г. Чита |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А19-6108/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2023 года по делу N А19-6108/2023 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762; ИНН 3812122706) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2023 N 038/148/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-2195/2022,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Березин Павел Павлович,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - Забелиной К.Л. - представителя по доверенности от 09.02.2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, ОАО "ИЭСК" или общество) в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление или антимонопольный или административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2023 N 038/148/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-2195/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события вмененному обществу правонарушении.
Управление, не согласившись с указанным решением, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ОАО "ИЭСК" поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 (далее - АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Согласно пункту 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "ИЭСК", проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России 01.11.2022 обратился Березин П.П. с жалобой на нарушение ОАО "ИЭСК" срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств по договору от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС.
По результатам рассмотрения обращения Иркутским УФАС России в отношении ОАО "ИЭСК" вынесено определение от 01.12.2022 N 038/2890/22 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования антимонопольным органом установлено нарушение ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств хозяйственной постройки, находящейся на земельном участке по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, дополнительный отвод СНТ "Городское", участок 365, по договору от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС, заключенному с Березиным П.П.
По факту выявленного нарушения должностным лицом антимонопольного органа составлен протокол от 18.01.2023 N 038/52/23 об административном правонарушении, в соответствии с которым действия (бездействие) ОАО "ИЭСК" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Иркутского УФАС России от 02.03.2023 N 038/148/23 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях (бездействии) общества события правонарушения ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
На основании статьи 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2004 года N 180, протокол об административном от 18.01.2023 N 038/52/23 составлен ведущим специалистом-экспертом отдела товарных и финансовых рынков, а постановление от 02.03.2023 N 038/148/23 о назначении административного наказания по делу N 038/04/9.21-2195/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ вынесено заместителем руководителя - начальником антимонопольного контроля Иркутского УФАС России, то есть уполномоченными лицами.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является ОАО "ИЭСК", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, и в силу статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) являющаяся субъектом естественной монополии.
ОАО "ИЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктом 2 Правила технологического присоединения предусмотрено, что действие настоящих Правил распространяется, в том числе на случай присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 3 Правила технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил технологического присоединения установлено, что Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2021 N 299, действовавшей на момент подачи Березеным П.П. в ОАО "ИСЭК" заявки на присоединение, договор должен содержать, в том числе следующие существенное условие: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 14 Правила технологического присоединения установлено, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.03.2022 между Березиным П.П. и филиалом ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 1129/22-ВЭС (далее - договор от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС), в соответствии с которым сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее - технологическое присоединение): хозяйственная постройка, в том числе, по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электрического хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики),
максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;
категория надежности: III (третья);
класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение: 0,4 кВ (пункт 1).
Согласно пункту 2 договора от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС технологическое присоединение необходимо для электроснабжения хозяйственной постройки по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 28 км Байкальского тракта, дополнительный отвод СНТ "Городское", уч. 365.
В соответствии с пунктом 3 договора технологического присоединения установлено, что точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия).
Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении (пункт 4).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5).
Приложением к указанному договору составлены технические условия для присоединения к электрическим сетям, которыми в том числе предусмотрено строительство ВЛ0,4кВ с КТП 10/0,4 кВ (пункт 10.2).
Как указывалось выше, Березин П.П. 01.11.2022 обратился в Иркутское УФАС России с заявлением о нарушении порядка технологического присоединения, указав на неисполнение ОАО "ИЭСК" принятых по договору от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС обязательств в установленный срок.
По мнению Иркутского УФАС России, заявитель не выполнил мероприятия по технологическому присоединению, а именно по строительству ВЛ0,4кВ с КТП 10/0,4 кВ в установленный договором от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС и Правилами технологического присоединения срок, то есть до 01.09.2033.
Судом первой инстанции установлено, что принадлежащее Березину П.П. энергопринимающее устройство расположено на территории дополнительного отвода СНТ "Городское". СНТ "Городское" имеет подключение к объектам электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК", что подтверждается договором энергоснабжения (поставки) электрической энергии потребителю с присоединенной мощностью до 750 кВА от 29.10.2009 N 4673.
В дальнейшем к электрическим сетям заявителя подключены земельные участки (энергопринимающие устройства владельцев земельных участков), расположенные в границах дополнительного отвода СНТ "Городское", на основании договора от 21.08.2015 N 3057/18-ВЭС. Факт присоединения подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 19.01.2018 N 25317/18-ВЭС, подписанным между ОАО "ИЭСК" и СНТ "Городское". Основными характеристиками подключения являются: максимальная мощность 1500 кВт, совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов - 1890 кВА
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку земельный участок Березина П.П. расположен в границах СНТ "Городское", дополнительный отвод, и указанное товарищество имеет технологическое присоединение к сетям ОАО "ИЭСК", принцип однократности технологического присоединения соблюден.
Судом первой инстанции установлено, что согласно письму председателя правления СНТ "Городское" Желнина Е.А. невыполнимость присоединения энергопринимающих устройств Березина П.П. вызвана невозможностью выделения мощности от принадлежащей товариществу ТП, так как по договору от 21.08.2015 N 3057/18-ВЭС отбор мощности на участок N 365 не выделялся.
Между тем, как указал суд первой инстанции, тот факт, что СНТ "Городское" необходимо увеличивать мощность ЭПУ и объем поставляемой энергии членам СНТ и иным собственникам земельных участков, в том числе, бывшим членам СНТ (вышедшим из состава СНТ), не может повлечь неисполнение законодательного запрета на однократное присоединение к электрическим сетям, и, соответственно влечь обязанность ОАО "ИЭСК" присоединить энергопринимающие устройства членов СНТ повторно к сетям энергоснабжения.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом указанной ситуации СНТ "Городское" не лишено возможности обратиться в сетевую организацию с соответствующей заявкой на увеличение мощности в рамках договора от 21.08.2015 N 3057/18-ВЭС, в связи с увеличением количества объектов дополнительного отвода. Указанные вопросы в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены к ведению общего собрания собственников и не могут быть разрешены за счет ОАО "ИЭСК"
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Березин П.П. 02.02.2022 подал в филиал ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" заявку на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно в связи с новым строительством.
Березин П.П. просил осуществить технологическое присоединение хозяйственной постройки по адресу: 28 км Байкальского тракта, дополнительный отвод СНТ "Городское", уч. 365 (пункт 5 заявки).
В соответствии с пунктом 6 заявки максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, в том числе:
а) максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ;
б) максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств не указана.
Следовательно, Березин П.П. просил осуществить технологическое присоединение нового энергопринимающего устройства в отсутствие ранее присоединенных устройств, то есть впервые, что соответствует принципу однократности технологического присоединения.
Согласно пункту 8 (5) Правил технологического присоединения в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 N 1711 в отличие от предыдущей редакции заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом только в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества.
При этом предыдущей редакцией пункта 8 (5) Правил технологического присоединения действительно было предусмотрено, что заявка на технологическое присоединение подавалась в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии), как в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, так и в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества,
Однако пункту 8 (5) Правил технологического присоединения в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 N 1711 предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
При этом в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
При указанных обстоятельствах и в силу приведенных положений пункта 8 (5) Правил технологического присоединения суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае подача заявки на присоединение энергопринимающего устройства Березиным П.П. в соответствии с предусмотренным Правилами технологического присоединения общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств, самостоятельно, как физическим лицом, полностью соответствует положениям пункта 8 (5) Правил технологического присоединения в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 N 1711, действовавшей на момент подачи заявки.
Как указывалось выше, по результатам рассмотрения данной заявки 01.03.2022 между Березиным П.П. и филиалом ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 1129/22-ВЭС.
Счет по договору оплачен Березиным П.П. 01.03.2022.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства в срок, установленный договором от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС и Правилами технологического присоединения, то есть до 01.09.2033 не выполнила.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом установлено, что в целях исполнения принятых обязательств по договору от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС ОАО "ИЭСК" сетевой организацией осуществлены мероприятия, направленные на оформление прав на земельные участки для строительства объекта КТП 10/0,4 кВ N 1-3259 с ВЛ-0,4кВ от ВЛ-10кВ Дачное Городское, ПС 110/35/10кВ Дачная. Для выполнения работ по оформлению земельных участков для строительства объекта, разработке и утверждению проекта планировки и проекта межевания территории между ОАО "ИЭСК" и ООО "Аспект" заключены договоры на выполнение работ.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам обращения за публичным сервитутом обществом был получен отказ в его установлении (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению Администрации Иркутского муниципального образования от 02.05.2023 N 2351).
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
ОАО "ИЭСК", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, обязано соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является предельным и его исчисление начинается с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пункту 6.1 Договора от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС ОАО "ИЭСК обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" не исполнило принятые на себя обязательства согласно условиям договора и технических условий в установленный срок.
Действия (бездействие) ОАО "ИЭСК", выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по договору от 01.03.2022 N 1129/22-ВЭС, нарушают требования Правил технологического присоединения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что событие вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом повторности совершения является установленным и подтвержденным материалами дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Между тем, действия и мероприятия, осуществленные обществом, не привели в конечном итоге к своевременному исполнению ОАО "ИЭСК" обязательств перед потребителем по присоединению его энергопринимающих приборов к электрическим сетям, следовательно, нет оснований утверждать, что обществом приняты все надлежащие меры для соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств.
ОАО "ИЭСК" имело возможность для соблюдения установленных норм действующего законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных причин нарушения предельных сроков технологического присоединения общество в суд не представило.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил технологического присоединения.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации общество несет ответственность за результаты своей предпринимательской деятельности самостоятельно.
Кроме того, публичный статус ОАО "ИЭСК", как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права граждан, потребляющих электрическую энергию.
Следовательно, в действиях общества имеется вина в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушении" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждено наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств его совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Административное наказание (штраф) Управлением назначен обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильном применении норм материального права с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2023 года по делу N А19-6108/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6108/2023
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания "ИЭСК" в лице филиала "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Березин Павел Павлович