город Томск |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А45-12413/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Марченко Н.В., |
судей: |
Вагановой Р.А., |
|
Подцепиловой М.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техвэб" (N 07АП-6451/2023) на решение от 02.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12413/2023 (судья Редина Н.А.) по исковому заявлению акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН 1106659010600), г. Хабаровск к обществу с ограниченной ответственностью "Техвэб" (ОГРН 1185476001930), г. Новосибирск с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295), г. Москва в лице филиала Дальневосточной железной дороги (680000 г. Хабаровск, ул. М. Амурского, 20), 2) общества с ограниченной ответственностью "Эльга - Транс" (ОГРН 1102808000096, 676282 Амурская область, г. Тында, ул. Мохортова, д. 10, оф. 213) о взыскании 3 038 800 руб. штрафа за задержку вагонов под выгрузкой.
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Котова Е.А., доверенность N 62/23 от 29.03.2023.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - АО "ФГК") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Техвэб" (далее - ООО "Техвэб") с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общества с ограниченной ответственностью "Эльга - Транс" (далее - ООО "Эльга - Транс") о взыскании 3 038 800 руб. штрафа за задержку вагонов под выгрузкой.
Решением от 02.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Техвэб" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчика, о том, что простой вагонов был допущен не ответчиком, а владельцем пути необщего пользования - ООО "Эльга-Транс", тем самым возложена на ответчика уплата штрафа без наличия вины; судом не учтены доводы ответчика о невозможности предъявления АО "ФГК" подобного иска напрямую в адрес ООО "ТЕХВЭБ" при отсутствии договорных отношений между истцом и ответчиком.
АО "ФГК" в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на своей позиции.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2022 - январе 2023 года на железнодорожную станцию Улак Дальневосточной железной дороги в адрес грузополучателя ООО "ТЕХВЭБ", с подачей на подъездной путь необщего пользования ООО "Эльга-Транс", прибыли принадлежащие АО "ФПС" груженые вагоны N N 63821656, 61379871, 53708772, 60985256, 62926258, 63316749, 62683164, 60077930, 58377938, 64585953, 62104005, 61655908, 52936887, 61226726, 62369731, 64031883, 60384385, 63456529, 63443139, 68302843, 61490447, 54062971, 61569323. Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" N 680 установлено, что технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, составляет 20 часов 54 минуты. Задержка вагонов грузополучателем ООО "ТЕХВЭБ" на подъездном пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" превысила установленные сроки - спорные вагоны простаивали на подъездном пути от 8 до 80 дней, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение; выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2022 - январе 2023 года на железнодорожную станцию Улак Дальневосточной железной дороги в адрес грузополучателя ООО "ТЕХВЭБ", с подачей на подъездной путь необщего пользования ООО "Эльга-Транс", прибыли принадлежащие АО "ФПС" груженые вагоны N N 63821656, 61379871, 53708772, 60985256, 62926258, 63316749, 62683164, 60077930, 58377938, 64585953, 62104005, 61655908, 52936887, 61226726, 62369731, 64031883, 60384385, 63456529, 63443139, 68302843, 61490447, 54062971, 61569323.
Условиями договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" N 680, заключенного перевозчиком и владельцем пути, установлено, что подача вагонов на места погрузки-выгрузки производится локомотивом владельца подъездного пути.
В соответствии с требованиями пункта 3.1, 3.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования") при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Сдача и прием вагонов с проверкой пригодности в техническом и коммерческом отношении, при обслуживании локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования производится на выставочных железнодорожных путях.
Согласно пункту 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Таким образом, на момент подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, готовые к уборке вагоны должны быть поданы локомотивом владельца подъездного пути на выставочные пути.
Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" N 680 установлено, что технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест составляет 20 часов 54 минуты.
Задержка вагонов грузополучателем ООО "ТЕХВЭБ" на подъездном пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" превысила установленные сроки - спорные вагоны простаивали на подъездном пути от 8 до 80 дней.
По факту длительного простоя вагонов на подъездном пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" направлены обращения на имя управляющего директора ООО "Эльга-Транс" Сиреева М.А от 19.01.2023 N 72/АТОХбр, от 07.02.2023 N 137/АТОХбр о выводе порожних вагонов на выставочные пути, так как уборка вагонов после выгрузки производится локомотивом ветвевладельца ООО "Эльга-Транс".
Частью 6 статьи 62 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) предусмотрено, что выгрузка вагона, поданного локомотивом, принадлежащим перевозчику, должна быть осуществлена в течение тридцати шести часов с момента подачи вагонов под выгрузку.
В силу статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" N 17-ФЗ от 10.01.2003 АО "ФГК" как владелец вагонов является оператором железнодорожного подвижного состава.
Права АО "ФГК" при использовании принадлежащих ему вагонов не должны отличаться от прав перевозчика (п. 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017.
Следовательно, АО "ФГК", являющееся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 УЖТ РФ, за задержку принадлежащего ему вагона под выгрузкой.
В соответствии с частью 6 статьи 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 данного Устава.
Согласно части 2 статьи 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, принадлежащих перевозчикам, под выгрузкой по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузополучатели уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 УЖТ РФ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно положениям статьи 100 УЖТ РФ за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьей УЖТ РФ, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0, 2 размера минимального размера оплаты труда.
Исходя из положений статьи 99, 100 Устава и статьи 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", размер штрафа за каждый час задержки полувагонов под выгрузкой составляет 200 руб.
Подлежащий оплате штраф за задержку вагонов под выгрузкой сверх установленного времени, рассчитанный на основании сведений, указанных в ведомостях подачи и уборки вагонов, составил 3 038 800 руб.
Ответчик является юридическим лицом - коммерческой организацией.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В данном случае задержка уборки вагонов по вине владельца пути ООО "Эльга-Транс", либо по вине перевозчика ОАО "РЖД", не освобождает ответчика ООО "ТЕХВЭБ", об оплаты предусмотренного частью 6 статьи 62 УЖТ РФ штрафа.
Согласно материалам дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и владельцем подъездного пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному разъезду Улак от 12.09.2022 N 608.
Согласно пункту 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из выставочных путей необщего пользования N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 станции Верхний Улак железнодорожного пути необщего пользования владельца. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца, с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
На основании пункта 13 договора на железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливается технологический срок оборота вагонов 20 часов 54 минуты.
Согласно пункту 17 договора на условиях договора вагоны подаются контрагенту ООО "ТЕХВЭБ" (ОКПО 23358135), следовательно, именно ответчик обязан обеспечить своевременную выгрузку вагонов.
Учет времени нахождения вагонов на путях необщего пользования осуществляется перевозчиком на основании памяток приемосдатчика, оформляемых перевозчиком.
Согласно пункту 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003), время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Согласно пункту 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003) учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.
Согласно разделу 6.2 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р) памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (далее - памятка) составляется при подаче и уборке вагонов независимо от их принадлежности, в том числе в места общего и необщего пользования для выполнения грузовых операций.
Порядок заполнения памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45а, ГУ-45ВЦ) установлен в изменениях и дополнениях к Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности (Москва, "Транспорт", 1981 год) в соответствии с Указанием МПС России "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами" от 27.03.2000 N Д-720у (далее - Указание Д-720у).
В соответствии с пунктом 1 Указания Д-720у указанные памятки являются единым унифицированным первичным документом для организации учета подачи (уборки) вагонов на (с) места общего и необщего пользования.
Согласно требованиям пункта 1 приложения 1 Д-720у, памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов составляется при погрузке или выгрузке грузов на местах общего пользования и необщего пользования, в том числе при подаче (уборке) вагонов морским и речным портам, на новостроящиеся линии, на линии узкой колеи, в пункты подготовки вагонов и на пути ПТО, ВЧД для ремонта и других предприятий железнодорожного транспорта
На основании пунктов 6, 7 приложения 1 к Указанию МПС от 27.03.2000 N Д-720у памятка на подачу вагонов подписывается работниками железной дороги и принимающей стороной (грузоотправителем, грузополучателем, мастером вагонного депо, пункта подготовки вагонов, МЧ, представителем владельца (пользователя) подъездного пути, контрагента, имеющего договор, и т.д.) один раз при подаче локомотивом, не принадлежащим железной дороге, к местам погрузки, выгрузки - в момент окончания приемо-сдаточной операции на выставочном пути.
Памятка на уборку вагонов подписывается работниками железной дороги и сдающей стороной (грузоотправителем, грузополучателем, мастером вагонного депо, пункта подготовки вагонов, МЧ, представителем владельца (пользователя) подъездного пути, контрагента, имеющего договор, и т.д.) один раз - при уборке локомотивом, не принадлежащим железной дороге, с мест погрузки, выгрузки - в момент окончания приемо-сдаточной операции на выставочном пути.
Разделом 3 Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа ОАО "РЖД" (утв. распоряжением ОАО "РЖД" N 198р от 15.02.2005), определены "операции, выполняемые приемосдатчиком при подаче и уборке вагонов и контейнеров", выполняемые приемосдатчиком груза и багажа.
Пунктом 3.2 Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа ОАО "РЖД" установлено, что учет уборки (подачи) вагонов и контейнеров с(на) мест(а) необщего пользования производится по памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 (далее - памятка).
Таким образом, памятка приемосдатчика заполняется приемосдатчиком груза и багажа ОАО "РЖД".
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2010 N ГКПИ09-1616 признан недействующим пункт 4 §86 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, утвержденной Приказом Министерства путей сообщения СССР от 30.12.1978 N314 (в редакции Указаний МПС России от 27.03.2000 NД-720у), в соответствии с которым памятки приемосдатчика составлялись в одном экземпляре, который оставался у перевозчика, поэтому с 2010 года памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах, один для перевозчика, другой - для грузополучателя, в связи с чем данный документ у владельца подъездного пути имеется.
В соответствии со статьей 12 УЖТ РФ для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов (далее - запрос).
Согласно пунктам N N 53, 54, 59, 61 Правил N 374 в запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона и получатель порожнего вагона, цель перевозки порожнего вагона, дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки, другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В качестве формы запроса используется бланк накладной.
Перевозчик рассматривает запрос в течение 3-х часов с момента его получения от отправителя (если вагон находится на станции, железнодорожных путях необщего пользования станции отправления порожнего вагона) и, в случае возможности осуществления перевозки на условиях, указанных в запросе, уполномоченное лицо перевозчика проставляет в запросе в графе "N визы" оригинала накладной отметку "Согласовано", заверяемую подписью указанного лица и календарным штемпелем.
При этом, как установлено пунктом 64 Правил N 374 порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной). Накладная (оформленная в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом), а также выданная на основании накладной перевозчиком отправителю квитанция на порожний вагон (оформленная по форме квитанции о приеме груза к перевозке) подтверждают заключение договора перевозки.
Предъявление накладной перевозчику и выдача квитанции отправителю могут производиться в электронной форме при наличии и в порядке, установленном в договоре между перевозчиком и отправителем (пункты 64, 66, 67 Правил N 374).
Как следует из пунктов 68 и 85 Правил N 374, после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
При этом грузоотправитель, грузополучатель, владелец или пользователь железнодорожных путей необщего пользования должен уведомить перевозчика о готовности вагонов к уборке.
Предъявляя порожний вагон к перевозке грузоотправитель (отправитель) должен предъявить перевозчику заполненную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов накладную, а уполномоченными работниками перевозчика при приеме порожних вагонов к перевозке производится осмотр технического состояния таких вагонов (пункты 77, 86 Правил N 374).
Следовательно, до уведомления перевозчика о завершении грузовой операции и оформления накладной порожний вагон не может быть убран с путей необщего пользования и не может быть принят к перевозке.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Эльга-Транс" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному разъезду Улак от 12.09.2022 N 608 (далее - договор N 608).
По условиям договора N 608 вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Верхний Улак железнодорожного пути необщего пользования владельца, с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Подача (уборка) вагонов на/с железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
На железнодорожном пути необщего пользования владельца осуществляется формирование отправительских маршрутов локомотивом владельца в соответствии с инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на строящемся железнодорожном пути необщего пользования, требованиями правил технической эксплуатации железных дорог, планом формирования грузовых поездов, планом организации (формирования) отправительских, станционных и ступенчатых маршрутов и графиком движения грузовых поездов.
Сформированные маршруты целыми составами установленных веса и длины выставляются локомотивом владельца для передачи перевозчику на один из выставочных путей необщего пользования владельца (пункт 10 договора N 608).
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ по договору перевозки груз должен быть доставлен в установленный в железнодорожной накладной срок и подан грузополучателю под выгрузку.
Согласно железнодорожным накладным на груженый рейс вагоны следовали на станцию Улак Дальневосточной железной дороги в адрес ООО "ТЕХВЭБ".
Дата и время подачи вагонов на пути необщего пользования и дата и время завершения грузовой операции подтверждаются ведомостями подачи уборки вагонов.
Со станции рыбники железнодорожные накладные на порожний рейс были оформлены в АС ЭТРАН.
Согласно сайту компании-разработчика www.intellex.ru система ЭТРАН является автоматизированной системой центральной подготовки и оформления перевозочных документов в режиме реального времени.
Система включает клиента (грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора) в технологический цикл приема заявок и оформления перевозок, обеспечивая ему возможность оформления заявки на перевозку грузов, подготовки электронной накладной, запроса-уведомления на перевозку порожних вагонов, получения итоговых документов, получения результатов расчетов провозной платы по перевозкам и отслеживания хода перевозок грузов со своего рабочего места. Также клиенту предоставляется возможность получения информации обо всех грузах, отправленных в его адрес.
При этом, специалистами "Интэллекс" проведена масштабная работа по внедрению автоматического согласования заявок на перевозку грузов, порожних грузовых вагонов с исключением согласования перевозчиком.
В рассматриваемом деле также все согласования запросов-уведомлений совершались в автоматическом режиме без участия физического лица со стороны перевозчика, что подтверждается записью "Система" (но не физический человек) в графе "ФИО" выписок из системы Этран.
Таким образом, уборка порожних вагонов и, соответственно, отправление таких вагонов перевозчиком зависят от выполнения грузоотправителем, собственником вагонов действий для завершения операций по оформлению транспортной железнодорожной накладной, следовательно, причинение истцу убытков не находится в причинной связи с исполнением (либо ненадлежащим исполнением) своих обязательств ОАО "РЖД".
Памятка приемосдатчика приобщена истцом к материалам дела, перевозчиком в отзыве на исковое заявление период простоя вагонов на подъездном пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс" также подтвержден.
С учетом изложенного, представленные ответчиком документы, составленные между грузополучателем ООО "ТЕХВЭБ" и владельцем подъездного пути необщего пользования ООО "Эльга-Транс", в силу статей 67, 68 АПК РФ не могут являться относимым и допустимым доказательством.
Отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований
Положения статьи 62 УЖТ РФ предусматривают, что штраф за задержку вагонов может быть взыскан только за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
Согласно пункту 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом ВС РФ от 29.12.2017), владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12413/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техвэб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12413/2023
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Техвэб"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточной железной дороги -филиала "РЖД", ООО "Эльга - Транс", Седьмой арбитражный апелляционный суд