город Омск |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А81-6677/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исковое заявление муниципального казённого учреждения "Управление коммунального заказа" к обществу с ограниченной ответственностью "Вавилон" о взыскании 15 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казённое учреждение "Управление коммунального заказа" (далее - МКУ "УКЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вавилон" (далее - ООО "Вавилон", ответчик) о взыскании 15 000 руб. штрафных санкций за ненадлежащее исполнения обязательств по контракту от 28.12.2021 N 298-21/ЭА на выполнение работ по содержанию и ремонту светофорных объектов.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2023 по делу N А81-6677/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "УКЗ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано следующее: выводы суда первой инстанции об отсутствии согласованного перечня нарушений, отсутствия расчёта штрафных санкций, и, как следствие, отсутствии факта нарушения условий контракта ответчиком, не соответствует обстоятельствам дела. Так, ответчиком нарушены условия муниципального контракта, так как в адрес истца поступил приказ о назначении ответственного лица без предоставления документов, указанных в пункте 2.1.5. контракта, договор на оказание услуг по размещению отходов представлен 21.02.2022, указанные нарушения зафиксированы актом от 14.03.2022 о нарушений условий муниципального контракта, составленным комиссией заказчика. В исковом заявлении истцом приведен расчёт размера штрафа со ссылкой на пункты муниципального контракта, при этом указывать в муниципальном контракте перечень конкретных нарушений, при которых наступает ответственность по контракту, действующее законодательство не обязывает.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда, назначена к рассмотрению в судебном заседании на 21.08.2023.
Определением от 28.08.2023 Восьмой арбитражный апелляционный суд перешёл к рассмотрению дела по правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначив дело к рассмотрению в судебном заседании на 06.09.2023.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела путём размещения информации на сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что 28.12.2021 между МКУ "УКЗ" и ООО "Вавилон" заключен муниципальный контракт N 298-21/ЭА выполнение работ по содержанию и ремонту светофорных объектов, по условиям которого, подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию и ремонту светофорных объектов, в соответствии с условиями настоящего контракта, с обеспечением надлежащего качества работ, а заказчик обязуется принять и оплатить вышеназванные услуги, согласно условиям, изложенным в настоящем контракте (пункт 1.1 контракта).
Сроки оказания услуг с 01.01.2022 по 30.09.2022. Место оказания услуг: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко (пункты 1.2, 1.3 контракта).
Согласно пунктам 2.1.5. - 2.1.7. контракта подрядчик обязался, в течение 2 (двух) рабочих дней со дня заключения контракта, предоставить в письменной форме список лиц, представляющих подрядчика, с копиями документов, подтверждающих их полномочия:
- приказ о назначении ответственного лица за выполнение работ;
- подписка производителя работ по образцу, согласованному с заказчиком;
- утвержденный список работников, непосредственно выполняющих работы, копии трудовых договоров или копии договоров гражданско-правового характера, заключенных с работниками, непосредственно выполняющими работы и письменное согласие данных работников на обработку их персональных данных. В случае замены работника или приема на работу нового работника, Подрядчик не позднее 2 (двух) рабочих дней предоставляет Заказчику копию трудового договора или договора гражданско-правового характера, заключенного с этим работником и письменное согласие данного работника на обработку его персональных данных. При предоставлении данных документов Заказчику, Подрядчик обязан соблюдать требования Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и требования статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации.
Предоставить заказчику для утверждения годовой график выполнения работ и график выполнения работ на январь 2022 года, в строгом соответствии с п. 1.2 настоящего контракта и календарным планом (Приложение N 2 к техническому заданию), с четким указанием даты начала выполнения работ, промежуточных сроков выполнения работ и окончания выполнения работ, не позднее 2 рабочих дней со дня заключения контракта, 28 числа текущего месяца предоставлять ежемесячный график выполнения работ на следующий месяц.
Заказчик при отсутствии замечаний к представленному графику выполнения работ утверждает его. В случае выявления недостатков в представленном графике выполнения работ, заказчик обязан вернуть его подрядчику на доработку и в сопроводительном письме устанавливает срок для устранения замечаний.
Подрядчик обязан устранить замечания и направить график выполнения работ заказчику в установленный срок. График выполнения работ, подписанный сторонами, является неотъемлемой частью настоящего контракта; разработать смету на выполнения работ по настоящему контракту и передать её заказчику для утверждения в течение 2 рабочих дней со дня заключения контракта.
Смета должна быть разработана в соответствии с учетом Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года N 876/пр "О включении в федеральный реестр сметных нормативов информации о федеральных единичных расценках и отдельно составляющих к ним". Общая стоимость работ, указанная в смете должна строго соответствовать цене контракта, указанной в пункте 3.1 настоящего контракта.
Заказчик при отсутствии замечаний к представленной смете утверждает смету, с оформлением положительного заключения по смете. В случае выявления недостатков в представленной смете, заказчик направляет неутвержденную смету подрядчику с замечаниями и в сопроводительном письме устанавливает срок для устранения замечаний. Подрядчик обязан устранить замечания и направить смету заказчику в установленный срок. Подписанная смета сторонами с положительным заключением заказчика является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно пункту 2.3.2 вышеуказанного контракта, заказчик обязан осуществлять контроль качества выполненных работ, сроков выполнения работ и объёмов выполненных работ по текущему содержанию объекта путём проверок.
Как указывает истец, в ходе исполнения контракта заказчиком был установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком пунктов 2.1.5., 2.1.6, 2.1.7 контракта.
Согласно акту от 14.03.2022, составленному комиссией заказчика, выявлены факты нарушений условий заключенного муниципального контракта.
По состоянию на 10.03.2022 подрядчиком не предоставлена подписка исполнителя по образцу, согласованная с заказчиком; не предоставлен утверждённый список работников, копии договоров гражданско-правового характера, согласие на обработку персональных данных; с нарушением сроков представлен приказ о назначении ответственного лица за оказание услуг представлен исходящим письмом от 21.02.2022 N 55;
Годовой график производства работ представлен исходящим письмом от 21.02.2022 N 66, локальный сметный расчёт предоставлен с сопроводительным письмом от 30.12.2021, положительное заключение по локальному сметному расчёту предоставлено сметным отделом 27.01.2022.
В адрес исполнителя направлена телефонограмма от 14.03.2022 N 41 с просьбой прибыть в МКУ "УКЗ" 14.03.2022 в 11 час 00 мин для участия в ознакомлении и подписании акта о вышеуказанных нарушениях контракта.
Подрядчик в указанную дату и время не явился.
В адрес ответчика направлена претензия от 16.03.2022 N 89-175-1651/01-06/1654 с требованием об оплате неустойки.
Поскольку требования заказчика не исполнены истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В силу части 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 1 статьи 763 ГК РФ).
В статьях 309, 310 ГК РФ закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По условиям пункта 7.6 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
- 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. руб. (включительно);
- 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно).
Как следует из расчёта истца, размер штрафов за нарушение пунктов 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7 контракта составил 15 000 руб.: 5 000 руб. (размер штрафа согласно пункту 7.6. контракта) х 3.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указывает на отсутствие нарушений условий контракта, ссылаясь на то, что документы, предусмотренные пунктами 2.1.5, 2.1.7, предоставлены истцу, что подтверждается письмами от 30.12.2021 N 252, от 28.12.2021 N 249.
По предоставлению документов, предусмотренных пунктом 2.1.6 контракта, ответчик считает, что оснований для привлечения ООО "Вавилон" к ответственности не имеется, так как формальное несоблюдение срока предоставления годового графика производства работ не повлекло неблагоприятных последствий, не повлияло на объём и сроки выполнения работ.
Как установлено судом, во исполнение пункта 2.1.5 контракта в адрес истца
исходящим письмом от 28.12.2021 N 249 направлен приказ о назначении ответственного лица за оказание услуг.
Письмом от 21.02.2022 N 54 представлена информация об отмене с 21.02.2022 действия предыдущего приказа "О назначении представителя, ответственного лица" от 28.12.2021 N 09/21 и о назначении с 21.02.2022 года нового ответственного лица за выполнение работ приказом N 02/22.
Таким образом, приказ о назначении ответственного лица за оказание услуг направлен заказчику в сроки, установленные пунктом 2.1.5. контракта (в течение 2 рабочих дней со дня заключения контракта).
Также, ответчик направил в адрес заказчика разработанную смету на выполнение работ по контракту письмом от 30.12.2021 N 252, то есть в сроки, установленные пунктом 2.1.7 контракта (в течение 2 рабочих дней со дня заключения контракта).
При этом сроки подписания положительного заключения по смете контрактом не предусмотрены, равно как и сроки подписания сметы после получения положительного заключения подрядчиком.
В связи с чем оснований для начисления штрафа по данному основанию не имеется.
Как указывает истец, годовой график производства работ представлен письмом от 21.02.2022 исх. N 66.
Между тем, в рассматриваемом случае просрочка исполнения обязательства по предоставлению графика производства работ не может являться основанием для начисления штрафа, поскольку положениями Закона N 44-ФЗ и условиями пункта 7.6 контракта начисление штрафа за просрочку исполнения обязательства не предусмотрено.
Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений подрядчиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения подрядчиком обязательства (пункт 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Как следует из пункта 7.2 контракта, в случае если подрядчик нарушил календарные сроки выполнения работ (пункт 1.2 настоящего контракта), нарушил промежуточные сроки выполнения работ, указанные в графике выполнения работ, не предоставил новое обеспечение контракта (пункт 6.9. настоящего контракта) и в иных случаях, установленных законодательством и настоящим контрактом, подрядчик обязан уплатить заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены отдельного этапа исполнения контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных соответствующим отдельным этапом исполнения контракта и фактически исполненных подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В данном случае судом установлено, что предусмотренное пунктом 2.1.6 контракта обязательство исполнено, годовой график производства работ представлен заказчику.
Таким образом, поскольку в контракте не предусмотрено одновременное применение нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение обязательств, а частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено взыскание штрафа за просрочку исполнения обязательств, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требования истца об уплате штрафа за нарушение сроков исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 2.1.6 контракта.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что начисленный истцом размер штрафных санкций (15 000 руб.) составляет менее 5% от суммы контракта (5 174 000 руб.)
В силу пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такие случаи и порядок установлены Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), в которые 31.12.2021 и 10.03.2022 внесены последние изменения, позволяющие констатировать, что таковые распространяются и на спорные правоотношения, поскольку согласно пункту 1 Правил N 783 таковые устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней). При этом из данного пункта исключено указание на года, в которые состоялось неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. То есть для списания неустойки не важен год, когда произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объёме.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 783 указано, что при наличии документа о подтверждённых сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является: в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объёме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
В силу пункта 8 Правил N 783 при наличии оснований и документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчётов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
При рассмотрении исков заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
С учётом изложенного, заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (штрафов) в связи с ненадлежащим исполнением контракта, если обязательства по нему исполнены в полном объёме и если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов) не превышает 5 процентов цены контракта.
В рассматриваемой ситуации сумма начисленных штрафов не превышает 5% цены контракта, что соответствует подпункту "а" пункта 3 Постановления N 783.
Доказательств невозможности списания штрафов, равно как и неисполнения предусмотренных контрактом обязательств в полном объёме, заказчик не представил.
При указанных обстоятельствах, исковые требования о взыскании штрафных санкций в размере 15 000 руб. удовлетворению не подлежат.
Поскольку в ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, абзаца второго пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-6677/2022 отменить.
Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6677/2022
Истец: Муниципальное казённое учреждение "Управление коммунального заказа"
Ответчик: ООО "Вавилон"