г. Киров |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А29-10580/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2023
по делу N А29-10580/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Родная" (ИНН: 1102078833, ОГРН: 1161101060361)
к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Ухтинская управляющая компания" (ИНН: 1102046077, ОГРН: 1041100605391)
о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Родная" (далее - заявитель, ООО "УК "Родная", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - ответчик, Служба) о признании недействительным решения Службы от 08.08.2022 N 02-02-02/172, которым в отношении ООО "УК "Родная" было принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Республики Коми по исключению сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 34, из реестра лицензий, обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ухтинская управляющая компания" (далее - третье лицо, ООО "Ухтинская управляющая компания")
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
Податель жалобы полагает, что Службой были проведены предусмотренные частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) мероприятия по проведению проверки. Служба считает, что не проведение проверки, предусмотренной частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ до принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий, не влияет на правильность и законность принятого ответчиком решения от 08.08.2022.
Более подробно позиция Службы изложена в апелляционной жалобе.
ООО "УК "Родная", ООО "Ухтинская управляющая компания" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.08.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.08.22023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.06.2022 в Службу поступило заявление от ООО "Ухтинская управляющая компания" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Коми, в соответствии с которым данное общество просит внести изменения в реестр в части включения сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 34 (далее - МКД N 34) в лицензию ООО "Ухтинская управляющая компания".
По результатам рассмотрения заявления ООО "Ухтинская управляющая компания" от 09.06.2022 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Коми по включению сведений о МКД N 34 в лицензию ООО "Ухтинская управляющая компания" Службой установлено, что МКД N 34 находился в лицензии ООО "УК "Родная" (на основании решения о выборе управляющей организации, зафиксированного в протоколе общего собрания собственников помещений МКД N 34 от 10.05.2022), от которого заявление о внесении изменений в реестр лицензий Республики Коми в связи с расторжением договора управления в адрес Службы не поступало, информация о расторжении договора управления в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещена.
Указанные обстоятельства отражены в заключении о результатах проведения проверки заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий Республики Коми от 27.06.2022 и явились основанием для вынесения Службой решения от 27.06.2022 N 02-02-02/120, которым рассмотрение заявления ООО "Ухтинская управляющая компания" от 09.06.2022 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Коми по включению сведений о МКД N 34 в лицензию ООО "Ухтинская управляющая компания" приостановлено.
ООО "Ухтинская управляющая компания" представило копию уведомления в адрес ООО "УК "Родная" от инициатора общего собрания собственников помещений МКД N 34, оформленного протоколом от 01.06.2022 N 2/2022, о выборе ООО "Ухтинская управляющая компания" в качестве управляющей организации и заключении с ней договора управления (зарегистрировано в ООО "УК "Родная" 05.06.2021 за N 671). Указанное уведомление также было направлено Обществу 05.06.2021 ООО "Ухтинская управляющая компания" на электронную почту ООО "УК "Родная" по адресу uk-rodnaya@yandex.ru, что подтверждается представленным в Службу скриншотом.
Решением Службы от 08.08.2022 N 02-02-02/172 МКД N 34 исключен из лицензии ООО "УК "Родная" и включен в лицензию ООО "Ухтинская управляющая компания".
Полагая, что указанное решение ответчика от 08.08.2022 N 02-02-02/172 является недействительным, ООО "УК "Родная" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Законность оспариваемого решения Службы проверяется на дату его принятия.
В соответствии с положениями статей 161, 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
После получения указанных сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе, на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Из пунктов 1, 4, 7 Порядка N 938/пр следует, что изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, к которому прилагаются документы, предусмотренные п. 3 названного Порядка, в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
В пункте 3 Порядка N 938/пр поименован перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
Пунктом 5 Порядка N 938/пр определено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В силу пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка.
Пунктом 15 Порядка 938/пр определено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка N 938/пр).
С учетом приведенных нормативных положений спорное решение могло быть принято ответчиком при условии соблюдения указанной процедуры, введенной в целях соблюдения прав и законных интересов обоих лицензиатов, как лиц, в отношении которых принимается решение о внесении изменений в реестр лицензий по вопросу управления конкретным МКД.
Из материалов настоящего дела усматривается, что в Службу представлено решение общего собрания собственников помещений МКД N 34, оформленное протоколом от 10.05.2022, согласно которому в качестве управляющей компании выбрана ООО "УК "Родная". Сведения об управлении указанным домом внесены в лицензию Общества. 14.06.2022 в Службу поступило заявление ООО "Ухтинская управляющая компания" о внесении изменений в реестр лицензий на основании решения общего собрания собственников помещений МКД N 34, оформленного протоколом от 01.06.2022.
Из заключения Службы от 27.06.2022 усматривается, что на момент проведения проверки заявления третьего лица МКД N 34 находился в реестре лицензий ООО "УК "Родная", от которого заявление о внесении изменений в реестр лицензий Республики Коми по исключению сведений о спорном МДК из лицензии ООО "УК "Родная" в Службу не поступило, заявка о расторжении договора управления в ГИС ЖКХ не размещена. Указанные обстоятельства послужили основанием для приостановления рассмотрения заявления ООО "Ухтинская управляющая компания" в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 10 Порядка 938/пр.
Доказательств извещения ООО "УК "Родная" о поступлении 14.06.2022 в Службу заявления ООО "Ухтинская управляющая компания", а также доказательств запроса необходимых материалов и информации у обоих лицензиатов на основании решения о приостановлении рассмотрения заявления ООО "Ухтинская управляющая компания" ответчиком не представлено. Данное обстоятельство обоснованно признано судом первой инстанции нарушением пункта 15 Порядка 938/пр.
Направление инициатором общего собрания собственников помещений МКД N 34 05.07.2022 в адрес Общества уведомления о принятии решения о выборе в качестве управляющей организации ООО "Ухтинская управляющая компания" не может являться основанием для неисполнения требований пункта 15 Порядка N 938/пр.
Предусмотренные статьей 198 ЖК РФ и Порядком N 938/пр последствия в виде изменения сведений о лице, осуществляющем управление МКД N 34, могут наступить только в случае неукоснительного соблюдения нормативно установленной процедуры (проведения внеплановой проверки с соблюдением Порядка N 938/пр, запроса сведений у обоих лицензиатов).
Таким образом, апелляционный суд полагает доказанным факт нарушения Службой требований к организации и осуществлению проверочного мероприятия, установленных Порядком N 938/пр.
В рассматриваемом случае ответчиком нарушен принцип проведения проверочных мероприятий в виде представления обоим лицензиатам равных возможностей обосновать свою позицию по вопросу права на управление спорным МКД при наличии противоречий сведений в реестре, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества.
Представление в материалы дела заключения о результатах проведения проверки протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирного дома, проведенной в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов таких собраний от 04.07.2023 (составленного спустя 11 месяцев после принятия оспариваемого решения) не свидетельствует о законности принятого 08.08.2022 решения.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2023 по делу N А29-10580/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2023 по делу N А29-10580/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10580/2022
Истец: ООО "Управляющая Компания "Родная"
Ответчик: Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)
Третье лицо: ООО "Ухтинская управляющая компания"