город Ростов-на-Дону |
|
13 сентября 2023 г. |
дело N А32-27417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2023
по делу N А32-27417/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис"
к некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
при участии третьего лица: Управления ЖКХ и ТЭК администрации муниципального образования Туапсинский район
о признании незаконными действий в части исключения из краткосрочного плана,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (далее - общество) с заявлением к некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - организация) о признании незаконным действия организации в части составления акта о непредоставлении доступа от 15.04.2021 и акта о непредоставлении доступа от 15.05.2021 для определения в порядке, утвержденном приказом Министерства, невозможности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в связи с воспрепятствованием выполнению таких работ собственниками помещений в многоквартирном доме расположенного по адресу: г. Туапсе, ул. Октябрьской Революции, д. 3; обязании организации с целью составления проекта муниципального краткосрочного плана на второй этап планового периода представить с сопроводительным письмом в адрес главы МО Туапсинский район, сведения по капитальному ремонту многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Туапсе, ул. Октябрьской Революции, д. 3 на второй этап планового периода, в которые включаются многоквартирные дома; взыскании с ответчика расходов по уплаченной государственной пошлины в размере 6000 руб.
Решением от 11.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
В акте от 15.04.2021 о воспрепятствовании выполнению ремонта общего имущества в МКД не указано наименование обслуживающей организации, а также отсутствует подпись ответственного за формирование муниципальных краткосрочных планов. В материалы дела не представлено доказательства направления уведомления в адрес главы муниципального образования Туапсинский район. Ответчиком не представлено доказательств об участии в повторной проверке от 15.05.2021 представителей органа местного самоуправления управления ЖКХ и ТЭК МО Туапсинский район.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края на 2014 - 2043 годы.
Истец является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Туапсе, ул. Октябрьской Революции, д. 3 (МКД), что подтверждается приложением к лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.04.2015 N 67.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Октябрьской Революции, д. 3 был включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта плановый период 2017-2019 на этап 2019 года на основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 06.12.2018 N 1975.
Поскольку до настоящего времени капитальный ремонт в указанном МКД не проведен, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
В соответствии с частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Таким образом, региональный оператор - это специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом РФ и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (ч. 1 ст. 20, ч. 2 ст. 178 ЖК РФ). Указанная организация исполняет функции технического заказчика работ (п. 3 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ).
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (п. 4 ч. 2, ч. 6 ст. 182 ЖК РФ).
Обращаясь в суд с настоящими заявленными требованиями общество указало на незаконные действия со стороны организации выразившиеся в составлении актов о непредоставлении доступа от 15.04.2021, от 15.05.2021, которые в свою очередь послужили основанием для принятия решения о переносе сроков проведения капитального ремонта МКД.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в обоснование исковых требований и возражений, установив, что представленными в материалы дела документами подтверждается факт воспрепятствования собственниками помещений производству работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований
Судебная коллегия, повторно рассмотрев материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддерживает позицию суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.04.2021 в адрес регионального оператора поступило письменное сообщение от подрядчика о факте воспрепятствования собственниками помещений производству работ по капитальному ремонту общего имущества в вышеуказанном МКД.
Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 01.12.2017 N 366 утвержден Порядок определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким образом оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 порядка невозможность выполнения работ по капитальному ремонту определяется наличием факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту.
В соответствии с пунктом 2.1 порядка, факт воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту устанавливается заказчиком на основании поступившего от подрядной организации письменного сообщения о таком факте.
Факт воспрепятствования собственниками помещений МКД выполнению работ по капитальному ремонту подтверждается соответствующими актами от 15.04.2021, N 2 от 15.05.2021.
Так, в ходе проверки, организованной региональным оператором был составлен акт от 15.04.2021 о воспрепятствовании оказания услуг / выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД. В комиссии кроме представителя регионального оператора, подрядчика и представителей собственников помещений участвовали также представители управления ЖКХ и ТЭК администрации МО Туапсинский район, которое уполномочено за формирование КПКР 2019.
При этом, факт отсутствия представителей "Жилкомсервис" был зафиксирован в акте от 15.04.2021, подписанным собственниками помещений МКД.
Факт воспрепятствования оказанию услуг / выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в вышеуказанном МКД подтвердился 15.05.2021 в ходе организованной повторно региональным оператором проверки, о чем был составлен соответствующий акт.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанный акт составлен с участием заместителя начальника отдела N 2 НКО "Фонд капитального ремонта МКД" - Червоный С.В., главного специалиста ПТО НКО "Фонд капитального ремонта МКД" - Данилов С.В., начальника управления ЖКХ и ТЭК администрации МО Туапсинский район - Шапошник В.Н.
Довод заявителя апелляционной жалобы ответчиком не представлено доказательств участия в повторной проверке от 15.05.2021 представителей органа местного самоуправления управления ЖКХ и ТЭК МО Туапсинский район, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как указывалось ранее, повторная проверка была проведена с участием начальника управления ЖКХ и ТЭК администрации МО Туапсинский район - Шапошник В.Н. При этом в указанном акте зафиксирован отказ от подписи представителя администрации, каких-либо причин отказа от подписи представителем не указано.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в дальнейшем указанный акт был направлен в администрацию МО Туапсинский район, при этом каких-либо замечаний по форме его составления администрацией не направлено.
Кроме того, из содержания акта от 15.05.2021 также следует осведомленность истца о проведенной проверке, что подтверждается подписью заместителя генерального директора ООО "Жилкомсервис" - Зайцева Ю.С.
Суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает, что обязанности регионального оператора по организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей его действий по обеспечению допуска собственниками в жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту. Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации на регионального оператора возложена обязанность обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.
При этом в силу подпункта "б" пункта 32 Правил N 354, управляющая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно подпункту "о" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать: дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт "е" пункта 34 Правил N 354).
С учетом вышеизложенного, действующим законодательством не предусмотрена обязанность Регионального фонда по организации допуска подрядных организаций в жилые помещения для производства работ по капитальному ремонту, при этом управляющей компании, обеспечивающей надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Правилами N 354 предоставлено право требовать допуска в жилое помещение.
Однако, как следует из материалов дела, на момент составления акта от 15.05.2021 допуск представителей подрядной организации для проведения капитального ремонта МКД, управляющей компанией обеспечен не был.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 04.05.2022 N 676 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Туапсинский район от 13 декабря 2018 N 2035 "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего - имущества собственников помещений в многоквартирных домах по плановому периоду 2017-2019 годов (этап 2019 года), расположенных на территории муниципального образования Туапсинский район" вышеуказанный МКД был исключен из КПКР 2019 года.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что принятое администрацией постановление обществом в установленном законом порядке обжаловано не было.
Таким образом, возобновить производство работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений вышеуказанного МКД не представляется возможным, ввиду внесения изменений в договор (в части исключения работ) и КПКР 2019 года в Туапсинском районе.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что региональный оператор действовал в полном соответствии с требованиями приказа министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 01.12.2017 N 366, своевременно уведомил лиц, уполномоченных на участие в мероприятии по проверке факта воспрепятствовании оказания услуг / выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества и подготовил все необходимые документы.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2023 по делу N А32-27417/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27417/2022
Истец: ООО УК "Жилкомсервис"
Ответчик: Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Третье лицо: Управление ЖКХ и ТЭК администрации муниципального образования Туапсинский район