г. Вологда |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А13-4308/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Черняевой Елены Викторовны представителя Проскуриной В.Г. по доверенности от 31.10.2022, от администрации города Вологды представителя Завьяловой А.А. по доверенности от 17.06.2021 N 72,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 июня 2023 года по делу N А13-4308/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Черняева Елена Викторовна (адрес: 160901, Вологодская область; ИНН 291101713041, ОГРНИП 322352500047447; далее - Предприниматель) обратилась в Вологодский городской суд с административным иском о признании незаконным постановления администрации города Вологды (адрес: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ИНН 3525064930, ОГРН 1033500051683; далее - Администрация) от 13.12.2022 N 2009 "Об отказе Черняевой Елене Викторовне в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:99"; возложении на Администрацию обязанности заключить договор аренды земельного участка, кадастровым номером 35:24:0501010:99.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 27.02.2023 по делу N 2а-1884/2023 дело по административному иску Предпринимателя о признании незаконным постановления Администрации от 13.12.2022 N 2009 и возложении обязанности устранить допущенные нарушения передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Вологодской области.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 10.04.2023 заявление принято к производству.
Определением суда первой инстанции от 23.05.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Налеухина Валентина Сергеевна.
Решением суда от 22.06.2023 заявление удовлетворено.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Спорный земельный участок предоставлялся собственникам объекта незавершенного строительства для завершения строительства. В отношении объекта незавершенного строительства в суд заявлено требование об его изъятии путем продажи с публичных торгов, данное требование принято к рассмотрению, решение об отказе в удовлетворении требований не принято.
Представитель Администрации в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против изложенных в апелляционной жалобе доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Налеухина В.С. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Предпринимателя, Администрации, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка для строительства от 25.04.2011 N 01-830 в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2014 N 1 Пеймер Татьяне Павловне предоставлен в аренду земельный участок, кадастровым номером 35:24:0501010:99, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Ярославская, для строительства здания детского развлекательного центра с детским кафе сроком до 14.04.2015.
На основании соглашения уступки от 23.01.2012 права по договору от 25.04.2011 N 01-830 на аренду вышеуказанного земельного участка перешли от Пеймер Татьяны Павловны к Налеухину Игорю Леонидовичу и Смирнову Виктору Викторовичу (договор о предоставлении в аренду земельного участка от 29.10.2018 N 24-1470гс для завершения строительства сроком на три года).
Поскольку право собственности на объект незавершенного строительства Налеухина Игоря Леонидовича перешло Налеухиной Валентине Сергеевне, в дополнительным соглашением от 14.03.2019 N 1 права и обязанности арендатора по договору аренды от 29.10.2018 N 24-1470гс от Налеухина Игоря Леонидовича перешли Налеухиной Валентине Сергеевне.
Договор о предоставлении в аренду земельного участка от 29.10.2018 N 24-1470гс прекращен в связи с истечением срока аренды.
На основании договора купли-продажи от 03.11.2022 Предприниматель приобрел у Смирнова Виктора Викторовича доли объекта незавершенного строительства, кадастровым номером 35:24:0501010:4653, и обратилась в Администрацию с заявлением на заключение договора аренды земельного участка, кадастровым номером 35:24:0501010:99, под объектом незавершенного строительства, кадастровым номером 35:24:0501010:4653.
Постановлением от 13.12.2022 N 2009 Администрация отказала Предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:99, указав на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Не согласившись с постановлением Администрации, Предприниматель обратилась с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, удовлетворил требование.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правомерно указал суд первой инстанции, основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 01.03.2015 регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2, пункту 5 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1); собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 данного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (подпункт 2).
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в ЗК РФ, так и в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), который дополнен статьей 239.1, в соответствии с пунктом 1 которой в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
В силу пункта 6 статьи 239.1 ГК РФ правила данной статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Как правомерно указал суд первой инстанции, с учетом пункта 33 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, положения статьи 239.1 ГК РФ распространяются также на договор аренды, заключенный после 01.03.2015 без проведения аукциона, в целях завершения строительства, в порядке подпункта 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
ЗК РФ предусмотрено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам (подпункт 8 пункта 8 статьи 39.11).
Согласно пункту 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Приведенные положения направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Из содержания подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды, без судебного решения.
Как указал суд, анализ указанных положений земельного и гражданского законодательства позволяет прийти к выводу о том, что права собственника публичного земельного участка на обращение с иском об изъятии объекта незавершенного строительства и собственника такого объекта на заключение договора аренды участка для завершения строительства связаны между собой. В отсутствие судебного акта об изъятии объекта незавершенного строительства в целях устранения юридической неопределенности судьбы объекта и земельного участка, на котором он расположен, собственник объекта вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Данные права публичного собственника земельного участка и собственника расположенного на нем объекта незавершенного строительства связаны между собой, что следует из анализа пункта 5 статьи 1 и подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ.
Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2023.
Из материалов дела видно, что Администрация в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка от 29.10.2018 N 24-1470гс, на котором расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий заявителю, в судебном порядке не заявила требование об изъятии данного объекта путем продажи с публичных торгов. Соответствующие требования предъявлены в суд в декабре 2022 года после обращения Предпринимателя с заявлением на заключение договора аренды земельного участка, кадастровым номером 35:24:0501010:99, под объектом незавершенного строительства, кадастровым номером 35:24:0501010:4653. Данные требования в настоящий момент не рассмотрены.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку с учетом нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта незавершенного строительства, принадлежащего на праве собственности Предпринимателю, в отсутствие судебного акта об изъятии этого объекта, спорный земельный участок не может быть предоставлен иным лицам и не может являться предметом аукциона, отказ Администрации в предоставлении в аренду земельного участка для завершения строительства препятствует заявителю завершить строительство и ввести объект в эксплуатацию, нарушает право собственности, баланс публичных и частных интересов. На основании изложенного, требования Предпринимателя о признании незаконным постановления Администрации от 13.12.2022 N 2009 "Об отказе Черняевой Елене Викторовне в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:24:0501010:99" подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержатся, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из материалов дела видно, что заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просил возложить на Администрацию обязанность заключить договор аренды земельного участка, кадастровым номером 35:24:0501010:99.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что, если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 АПК РФ).
С учетом вышеизложенного, с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на Администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка от 21.11.2022.
В силу пункта 26 Постановления N 21 при таком рассмотрении Администрация, как орган, наделенный публичными полномочиями, обязана учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось. Требование удовлетворено правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 июня 2023 года по делу N А13-4308/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4308/2023
Истец: ИП Черняева Елена Викторовна, Предприниматель Черняева Елена Викторовна, Предприниматель Черняева Елена Викторовна (представитель Проскурина Валентина Германовна)
Ответчик: Администрация города Вологды
Третье лицо: Налеухина Валентина Сергеевна