонту грузовых вагонов предоставляется на фактически проведенные Подрядчиком работы до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта РФ от 21.12.2010 г. N 286, начиная с даты оформления уведомления формы ВУ-36-М, за исключением повреждений и эксплуатационных неисправностей.
Гарантийный срок на выполненные Подрядчиком работы по ремонту колесных пар устанавливается в соответствие с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. N 57).
Гарантийный срок на установленные при ремонте новые узлы и детали, собственности Подрядчика, находящихся на гарантийной ответственности заводов-изготовителей, устанавливается до окончания гарантийного срока, установленного заводом-изготовителем.
Гарантийный срок на установленные при ремонте бывшие в употреблении литые детали тележки, собственности Подрядчика, устанавливается на срок до оформления ВУ-23, при проведении следующего планового ремонта грузового вагона.
В период действия гарантийных обязательств АО "ВРК-2" на выполненные работы по ремонту, спорные вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт в связи с обнаружением технологических неисправностей (указаны в расчёте ущерба).
В соответствии с абз. 8 п. 6.1. Договора N АО-ДД/В-1025/16 от 30.12.2016 отказ грузового вагона или его составной части признаётся гарантийным случаем на основании расследования, проведённого в соответствии с действующим на дату расследования нормативным документом, регламентирующим ведение рекламационно-претензионной работы, в вагонном хозяйстве с оформлением акта-рекламации формы ВУ-41, с необходимыми приложениями, подтверждающими вину Подрядчика.
Согласно п. 6.3. Договоров N N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-658/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-671/20 от 30.12.2020 в случае внеплановой отцепки по неисправности деталей и узлов в период действия гарантийных обязательств Стороны осуществляют рекламационно-претензионную работу в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного НП "ОПЖТ" 18.03.2020 или иным документом, принятым вместо него.
В соответствии с п. 6.2. Договоров N N ФГК-309-15 от 18.06.2018, 35-Д/ФГК-341-15 от 24.05.2019, 36-Д/ФГК-342-15 от 24.05.2019 расследование случаев причин отцепки грузового вагона и ведение рекламационной работы проводится в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утверждённым 26.07.2016 Президентом НП "ОПЖТ" В.А. Гапановичем (далее - Регламент), либо документом, введенным в действие взамен него.
Согласно п. 1.7. Регламента расследования по итогам расследования составляется акт-рекламация.
Факт выполнения некачественного ремонта подтверждается Актами-рекламациями, которыми установлено, что неисправность спорных вагонов возникла в связи с некачественным ремонтом, проведенным депо Ответчика АО "ВРК-2".
После проведённого ответчиком ремонта спорных вагонов условные номера клеймения этих депо переданы от предприятий АО "ВРК-2" предприятиям ООО "НВК", что подтверждается письмами ООО "НВК" от 27.12.2021, 30.12.2021.
Именно в связи с передачей условных номеров клеймения от АО "ВРК-2" к ООО "НВК" в Актах-рекламациях указано, что ответственным за выявленные неисправности являются соответствующие депо ООО "НВК".
Однако данные обстоятельства никак не влияют на ответственность АО "ВРК-2", поскольку работы по ремонту вагонов выполнялись вагоноремонтными депо АО "ВРК-2", что подтверждается Актами о выполненных работах (оказанных услугах).
Согласно п. 17.1 Руководства по капитальному ремонту грузовых вагонов и п. 18.1 Руководства по деповскому ремонту вагоноремонтные предприятия, выполняющие капитальный/деповской ремонт вагонов, несут ответственность за качество и работоспособность отремонтированных вагонов и их деталей до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления о приемке вагона из ремонта формы ВУ36М при соблюдении правил их эксплуатации.
В соответствии с п. 15 Руководства по текущему отцепочному ремонту предприятие, производящее текущий отцепочный ремонт вагонов, несет ответственность за качество сборки и комплектацию узлов, по которым вагон был отцеплен в ТОР на срок до следующего планового ремонта при соблюдении требований эксплуатации грузовых вагонов, принятых железнодорожными администрациями или законодательными актами, кроме неисправностей эксплуатационных кодов в соответствии с классификатором "Основные неисправности вагонов" КЖА 2005 05.
По кодам неисправностей 404, 407, 901 согласно п. 6.4. Договора N АО-ДД/В1025/16 от 30.12.2016 и п. 6.3.5 Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020 не требуется предоставление Акта-рекламации.
Согласно п. 6.4. Договора N АО-ДД/В-1025/16 от 30.12.2016 и п. 6.3.5 Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020 возмещение убытков, связанных с устранением указанных технологических неисправностей производится без применения положений и условий, предусмотренных Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы от 26.07.2016 или иного документа, принятого взамен.
В связи с некачественным ремонтом вагонов, выполненным депо АО "ВРК-2", АО "ПГК" понесло убытки в сумме 1 013 950 руб. 82 коп.
Согласно п. 6.3. Договора N АО-ДД/В-1025/16 от 30.12.2016 расходы, понесённые Заказчиком по вине Подрядчика, связанные с оплатой провозных платежей в/из ремонт (а), оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, возникшие вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, Заказчик предъявляет и направляет в депо Подрядчика, производившему ремонт грузового вагона/отказавшего узла, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.1. Договора, путем направления претензии с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с п. 6.3.2. Договоров N N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-658/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-671/20 от 30.12.2020 расходы, понесённые Заказчиком за выполненные работы по устранению дефектов (в том числе тариф за передислокацию вагона от места отцепки до места проведения ремонта и обратно до станции отцепки, составлению рекламационных документов, контрольно-регламентным работам, а также неустойку, указанную в пункте 6.6. Договора), возникшие в течение гарантийного срока из-за некачественно выполненных работ, Заказчик в претензионном порядке предъявляет Подрядчику, производившему плановый ремонт, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.2. Договора.
Согласно п. 6.3.3. Договоров N N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В658/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-671/20 от 30.12.2020 документами, необходимыми и достаточными для предъявления претензии, являются: копия акта-рекламации формы ВУ41М, копии документов, подтверждающие оплату выполненных работ по устранению неисправности.
В соответствии с п. 6.6. Договора N ФГК-309-15 от 18.06.2018 Подрядчик обязан возместить Заказчику все документально подтверждённые расходы, возникшие у Заказчика по вине Подрядчика, в том числе, связанные с оплатой провозных платежей в ремонт и из ремонта, оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, и за детали, установленные на грузовой вагон взамен забракованных и неподлежащих ремонту, а также расходы, связанные с подачей-уборкой грузовых вагонов на ремонтные позиции, контрольно-регламентными работами и оформлением рекламационных документов.
Согласно п. 6.6. Договоров N N 35- Д/ФГК-341-15 от 24.05.2019, 36-Д/ФГК-342- 15 от 24.05.2019 Подрядчик обязан возместить Заказчику все документально подтверждённые расходы, возникшие у Заказчика по вине Подрядчика, в том числе, связанные с оплатой провозных платежей в ремонт и из ремонта, в сумме не более тарифа в ремонт, оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока и за детали, установленные на вагон взамен забракованных и не подлежащих ремонту, в том числе стоимость детали Заказчика, в случае если деталь пришла в негодность по причине нарушения технологии ремонта Подрядчиком, а также расходы связанные, с подачей и уборкой грузовых вагонов на ремонтные пути, контрольно-регламентными работами и оформлением рекламационных документов. При этом, в случае отцепки вагона в текущий ремонт по двум кодам неисправности (технологической и эксплуатационной), вне зависимости от того, какой код неисправности первый, стоимость контрольно-регламентных работ и сбор за подачу-уборку вагона, предъявляются Подрядчику в размере 50% от их стоимости.
Размер убытков по текущему отцепочному ремонту и оформлению рекламационно-претензионной документации подтверждается приложенными актами о выполненных работах (оказанных услугах) с приложением расчётно-дефектных ведомостей, размер убытков по уменьшению стоимости колёсной пары подтверждается приложенной информацией об оценке, размер расходов в виде добора провозной платы подтверждается приложенными железнодорожными транспортными накладными.
В соответствии с п. 6.6. Договоров N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020, N ПАО-ДД/В-658/20 от 30.12.2020, ПАО-ДД/В-671/20 от 30.12.2020 Подрядчик обязуется возместить Заказчику все убытки, возникшие вследствие некачественного проведения Подрядчиком работ, предусмотренных Договором, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.2. Договора, включая оплату провозных платежей за доставку грузовых вагонов в ремонт и из ремонта до станции назначения, а также неустойку в размере доходной ставки за один Вагон в сутки, опубликованной в ежемесячном отчете издания "Промышленные грузы" (https://promgruz.com/) за календарный день за период, в течение которого Заказчик не имел возможности использовать грузовой вагон по назначению. Неустойка рассчитывается на каждый грузовой вагон, отремонтированный плановыми видами ремонта по Договору, от даты оформления уведомления формы ВУ-23 до даты ВУ-36.
Согласно п. 7.3. Договоров N N 35-Д/ФГК-341-15 от 24.05.2019, 36-Д/ФГК-342-15 от 24.05.2019 в случае нарушения сроков ремонта грузовых вагонов, указанных в пункте 4.1. Договора, Заказчик в праве взыскать с Подрядчика штраф за каждые сутки нахождения грузового вагона в нерабочем парке с даты прибытия вагона на станцию ремонта и до оформления формы ВУ-36 (в неполных сутках интервалы до 6 часов отбрасываются, а от 6 часов - считаются полными сутками) в размере 1 700 (одна тысяча семьсот) рублей для полувагонов, 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей для крытых вагонов, 1 000 (одна тысяча) рублей для платформ, 900 (девятьсот) рублей для цистерн и 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей для прочего рода подвижного состава.
В соответствии п. 7.15. Договора N ФГК-309-15 от 18.06.2018 при обнаружении неисправностей в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (далее - дефекты), Заказчик в праве взыскать с Подрядчика штраф в размере 850 (восемьсот пятьдесят) рублей за каждые сутки нахождения вагона в нерабочем парке с даты составления формы ВУ-23 и до оформления формы ВУ-36 (в неполных сутках интервалы до 6 часов отбрасываются, а от 6 часов - считаются полными сутками).
В связи с изложенным, истец заявляет также о взыскании с ответчика неустойки, за простой вагонов в ремонте в размере 258 199 руб.
Направленные истцом в адрес ответчика претензии были удовлетворены частично, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 12 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения (статья 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации) кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.
Статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности неустойкой (штрафом, пеней), которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу положений ст. 721, 722 ГК РФ, и условий Договоров гарантийный срок распространяется на все узлы и детали вагона, независимо от фактически выполненного объема работ на вагоне и устанавливается до проведения следующего планового ремонта. В пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за недостатки (дефекты) выполненных работ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт несения истцом убытков в связи с выявленными недостатками вагонов, несет ответчик в рамках принятых гарантийных обязательств, что подтверждено материалами дела, проверив представленный истцом расчет неустойки и признав его верным и обоснованным, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению по следующим основаниям.
По условиям Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020 убытки по вагону N 58459546 по неисправности "трещина запасного резервуара" (код 407) возмещаются ответчиком без проведения расследования на основании претензии и документов, подтверждающих несение затрат на ремонт.
Факт приемки ОАО "РЖД" вагона из планового ремонта без замечаний не снимает с исполнителя ответственности за выявленные в период гарантийного срока технологические неисправности.
Ремонт вагона N 58459546 проводился по условиям Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020.
Требования по вагону N 58459546 заявлены в связи с выявлением в период гарантийной ответственности ответчика неисправности код 407 - трещина запасного резервуара.
Согласно п. 6.2. Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020 "гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года), с последующими изменениями и дополнениями в Положении о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, при условии соблюдения правил эксплуатации и требований по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Срок гарантийной ответственности исчисляется от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М".
Пунктом 6.3.5 Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020, Сторонами согласован упрощенный порядок возмещения расходов, в том числе по коду 407, по которому предъявляются требования.
В соответствии с п. 6.3.5. Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30,12.2020 "убытки, понесённые Заказчиком, по оплате за выполненные работы по устранению неисправностей (коды неисправностей 348, 441, 404, 407, 607, 310, 304, 603, 547, 218, 340, 203, 450, 158, 160, 901) в соответствии с классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов (КЖА 2005 04)", а также по оплате тарифа за передислокацию вагона от места отцепки до места проведения ремонта и обратно до станции отцепки, сбора за подачу-уборку грузового вагона в (из) ремонт(а), контрольно-регламентных работ, неустойку, указанную в пункте 6.6. Договора, возникших в течение гарантийного срока, Заказчик предъявляет Подрядчику, производившему плановый ремонт грузового вагона/отказавшего узла, путем направления претензии без применения положений и условий, предусмотренных Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного НП "ОПЖТ" 18.03.2020, или иного документа, принятого вместо него, с приложением копий следующих документов:
- акт о выполненных работах (оказанных услугах);
- калькуляция или расчётно-дефектная ведомость на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона;
- счет-фактура на оплату выполненных работ (оказанных услуг);
- платежное поручение об оплате выполненных работ (оказанных услуг)".
То есть условиями договора предусмотрено, что ответчик производит возмещение убытков по неисправности "трещина запасного резервуара" (код 407) без проведения расследования на основании претензии и документов, подтверждающих несение затрат на ремонт.
Также стоит отметить, что ВЧДЭ Брянск ОАО "РЖД" осуществляло ремонт корпуса запасного резервуара, при этом ВЧД Витебск осуществляло ремонт другой части данной детали, а именно устраняло ослабление крепления труб воздухопровода и тормозных приборов, что подтверждается приложенным в материалы дела Актом о приёме-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) от 19.05.2022 N ВЧД 11-821/22.
В соответствии с разделом 15 "РД 32 ЦВ-056-07. Руководящий документ, грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" "гарантийная ответственность предприятия, проводившего текущий отцепочный ремонт, не распространяется на технологические неисправности в случае отцепки вагона в ремонт по одному и тому же коду неисправности, если дефект был расположен в месте, отличном от отраженного в дефектной ведомости предыдущего ремонта".
Таким образом, исходя из условий договора и фактических обстоятельств дела, следует, что требования о взыскании убытков по вагону N 58459546 в размере 4 861,23 руб. предъявлены к ответчику правомерно.
Довод ответчика о том, что он не несёт ответственность за выявленный в период гарантийной ответственности неисправности "излом пружины" (код 214), поскольку указанная неисправность является технологической, подлежит отклонению.
Факт приёмки ОАО "РЖД" вагона из планового ремонта без замечаний не снимает с исполнителя ответственности за выявленные в период гарантийного срока недостатки.
Как было указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 305-ЭС16-4427 по делу N А40-50219/2015, "распространяя свое действие на период после приемки выполненных работ, гарантийное обязательство по Договору подряда является длящимся и подразумевает, что недостаток, проявившейся в течении гарантийного срока, возникает ввиду ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по выполнению работ".
Выявленные спорные неисправности вагонов являются скрытыми недостатками, которые были выявлены в период гарантийного срока, осмотрщик вагонов при приемке вагона из ремонта, при подготовке вагона под погрузку при визуальном осмотре не мог их выявить.
Все скрытые недостатки, которые Подрядчик не устранил при проведении ремонта или провел работы с нарушением руководящих документов, развиваются и проявляются в период эксплуатации вагонов.
Доказательств нарушения эксплуатации спорных вагонов или их повреждения в процессе эксплуатации ответчиком не представлено.
Осмотрщик вагонов при приемке вагонов из ремонта не может визуально выявить микротрещины в толще металла, которые получают свое развитие в процессе эксплуатации вагона и выходят на поверхность в виде трещин, изломов и обрывов по старым трещинам и непроварам сварных швов, равно как и не имеет возможности определить недостаточную силу затяжки болтов и гаек, что приводит со временем к ослаблению креплений пятников, сдвигам буксовых узлов колесных пар.
Кроме того, осмотрщик вагонов при приемке вагонов из ремонта не может визуально выявить разницу пружин по высоте, когда речь идет о расхождениях в миллиметрах, что только со временем после неоднократной погрузки вагона приводит к излому витков пружин.
Ремонт грузовых вагонов в рамках Договоров осуществляется, в том числе, в соответствии РД "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту" РД 32 ЦВ 169-2017 (далее - Руководство по деповскому ремонту) и "РД 32 ЦВ 168-2017. Руководящий документ. Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов" (далее - Руководство по капитальному ремонту).
Согласно абз. 4 п. 4.5. Руководства по деповскому ремонту "депо при приёмке вагона в ремонт должно произвести визуальный осмотр, а при необходимости, и инструментальную проверку вагона, определив объём и вид его ремонта, а для цистерн, дополнительно, анализ воздушной смеси внутри котла на предмет дегазации и взрывобезопасности".
В соответствии с п. 4.1. Руководства по капитальному ремонту "дефектацию сборочных единиц и деталей вагонов грузовых проводят методом визуального контроля с использованием контрольно-измерительных приборов".
Пунктом 4.2 Руководства по капитальному ремонту и п. 4.7. Руководства по деповскому ремонту установлено, что объем работ отражается в дефектной ведомости ремонтных работ формы ВУ-22-М.
Согласно п. 18.1 Руководства по деповскому ремонту "вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов, несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов".
В соответствии с п. 17.1. Руководства по капитальному ремонту "вагоноремонтные предприятия, выполняющие капитальный ремонт вагонов, несут ответственность за качество и работоспособность отремонтированных вагонов и их деталей до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления о приемке вагона из ремонта формы ВУ-36-М при соблюдении правил их эксплуатации".
Таким образом, объем необходимых к выполнению работ определяется вагоноремонтным предприятием самостоятельно, вагоноремонтное предприятие несет гарантийную ответственность и риск отцепки грузового вагона в текущий отцепочный ремонт, по дефектам (в том числе скрытым), которые возникли вследствие некачественно выполненных работ либо не были выявлены и не были устранены при проведении деповского ремонта грузового вагона.
По условиям Договоров Заказчик не ограничивает Подрядчика в определении необходимого объема ремонтных работ с целью выполнения, принятых на себя обязательств по обеспечению исправной работы грузовых вагонов в течение всего гарантийного срока, установленного как договором, так и нормативными документами.
Договоры заключался с ответчиком как с организацией, обладающей специальными познаниями в области выполнения плановых и текущих видов ремонта грузовых вагонов, а также имеющей необходимое техническое оснащение.
Согласно п. 1 ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иными правовыми актами, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работ должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.
Согласно абз. 1 п. 6.1 Договора N АО-ДД/В-1025/16 от 30.12.2016 и п. 6.2. Договора N ПАО-ДД/В-663/20 от 30.12.2020 "гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года), с последующими изменениями и дополнениями в Положении о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, при условии соблюдения правил эксплуатации и требований по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Срок гарантийной ответственности исчисляется от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М".
В соответствии с п. 6.1.1. Договора N 35-Д/ФГК-341-15 от 24.05.2019 "гарантийный срок на грузовые вагоны, отремонтированные деповским ремонтом, устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 16-17.10.2012 г. N 57), начиная от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ- 36-М, вне зависимости от текущих ремонтов, проведенных вагонам в гарантийный срок по эксплуатационным неисправностям или по кодам технологических неисправностей, отличных от кода отцепки вагона, в соответствии с классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" КЖА 2005-05, за исключением случаев, когда узлы и детали грузового вагона были заменены или отремонтированы в ТР-2 на предприятиях третьих лиц".
Согласно п. 4.13 Руководства по деповскому ремонту "при выпуске из деповского ремонта все ответственные узлы вагона - колесные пары, детали тележек (рама боковая, надрессорная балка являются частью тележки), автосцепное устройство, тормозное оборудование, отремонтированные детали рам кузовов, должны иметь соответствующие клейма, знаки и надписи, указывающие место и дату изготовления, ремонта и испытания".
Из актов-рекламаций следует, что на забракованных деталях и узлах нанесены клейма предприятий ответчика, которые свидетельствуют о том, что забракованные детали последним подвергались осмотру и ремонту именно ответчиком.
Ответчик, поставив на детали свое клеймо, представил гарантию на них до следующего планового ремонта.
Обязательство (в части гарантийных обязательств) по договору подряда является длящимся, следовательно, недостаток может выявиться в период всего гарантийного срока, то есть в период эксплуатации вагонов до следующего планового ремонта.
Согласно пункту 2.1 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы работниками ОАО "РЖД" были направлены ответчику телеграммы о вызове его представителя для участия в расследовании отцепки вагонов в текущий ремонт.
При несогласии с заключением рекламационного акта, Вагоноремонтным предприятиям предоставлено право на обжалование акта в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Между тем, ответчиком вышеуказанные акты формы ВУ-41-М, составленные комиссией эксплуатационными вагонными депо ОАО "РЖД", не оспаривались.
Акт-рекламация формы ВУ-41, составленный комиссионно в установленном порядке компетентной комиссией ОАО "РЖД", является итоговым документом, определяющим причины возникновения дефектов, а также предприятия, виновные в возникновении дефектов.
Факты отцепки вагонов по технологическим неисправностям подтверждаются рекламационными актами.
Акты-рекламации являются допустимым и достоверным доказательством противоправности, вины и причинно-следственной связи между проведенным подрядчиком ремонтом и выявленными технологическими неисправностями вагона, обусловленные некачественно выполненным ремонтом.
В связи с изложенным ответственность за выявленные недостатки несет ответчик в рамках принятых на себя гарантийных обязательств.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2023 года по делу N А40-27815/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27815/2023
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 2"