14 сентября 2023 г. |
Дело N А84-2408/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании :
представителя Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Махалковской Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 июня 2023 года по делу N А84-2408/2023 по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" к Межрегиональному управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Севастопольгаз" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и об отмене вынесенного 16.02.2023 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю постановления о привлечении к административной ответственности по делу N 082/04/9.21-146/2023 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300.000 руб. Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано тем основаниям, что заявитель виновен в нарушении срока технологического подключения к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования жилого дома Выговского Д.В. (г. Севастополь, Нахимовский район, пгт Кача, ул. Авиаторов, д. 29а/18); процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, срок давности привлечения не истек.
ГУП "Севастопольгаз" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.
Из отзыва Крымского УФАС России на апелляционную жалобу следует, что административный орган не согласен с ее доводами, так как заявитель нарушил срок для технологического присоединения объекта.
В порядке статьи 124 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд заменил наименование административного органа - на Межрегиональное Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, что соответствует внесенным 13.07.2023 в ЕГРЮЛ сведениям.
В судебном заседании представитель Крымского межрегионального УФАС России возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве. Представитель заявителя в судебное заседание не явился. ГУП "Севастопольгаз" о месте и времени судебного заседания извещено в установленном законом порядке, письменно просило рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
15.02.2023 (в постановлении описка - указан 2022 год) заместитель руководителя Крымского УФАС России Мехтиев В.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении, вынес постановление N 082/04/9.21-146/2023 о назначении административного наказания, которым ГУП "Севастопольгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
02.02.2023 специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Паниотиной М.С. при участии представителя ГУП "Севастопольгаз" Лешковой Е.А. (доверенность N 93 от 30.12.2022) составлен протокол об административном правонарушении. При составлении протокола представитель заявителя извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из названных протокола и постановления следует, что объективная сторона вменного правонарушения выразилась в том, что ГУП "Севастопольгаз" нарушило срок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования объекта Выговского Д.В.: жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, пгт Кача, ул. Авиаторов, д. 29а/18, так как по договору N 109-ДГ от 16.03.2022 срок подключения составляет 135 дней со дня заключения договора (до 29.07.2022), с учетом дополнительного соглашения от 29.07.2022 - до 01.12.2022 (продлен на 125 дней), но по состоянию на 02.02.2023 обязанность ГУП "Севастопольгаз" по осуществлению подключения (технологического присоединения) объекта к сети газораспределения не исполнена.
Этих обстоятельств ГУП "Севастопольгаз" не оспаривает и они подтверждены представленными в дело письменными доказательствами.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет ответственность, установленную частью 2 указанной статьи.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.08.2020 N 740/20 в отношении ГУП "Севастопольгаз" введено государственное регулирование деятельности в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя и заявитель включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел 2 "Транспортировка газа по трубопроводам", под регистрационным номером 92.2.2.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации. По договору о подключении: исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - технические условия); заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению); единый оператор газификации или региональный оператор газификации обеспечивает подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения.
В соответствии с пунктом 53 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать (с учетом положений пункта 54 настоящих Правил) 135 дней - для заявителей первой категории.
Согласно абзацам первому и второму пункта 121 Правил N 1547 (в редакции, действующей до 01.03.2023) срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем. Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года.
В случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать 135 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 30 до 200 метров (абзац четвертый пункта 122 Правил N 1547).
В силу подпункта "а" пункта 72 Правил N 1547, исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов 6 капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения при исполнении заявителем возложенных на него обязательств по осуществлению мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
С учетом вышеизложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП "Севастопольгаз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у предприятия реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания полагать, что нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заявителя при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Более того, ГУП "Севастопольгаз" является субъектом рынка газоснабжения в г. Севастополе и осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" свидетельствует о том, что его положение на соответствующем товарном рынке является доминирующим.
При указанных обстоятельствах в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к ответственности административным органом не нарушена, состав правонарушения доказан, срок давности привлечения к ответственности не пропущен, в данном случае отсутствуют основания для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ.
Приводимый довод предприятия о возможности применении положений статьи 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2017 N 1167-О, освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Вопреки позиции заявителя, таких исключительных обстоятельств, для возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Само по себе устранение допущенного нарушения и направление потребителю проекта договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к числу таких исключительных обстоятельств не относится.
Тяжелое финансовое положение, на которое ссылается заявитель, также не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения, и в данном случае это обстоятельство было учтено административным органом при разрешении вопроса о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 июня 2023 года по делу N А84-2408/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2408/2023
Истец: ГУП города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастопою