г. Киров |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А82-17875/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой М.М.,
при участии представителей
истца: Поваровой Т.В. по доверенности от 03.11.2022,
ответчика: Галочкиной Н.В. по доверенности от 31.07.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2023 по делу N А82-17875/2022
по иску акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"
(ОГРН: 1077606005663; ИНН: 7606066274)
к региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области
(ОГРН: 1107600001233; ИНН: 7604194785)
об обязании прекратить формирование средств фонда капитального ремонта, обязании перечислить денежные средства,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Трансэнерго"
(ОГРН: 1035006119587; ИНН: 5031033615),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - ответчик, Фонд) с требованиями обязать Фонд прекратить формирование средств фонда капитального ремонта и перечислить денежные средства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" (далее - третье лицо, общество "Трансэнерго").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец указывает, что на момент принятия решения о смене способа формирования капитального ремонта задолженность у собственников отсутствовала.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Третье лицо отзыв не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Ярославль, ул. Щапова д. 12 (далее - МКД) (договор управления МКД от 01.01.2008 N 2-029).
Внеочередным общим собранием собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 01.09.2021 N 1, приняты решения, в том числе:
- изменить способ формирования фонда капитального ремонта МКД на счете регионального оператора на способ формирования капитального ремонта МКД на специальном счете: прекратить формировать фонд капитального ремонта МКД на счете регионального оператора и формировать фонд капитального ремонта МКД на специальном счете Общества (вопрос N 3);
- определить владельцем специального счета Общество (вопрос N 4);
- установить размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере 8 рублей 14 копеек (вопрос N 5),
- выбрать лицо, уполномоченное на оказание услуг по предоставлению платежных документов, - Общество (вопрос N 6);
- выбрать кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет - АО "Альфа-банк" (вопрос N 7),
- наделить Общество полномочиями представлять интересы всех собственников помещений в МКД в Фонде по всем вопросам, касающимся организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД (вопрос N 8).
28.10.2021 Общество направило в адрес Фонда документы о смене способа формирования средств капитального ремонта.
В письме от 10.01.2022 N 08-04/7 Фонд указал, что документы, представленные Обществом, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь частями 1, 2 статьи 173, частью 4 статьи 179, частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку у собственников помещений в МКД имеется задолженность по оплате работ по капитальному ремонту в МКД.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
На основании части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 173 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.
В соответствии с частью 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 данной статьи.
Аналогичный срок установлен в пункте 5 статьи 24 Закона Ярославской области от 28.06.2013 N 32-з "Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области" (далее - Закон N 32-з).
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 24 Закона N 32-з решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется региональному оператору, на счет, счета которого перечисляются эти взносы.
Как следует из материалов дела, решение 01.09.2021 собственников МКД о смене способа формирования средств капитального ремонта Общество направило в адрес Фонда 28.10.2021.
Фонд получил данные документы 09.11.2021.
Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 N 1779-п "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 - 2043 годы" были запланированы работы по замене лифтового оборудования МКД на 2020-2021 годы.
Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае доказательств принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о переносе сроков капитального ремонта МКД не имеется.
В силу части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
В части 6 статьи 189 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Из пояснений Фонда следует, что предложения собственникам помещений в МКД о проведении капитального ремонта лифтового оборудования были донесены путем размещения информации в платежном документе, размещения органами местного самоуправления информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении МКД.
В письме от 05.04.2023 N 01-10/16304-27 Территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля подтвердила уведомление собственников помещений в МКД о проведении ремонта путем развешивания объявлений у входа в подъезды дома.
Собственники помещений решение о проведении капитального ремонта не приняли.
Мэрией г. Ярославля принято постановление от 13.09.2021 N 855 о проведении капитального ремонта, в том числе в МКД, в 2022-2024 годах.
До вступления в силу решения собственников помещений в МКД о смене способа формирования фонда капитального ремонта, у Фонда сохранялась обязанность по организации капитального ремонта, в сроки, предусмотренные региональной программой и Мэрией г. Ярославля.
29.10.2021, то есть до получения протокола от 01.09.2021 N 1, на электронной площадке Фондом было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
19.11.2021 состоялось рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол.
02.12.2021 между Фондом и обществом "Трансэнерго" был заключен договор N 17гп/2021на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизации) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, в том числе в отношении МКД. По условиям договора стоимость работ составляет: 576 116 рублей - проектные работы, 14 402 915 рублей - ремонт лифтового оборудования.
Работы по замене лифтового оборудования в МКД завершены, о чем составлены акты ввода лифта в эксплуатацию от 16.01.2023.
Данные обстоятельства истец не оспаривает.
Из пояснений ответчика следует, что услуги по разработке проектной документации оплачены 11.02.2022 в размере 576 116 рублей.
Согласно сведениям, представленным ответчиком в отношении МКД, на счете регионального оператора по состоянию на ноябрь 2022 года собраны денежные средства собственников МКД в размере 7 142 855 рублей 91 копеек, что недостаточно для оплаты работ по замене лифтового оборудования в МКД.
Истец не опровергает данные обстоятельства, в том числе на данный момент недостаточный для оплаты выполненных работ размер денежных средств, собранных собственниками МКД.
При таких обстоятельствах, учитывая положения частей 2 и 5 статьи 173 ЖК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
До настоящего времени имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате выполненных работ по капитальному ремонту спорного МКД. В связи с чем на Фонд не может быть возложена обязанность по передаче Обществу денежных средств, полученных от собственников МКД в фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как не свидетельствующие о наличии достаточных оснований для удовлетворения иска в ситуации недостаточности средств фонда капитального ремонта для оплаты выполненных работ по капитальному ремонту МКД. Довод истца, что на момент принятия решения о смене способа формирования капитального ремонта задолженность у собственников отсутствовала, не принимается, поскольку в отношении решения собственников предусмотрен срок вступления его в силу.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2023 по делу N А82-17875/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17875/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Трансэнерго"