г. Санкт-Петербург |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А21-346/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Юрина А.А. по доверенности от 01.01.2022 (онлайн);
от заинтересованного лица: Казаков М.Ю. по доверенности от 10.03.2023 (онлайн);
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27574/2023) акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2023 по делу N А21-346/2023 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Россети Янтарь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СБ "Регион"
об оспаривании постановления от 28.12.2022 N 039/04/9.21-1088/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление) от 28.12.2022 N 039/04/9.21-1088/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением от 25.07.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения. Полагает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене. Полагает, что назначенное Управлением наказание в максимальном размере санкции необоснованно и должно быть снижено до минимального размера.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "СБ "Регион" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
25.05.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/) опубликовано извещение N 32211415535 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования по титулу "Реконструкция распределительных сетей 6-10 кВ в г. Калининграде с заменой КЛ 6 кВ протяженностью 27,675 км (без прироста), КЛ 10 кВ протяженностью 27,762 км (без прироста) и перевод ВЛ 6-10 кВ общей протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение. Модернизация 300 ТП, РП 6-10 кВ с установкой пунктов учета электроэнергии и устройств телемеханики в г. Калининграде" (II этап) Лот 2" (далее - конкурс). Заказчик-организатор торгов - акционерное общество "Россети Янтарь".
Обществом с ограниченной ответственностью "СБ "Регион" (далее - ООО "СБ "Регион") была подана заявка на участие в конкурсе.
Заказчиком-организатором торгов заявка ООО "СБ "Регион" на участие в конкурсе была отклонена.
ООО "СБ "Регион" была подана жалоба в Управление на действия Общества при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования. ООО "СБ "Регион" просило признать необоснованным отклонение заявки на участие в конкурсе, признать недействительным протокол заочного заседания закупочной комиссии от 24.06.2022 N 2/32211415535.
Решением Управления от 18.07.2022 N 039/07/3-595/2022 (далее - решение) жалоба ООО "СБ "Регион" на действия заказчика-организатора торгов при проведении конкурса признана частично обоснованной. Закупочная комиссия заказчика-организатора торгов признана нарушившей пункт 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Обществу и закупочной комиссии Общества, было выдано предписание об устранении нарушений от 18.07.2022 N 28-Т/2022 (далее - предписание).
Согласно предписанию, Обществу, закупочной комиссии Общества (в части имеющихся полномочий) предписано устранить нарушения в срок не позднее 29.07.2022, а именно:
- отменить протокол заочного заседания закупочной комиссии о рассмотрении заявок участников и подведении итогов от 24.06.2022 N 2/32211415535;
- вернуться на стадию рассмотрения общих частей заявок участников на участие в конкурсе в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования по титулу "Реконструкция распределительных сетей 6-10 кВ в г. Калининграде с заменой КЛ 6 кВ протяженностью 27,675 км (без прироста), КЛ 10 кВ протяженностью 27,762 км (без прироста) и перевод ВЛ 6-10 кВ общей протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение. Модернизация 300 ТП, РП 6-10 кВ с установкой пунктов учета электроэнергии и устройств телемеханики в г. Калининграде" (II этап) Лот 2" (извещение N 32211415535 в ЕИС).
- уведомить Управление в письменном виде об исполнении предписания, представив доказательства его исполнения.
Предписание было оспорено Обществом в арбитражном суде, в рамках дела N А21-8526/2022.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2022 по делу N А21-8526/2022 действие предписания было приостановлено по ходатайству Общества на основании ст. 199 АПК РФ в качестве меры обеспечения заявленных в деле требований.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2022 по делу N А21-8526/2022 обеспечительная мера в виде приостановления действия предписания отменена по заявлению Управления, указавшего на отсутствие дальнейшей необходимости в принятых судом мерах по причине того, что за время приостановления предписания Общество по результатам конкурса в электронной форме на право заключения договора (извещение N 32211415535) заключен договор со вторым участником конкурса обществом с ограниченной отвестсенностью "Прософт-Системы", что делает невозможным исполнение оспариваемого предписания.
Действие предписания приостановлено за 4 дня до срока исполнения, соответственно, предписание с даты возобновления его действия надлежало исполнить в течение 4 дней до 13.12.2022 (с учётом выходных дней 10.11.2022, 11.12.2022, первого следующего за ними рабочего дня 12.12.2022).
В рамках дела N А21-8526/2022 представлены документы, из которых следует, что Общество в период приостановления действия предписания заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Прософт-Системы" договор от 17.08.2022 N 830 по результатам конкурса.
К установленному сроку (29.07.2022) сведений об исполнении предписания Обществом не представлено. Кроме того, на дату исполнения предписания установлено, что оно не исполнимо ввиду действий Общества, приведших к его неисполнимости.
На основании вышеуказанного Управлением вынесено постановление от 28.12.2022 N 039/04/9.21-1088/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, счел обоснованным назначение штрафа в максимальном размере санкции с учётом совокупности обстоятельств совершения правонарушения, использования Обществом своего положение для злоупотребления правом на судебную защиту и наступивших для потерпевшего последствий.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
Частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения установленной Законом N 223-ФЗ процедуры торгов установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решением Управления жалоба ООО "СБ "Регион" на действия заказчика-организатора торгов при проведении конкурса признана частично обоснованной в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Согласно предписанию Управления, Обществу, закупочной комиссии Общества (в части имеющихся полномочий) предписано устранить нарушения в срок до 29.07.2022.
Статья 36 Закона N 135-ФЗ предусматривает обязанность организаций исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Закона N 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
В силу части 4 статьи 51 Закона N 135-ФЗ под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.
Положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрена процедура приостановления срока действия выданного ФАС России предписания, при этом положения главы 9 Закона о защите конкуренции, в которой есть указания статьи 52 Закона о защите конкуренции, регламентирующей порядок приостановления срока исполнения предписания, распространяются на правоотношения, возникающие исключительно в рамках антимонопольного законодательства и не распространяются на правоотношения, возникающие при контроле в сфере Закона о закупках.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок. Решение антимонопольного органа является итогом процедуры административного контроля. Неисполнение же решения антимонопольного органа лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.
По смыслу приведенных норм предписание выдается антимонопольным органом в целях устранения (прекращения) выявленных им нарушений законодательства о закупках, на основании и во исполнение решения антимонопольного органа.
Следовательно, выдача предписания со стороны комиссии административного органа является реакцией контрольного органа на выявленные нарушения и направлена, прежде всего, на восстановление режима законности при проведении закупочных процедур.
При этом целью предписания, которое выдается заказчику, является устранение заказчиком нарушений, повлекших нарушение прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Предписание об устранении выявленных нарушений направлено не только на восстановление прав и законных интересов участника закупки, но и на проведение закупочной процедуры в строгом соответствии с требованиями Закона о закупках.
То обстоятельство, что после исполнения предписания Закупка должна была проводиться в полном соответствии с требованиями законодательства о закупках, не нарушает прав и законных интересов Заказчика или третьих лиц, поскольку участие в закупке иных участников само по себе не нарушает прав иных участников закупки.
Факт невыполнения Обществом предписания в полном объеме в установленный срок установлен антимонопольным органом и судом, подтверждается материалами дела.
Обжалование предписания антимонопольного органа, выданного в порядке части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, не приостанавливает его исполнение.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по своевременному исполнению предписания антимонопольного органа в полном объеме, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно согласился с управлением о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении (Уведомление от 13.12.2022 N МК/6988/22). Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в апелляционной жалобе доводы и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа от 300 000 руб. до 500 000 руб.
Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, учитывая конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, учитывая, что в рамках рассматриваемого правонарушения Управлением не выявлено отягчающих вину обстоятельств, что подтверждается оспариваемым постановлением, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 500 000 руб.) является в данном случае чрезмерным, носит избыточный карательный характер и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа до 300 000 руб. полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного заявителем правонарушения.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 25.07.2023 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об изменении оспариваемого постановления Управления от 28.12.2022 в части назначенного Обществу наказания.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2023 по делу N А21-346/2023 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28.12.2022 N 039/04/9.21-1088/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в части штрафа, превышающего 300 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-346/2023
Истец: АО "РОССЕТИ ЯНТАРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "СБ "Регион"