г. Санкт-Петербург |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А56-30027/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23239/2023) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2023 по делу N А56-30027/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "МИРТАРА"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МИРТАРА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Санкт-Петербургской таможни (далее - заинтересованное лицо, Таможня) от 21.03.2023 N N 10210000-1489/2023, 10210000-1490/2023.
Решением суда от 31.05.2023, принятым в порядке упрощенного производства, признано незаконным и отменено постановление Таможни от 21.03.2023 N 10210000-1490/2023, в остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части отмены постановления. Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.01.2023 ООО "МИРТАРА" представило в электронном виде в таможенный орган статистические формы.
Статистические формы с системными N N ED20230121114650293, 20230121114437799, 20230121114829341, 20230121115148824, 20230121115303138, 20230121115005116 отправлены ООО "МИРТАРА" в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись) 21.01.2023 в 08:46, 08:44, 08:48, 08:51, 08:53, 08:50 (мск) соответственно и автоматически зарегистрирована на сайте Федеральной таможенной службы под кодом Санкт-Петербургской таможни под регистрационными NN 10210000/210123/С152658, 10210000/210123/С152655, 10210000/210123/С11, 10210000/210123/С152665, 10210000/210123/С152667, 10210000/210123/С 152663.
Указанные статистические формы заполнены на отправку товара ООО "МИРТАРА" в декабре 2022 года в адрес ТОО "МИРТАРА" общей стоимостью 538161,32 руб. и общим весом 389 кг по следующим документам: договор N 20220801/201 от 01.08.2022; счет-фактуре (инвойс) N 474 от 08.12.2002; ТТН N 474 от 08.12.2022; счет-фактуре (инвойс) N 463 от 03.12.2022; ТТНN463 от23.11.2022; счет-фактуре (инвойс) N 478 от 13.12.2002; ТТН N 478 от 13.12.2022; счет-фактуре (инвойс) N 491 от 21.12.2002; ТТН N491 от 21.12.2022; счет-фактуре (инвойс) N 502 от 23.12.2002; ТТН N502 от 23.12.2022; счет-фактуре (инвойс) N 490 от 21.12.2002; ТТН N490 от 21.12.2022.
Направление перемещения - импорт, страна отправления - Россия, страна назначения - Казахстан.
Дата представления Обществом статистической формы за отчётный период с 01.12.2022 по 31.12.2022 установлена не позднее 20.01.2023 включительно.
Однако статистическая форма за отчетный период с 01.12.2022 по 31.12.2022 Общество представило 21.01.2023, то есть с нарушением срока, установленного законодательством.
По факту выявленного нарушения 06.03.2023 Таможней составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-1489/2023 по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
21.03.2023 Таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1489/2023, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Так же, 21.01.2023 ООО "МИРТАРА" представило в электронном виде в таможенный орган статистическую форму.
Статистическая форма с системным N ED20230121120613318, отправлена ООО "МИРТАРА" в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись) 21.01.2023 в 09:06 (мск) и автоматически зарегистрирована на сайте Федеральной таможенной службы под кодом Санкт-Петербургской таможни с регистрационным N 10210000/210123/С152678 в 09 часов 06 минут 21.01.2023.
Статистическая форма с регистрационным N 10210000/210123/С152678 (ED20230121120613318) заполнена на отправку товара ТОО "Миртара" (050000, Казахстан, Актобс. пр. Санкибай Батыра 4 К, кабинет N 3) в декабре 2022 года для ООО "МИРТАРА" товара общей стоимостью 14223,87 руб. и общим весом 232,61 кг. по следующим документам: договор N 20220301/202 от 01.03.2022; счет-фактуре (инвойс) N 351 от 02.12.2002; ТТНN 375 от 02.12.2022.
Направление перемещения - импорт, страна отправления - Казахстан, страна назначения - Россия.
Таким образом, статистическая форма с регистрационным N 10210000/210123/С152678 (ED20230121120613318) на товары, ввезенные ООО "МИРТАРА" в декабре 2022 года должна была быть представлена в таможенный орган не позднее 20.01.2023.
Однако, в нарушение данных требований представил статистическую форму за отчетный период декабрь 2022 года только 21.01.2023, то есть с нарушением установленного срока.
06.03.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-1490/2023 по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
21.03.2023 Таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1490/2023, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями Таможни, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события вмененного Обществу правонарушения. Вместе с тем, суд установил, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила) (дата вступления в законную силу 24.07.2020).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса (пункт 12 Правил).
Факт представления Обществом в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров за декабрь 2022 года с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил, установлен административным органом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьей 19.7.13 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях составлены и постановления вынесены уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для вынесения нескольких отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности по каждому факту нарушения представления статистических форм учета.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае имеет место совершение нескольких самостоятельных правонарушений, следовательно, у таможни имелись основания для вынесения отдельных постановлений по каждому нарушению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой инстанции об отсутствии у таможенного органа оснований для вынесения отдельных постановлений о привлечении к административной ответственности по каждой статистической форме учета перемещения товаров, поскольку таможенным органом фактически было выявлено одно правонарушение по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, так как все вмененные Обществу правонарушения выявлены в рамках одной проверки и в один временной период.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, поскольку иное не следует из содержания нормы.
Как следует из материалов дела, факт нарушения Обществом срока представления статистических форм учета перемещения товаров за декабрь 2022 года выявлен таможенным органом одновременно по всем спорным статистическим формам учета перемещения товаров при осуществлении в соответствии с пунктом 12 Правил контроля за своевременностью представления статистических форм.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным соответствует фактическим обстоятельствам дела и разъяснениям содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал незаконными и отменил постановление Санкт-Петербургской таможни от 21.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1490/2023; в части требования о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни от 21.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-1489/2023 отказал.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2023 года по делу N А56-30027/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30027/2023
Истец: ООО "МИРТАРА"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ