г. Чита |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А19-4721/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2023 года по делу N А19-4721/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Банновой Нэли Ефимовны (ОГРНИП 304381234200063, ИНН 381296554943) к Комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска (ОГРН 1163850052475, ИНН 3808193493) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в ответе от 08.12.2022 N 410-74-1375/22,
третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Баннова Нэля Ефимовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска (далее - заинтересованное лицо, Комитет, КГСП г. Иркутска) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в ответе от 08.12.2022 N 410-74-1375/22.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2023 года по делу N А19-4721/2023 признан незаконным отказ Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства "Гараж" по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Юбилейный, кадастровый номер земельного участка 38:36:000026:9176, выраженный в ответе от 08.12.2022 N 410-74-1375/22.
Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2023 года по делу N А19-4721/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, при анализе представленных предпринимателем документов Комитетом было установлено, что назначение объекта капитального строительства "гараж" не соответствует разрешенному использованию земельного участка, указанному в правоустанавливающем документе (договоре аренды), в Едином государственном реестре недвижимости "обслуживание автотранспорта", а также имеется несоответствие вида разрешенного использования, указанного в правоустанавливающем документе на земельный участок, виду разрешенного использования, указанного в градостроительном регламенте. Указанные обстоятельства явились основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 08.12.2022 N 410-74-1375/22. Таким образом, оспариваемый отказ полностью соответствует положениям административного регламента и Градостроительного кодекса РФ.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.08.2023.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Баннова Н.Е. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9176 на основании договора аренды земельного участка от 09.12.2019 N 5527, заключенного с КУМИ г. Иркутска.
30.11.2022 Баннова Н.Е. обратилась в КГСП г. Иркутска с заявлением (вх. от 01.12.2022 N 407-05-890/22) и соответствующим пакетом документов о выдаче разрешения на строительство гаража на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000026:9176 по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, микрорайон Юбилейный.
Письмом от 08.12.2022 N 410-74-1375/22 КГСП г. Иркутска отказал предпринимателю в выдаче разрешения на строительство на основании подпункта 4 пункта 38 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство", утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 30.07.2020 N 031-06-471/0.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство КГСП г. Иркутска указал, что назначение объекта не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, указанному в едином государственном реестре недвижимости, а также видам разрешенного использования объекта капитального строительства, предусмотренного договором аренды от 09.12.2019 N 5527.
Индивидуальный предприниматель Баннова Н.Е., посчитав вышеуказанный ответ КГСП г. Иркутска незаконным, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.
В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено следующее. По общему правилу, разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектам планировки территории и межевания территории, допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с законодательством. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом (часть 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей (часть 2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи и другими федеральными законами (часть 4).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган (часть 7). Данной частью также установлен перечень прилагаемых к заявлению документов и сведений. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 этой статьи документов (часть 10).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство лица (органы) в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации установленным требованиям, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11).
Уполномоченные лица (органы) отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7, или несоответствии представленных документов установленным требованиям, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством (часть 13). Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14).
Процедура предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство установлена "Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство", утвержденным Постановлением администрации г. Иркутска от 30.07.2020 N 031-06-471/0 (далее - Административный регламент).
В силу подпункта 4 пункта 38 Административного регламента одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по итогам проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Юбилейный, с кадастровым номером 38:36:000026:9176, между Банновой Н. Е. (арендатор) и Администрацией города Иркутска в лице КУМИ г. Иркутска (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка от 09.12.2019 N 5527 (зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 19.12.2019, номер регистрации 38:36:000026:9176-38/117/2019-2).
Согласно пункту 1.5 договора аренды цель использования земельного участка: обслуживание автотранспорта, разрешенное использование: облуживание автотранспорта.
Как указано в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в статье "Разрешенное использование и принадлежность" основным видом разрешенного использования земельного участка является "Обслуживание автотранспорта". Описание вида разрешенного использования: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1. Вспомогательные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены статьей 38 Правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 N 006-20-260430/6.
На дату заключения договора аренды земельного участка от 09.12.2019 N 5527 действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 N 006-20-260430/6) в редакции решения Думы города Иркутска от 26.04.2019 N 006-20-560909/9), согласно которым земельный участок расположен в территориальной зоне "Зоны размещения объектов городского транспорта (ПЗ-305)" в планировочном элементе С-03-19. Для земельного участка установлены следующие основной вид и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
- Вид разрешенного использования земельного участка - Обслуживание автотранспорта,
- Описание: размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1,
- Вид разрешенного использования объекта капитального строительства - стоянка автомобилей.
Данный вид разрешенного использования соответствовал разрешенному использованию земельного участка, указанному в договоре аренды и в извещении о проведении аукциона.
Решением Думы г. Иркутска от 07.02.2020 N 007-20-070068/0 были внесены изменения в решение Думы города Иркутска от 28.10.2016 N 006-20-260430/6, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 38:36:000026:9176 расположен в территориальной зоне "Зоны размещения объектов городского транспорта (ПЗ-305)" в планировочном элементе С-03-19.
Для земельного участка установлены следующие основной вид и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства:
- Вид разрешенного использования земельного участка - Хранение автотранспорта,
- Описание: размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением служебных гаражей,
- Вид разрешенного использования объекта капитального строительства - стоянка автомобилей.
В новой редакции Правил землепользования и застройки наименование вида разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта" заменено на наименование "Хранение автотранспорта", которое по описанию совпадает с предыдущим наименованием вида разрешенного использования.
Банновой Н.Е. в 2021 году получен градостроительный план N РФ-38-3-03-0- 00-2021-0160 на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000026:9176, согласно которому этот участок расположен в территориальной зоне ПЗ-305 N "Зоны размещения объектов городского транспорта". Одним из основных видов разрешенного использования участка является хранение автотранспорта.
Как следует из оспариваемого решения КГСП г. Иркутска, основанием для отказа в выдаче предпринимателю разрешения на строительство спорного объекта явилось несоответствие назначения объекта виду разрешенного использования земельного участка, указанному в едином государственном реестре недвижимости, а также видам разрешенного использования объекта капитального строительства, предусмотренного договором аренды от 09.12.2019 N 5527.
Вместе с тем, как правильно установил суд первой инстанции, объект проектирования "Гараж", для выдачи разрешения на строительства которого обращался заявитель, по своему назначению соответствует как виду разрешенного использования земельного участка, указанному в едином государственном реестре недвижимости и договоре аренды, так и виду разрешенного использования земельного участка, указанному в Правилах землепользования и застройки, действовавших на момент заключения договора аренды и в настоящее время.
Согласно позиции Комитета, назначение объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта капитального строительства, а именно, гараж не является объектом стоянки автомобилей.
Отклоняя данный довод, суд первой инстанции правильно установил следующее.
В силу пункта 3.32 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) и пункта 3.18 "СП 1 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99" (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр) стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п. Примечание - Стоянки автомобилей могут быть: встроенными, встроенно-пристроенными, отдельно стоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными: обвалованными; перехватывающими.
Согласно пункту 3.3 "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99" (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр) гараж - здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.
С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что назначение объекта капитального строительства "гараж" соответствует виду разрешенного использования объектов капитального строительства "стоянка автомобилей", а довод Комитета является несостоятельным, как не основанный на нормах действующего законодательства.
В суде первой инстанции Комитет в подтверждение законности оспариваемого отказа указал, что действующими градостроительными регламентами (правилами землепользования и застройки) на земельном участке при новом строительстве для ГПЭ N 2 и ГПЭ N 3 запрещено размещение отдельно стоящих гаражей и плоскостных стоянок, как это указано в градостроительном плане земельного участка.
Вместе с тем, такое основание в отказе в выдаче разрешения на строительство в оспариваемом отказе отсутствует.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал следующее.
Согласно п. 3.18 "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99" (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр) стоянки автомобилей и гаражи могут быть: встроенными, встроенно-пристроенными, отдельно стоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными: обвалованными; перехватывающими.
Согласно указанному нормативному регулированию виды стоянок автомобилей и гаражей "отдельно стоящие" и "подземные" являются разными.
В соответствии с проектной документации на строительство гаража по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Юбилейный, кадастровый номер земельного участка: 38:36:000026:9176, представленной с заявлением о выдаче разрешения на строительство проектируемый объект является подземным, а не отдельно стоящим. Согласно представленному в материалы дела письму общества с ограниченной ответственностью "СтронгКом" от 23.06.2023, являющегося исполнителем проектной документации, проектируемый гараж по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Юбилейный, кадастровый номер земельного участка: 38:36:000026:9176, заказчик: Баннова Н.Е., по проектной документации является объектом капитального строительства - одноэтажный гараж, для холодного хранения 3 автомашин. Согласно п. 3.11 "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*" (утв. Приказом Минстроя России от 07.1 1.2016 N 776/пр) является подземным гаражом, так как все этажи (1 этаж) при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещении, и не является отдельно стоящим.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности отказа в выдаче разрешения на строительство по мотиву запрета строительства на земельном участке отдельно строящих гаражей, поскольку объект строительства является подземным гаражом.
Таким образом, у КГСП г. Иркутска отсутствовали законные основания для отказа индивидуальному предпринимателю Банновой Н.Е. в выдаче разрешения на строительство на основании ее заявления от 01.12.2022 N 407-05-890/22, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования, заявленные Банновой Н.Е.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 июля 2023 года по делу N А19-4721/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4721/2023
Истец: Баннова Нэля Ефимовна
Ответчик: Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска