город Ростов-на-Дону |
|
13 сентября 2023 г. |
дело N А32-28871/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Шакшин И.А. по доверенности от 24.04.2023 N 01-30/2433;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Арефьевой Ксении Вячеславовны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.07.2023 по делу N А32-28871/2022
по иску администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ИНН 2352038000, ОГРН 1052329075721)
к индивидуальному предпринимателю Арефьевой Ксении Вячеславовне
(ИНН 410550993705, ОГРНИП 320410100008150),
при участии третьего лица: муниципального бюджетного учреждения Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Общественно-социальный центр" (ИНН 2352044483, ОГРН 1092352000311),
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Арефьевой Ксении Вячеславовне (далее - ответчик) об обязании предпринимателя за свой счет в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, освободить земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, путем демонтажа находящихся на участке пунктов проката средств индивидуальной мобильности международного сервиса краткосрочной аренды электротранспорта "BusyFly" (самокатов) и восстановлении в первоначальное состояние самовольно занятый земельный участок (привести земельный участок в надлежащее санитарное состояние); об обязании предпринимателя устранить препятствия в пользовании муниципального имущества, а именно освободить: "парковки для велотранспорта" на 11 мест, расположенные на земельном участке ориентировочной площадью 8 кв. м, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823 территория прилегающая к кафе "КФС" со стороны ул. Кирова, а также "парковки для велотранспорта" на 10 мест, расположенные на земельном участке ориентировочной площадью 7 кв. м на территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823 территория прилегающая к спортивной площадке в районе "Дома культуры", со стороны ул. Ленина; о запрете предпринимателю осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности на землях государственная собственность на которые не разграничена и находящихся на праве муниципальной собственности Темрюкского городского поселения Темрюкского района, направленной на предоставление услуг проката средств индивидуальной мобильности международного сервиса краткосрочной аренды электротранспорта "BusyFly" (самокатов); о взыскании с предпринимателя в пользу администрации судебной неустойки в размере 1 тыс. рублей за каждый день просрочки фактического неисполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края, начиная со следующего дня после истечения 10 (десяти) дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края и до момента его фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2023 по делу N А32-28871/2022 индивидуальный предприниматель Арефьева Ксения Вячеславовна обязана за свой счет в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, освободить земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, путем демонтажа находящихся на участке пунктов проката средств индивидуальной мобильности международного сервиса краткосрочной аренды электротранспорта "BusyFly" (самокатов) и восстановить в первоначальное состояние самовольно занятый земельный участок (привести земельный участок в надлежащее санитарное состояние).
Индивидуальный предприниматель Арефьева Ксения Вячеславовна обязана устранить препятствия в пользовании муниципального имущества, а именно освободить: "парковки для велотранспорта" на 11 мест, расположенные на земельном участке ориентировочной площадью 8 кв. м, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, территория прилегающая к кафе "КФС" со стороны ул. Кирова, а также "парковки для велотранспорта" на 10 мест, расположенной на земельном участке ориентировочной площадью 7 кв. м на территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823 территория, прилегающая к спортивной площадке в районе "Дома культуры", со стороны ул. Ленина.
С индивидуального предпринимателя Арефьевой Ксении Вячеславовны в пользу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района взыскана судебная неустойка в размере 1 тыс. рублей за каждый день просрочки фактического неисполнения решения суда, начиная со следующего дня после истечения 10 (десяти) дневного срока.
Индивидуальный предприниматель Арефьева Ксения Вячеславовна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что деятельность осуществляется без использования торговых объектов (пунктов проката) и с дистанционной формой оплаты. Следовательно, положения статьи 10 Закона N 381-ФЗ и Постановление администрации МО Темрюкский район от 02.03.2018 N217 "О порядке размещения нестационарных объектов на территории Муниципального образования Темрюкский район" в данном случае не подлежат применению. Нормативных правовых актов, предусматривающих необходимость получения какого-либо разрешения на осуществление деятельности бесстанционного кикшеринга, в настоящее время не имеется. Использование территорий общего пользования (тротуаров, дорог) для передвижения на самокатах также не требует получения разрешения в органе местного самоуправления в силу общедоступности данных территорий (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Соблюдение правил дорожного движения и правил благоустройства муниципального образования при использовании самокатов (в ходе движения или стоянки самоката) разъяснено пользователям в договоре аренды, а само нарушение этих правил в любом случае не образует состав административного правонарушения, за которое индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности. Согласно действующему законодательству и технических характеристик наших самокатов они относятся к категории "средства индивидуальной мобильности".
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд вынес протокольное определение об участии представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Шакшина И.А. в судебном заседании посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)".
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок общей площадью 34 129 кв. м с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земли (территория) общего пользования, для общего пользования (уличная сеть), расположен по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, город Темрюк, принадлежит на праве собственности Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района (дата и номер государственной регистрации: 23:30:0000000:3823-23/237/2020-1 от 08.12.2020).
На основании постановления администрации от 08.12.2020 N 1256 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, общей площадью 34 129 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, город Темрюк, земли (территории) общего пользования, для общего пользования (уличная сеть)" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Общественно-социальный центр".
В соответствии с генеральным планом Темрюкского городского поселения Темрюкского района, утвержденным решением Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 23.11.2010 N 127 (в редакции решения XXII сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района IV созыва от 27.10.2020 N 137) земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, расположен в зоне специального назначения, зона рекреационного назначения.
Согласно с действующими правилам землепользования и застройки на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, (утвержденными решением LXXVII сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 25.03.2014 N 595, в редакции решения XXIV сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района IV созыва от 07.12.2020 N 150) земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, расположенный по адресу: г. Темрюк, расположен в территориальной зоне "Р-1", зона озеленения.
В результате проведенного 18.04.2022 мониторинга размещения электротранспорта, выявлен факт размещения средств индивидуальной мобильности международного сервиса краткосрочной аренды электротранспорта "BusyFly", далее по тексту (СИМ) по адресу: г. Темрюк, площадь Труда, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
31 мая 2022 года специалистами администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в рамках обследования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823 расположенного по адресу г. Темрюк, площадь Труда, находящегося в муниципальной собственности администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, площадью 34 129 кв. м, путем визуального осмотра установлено, что в границах данного земельного участка:
- на прилегающей территории к кафе "КФС" со стороны ул. Кирова на месте "парковки для велотранспорта" на 11 мест, размещены электросамокаты, в связи, с чем незаконно используется муниципальная собственность и земельный участок ориентировочной площадью 8 кв. м;
- на прилегающей территория к спортивной площадке в районе "Дома культуры", со стороны ул. Ленина, на месте "парковки для велотранспорта" на 10 мест, размещены электросамокаты, в связи, с чем незаконно используется муниципальная собственность и земельный участок ориентировочной площадью 7 кв. м.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Арефьевой К.В. было направлено письмо (претензия) от 20.05.2022 N 01-30/2917, согласно которого ответчику было предоставлено время для добровольного устранения нарушения прав муниципального образования.
Так как предприниматель до настоящего времени использует спорный участок, истец обратился в суд с требованием о его освобождении.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения (пункт 10 и 20 части 1 статьи 14 названного Закона).
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе осуществление земельного контроля за использование земель поселения.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута не может быть произвольным.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Использование земельного участка, находящегося в публичной собственности, без его предоставления и установления сервитута возможно для размещения объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, при этом размещение таких объектов имеет срочный характер и определяется исходя из цели размещения объекта.
Таким образом, в настоящее время размещение СИМ регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях ил земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Порядок и условия размещения утвержден Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 "Об установлении Порядка и условий размещения таких объектов", а именно размещение осуществляется на основании заключенного договора, в соответствии с утвержденной Схемой размещения таких объектов.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельного участка, расположенного в границах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в границах территорий общего пользования в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, после получения соответствующих согласований органа местного самоуправления и заключения договора.
Разделом 7. Правил благоустройства Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 25 февраля 2021 года N 171 установлены требования к объектам потребительской сферы, расположенным на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - Правила).
Часть 7.5 Правил определяет Порядок размещения нестационарных торговых объектов:
7.5.1. Размещение нестационарных торговых объектов, не связанных прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (присоединения) к инженерным сетям осуществляется на основании утвержденной Схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее Схема), в соответствии с Порядком размещения, настоящими Правилами.
7.5.2. Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района регулируется муниципальным правовым актом администрации муниципального образования Темрюкский район.
7.5.3. Действие Порядка распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8127/13, лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принципы арбитражного процесса по опровержению доказательств, представленных другой стороной.
В соответствии с части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что в муниципальном образовании Темрюкский район Схема размещения СИМ, а также концепция велотранспортной инфраструктуры, схема движения таких средств в соответствии с ПДД отсутствует, размещение электросамокатов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по адресу: г. Темрюк, площадь Труда, без заключенного договора, в соответствии с утвержденной Схемой размещения квалифицируется как незаконное.
Следовательно, размещение электросамокатов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района квалифицируется как незаконное.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3823 используется для размещения парка имени "А.С. Пушкина" и относится к территории общего пользования.
Учитывая факт осуществления деятельности по предоставлению электросамокатов в прокат неопределенному кругу лиц без разрешительных документов и разработанных для этого условий в части безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Законом Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", статьей 3.15 "Нарушение порядка и условий размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, велопарковок" предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в размере двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - в размере тридцати тысяч рублей. 27.05.2022 г. администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Арефьевой К.В. о нарушении в соответствии с частью 1 статьи 3.2 пункта 7.6.1 Правил благоустройства Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 25.02.2021 N 171.
Таким образом, установлено, что ответчиком самовольно без получения разрешения правообладателя земельного участка установлен (размещен) пункт нестационарных торговых объектов с захватом земельного участка, не принадлежащего ответчику на каком-либо правовом основании (ответчик незаконно занял не принадлежащую ему территорию и велопарковку, и незаконно распоряжается ею с целью получения прибыли). При этом сохранение спорного объекта препятствует администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (истцу) в пользовании данным земельным участком и нарушает его права собственника, а также создает препятствия в пользовании объектом недвижимости и парковками для велотранспорта неограниченного круга лиц.
Ответчиком не предоставлены документы, подтверждающие выраженную в установленном порядке волю собственника или лица им уполномоченного на решение о предоставлении определенного действующим законодательством вещного или обязательственного права на использование сорного земельного участка.
Доказательств самостоятельного освобождения спорного земельного участка в силу часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предпринимателем в материалы дела не представлен, отзыв на исковое заявления также не направлен.
Иск об обязании предпринимателя освободить земельный участок предъявлен администрацией в соответствии с ее полномочиями по контролю за использованием земель на территории муниципального образования. Ответчиком не представлено документарных доказательств подтверждающих законность использования спорного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований об обязании предпринимателя за свой счет в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, освободить земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3823, путем демонтажа находящихся на участке пунктов проката средств индивидуальной мобильности международного сервиса краткосрочной аренды электротранспорта "BusyFly" (самокатов) и восстановлении в первоначальное состояние самовольно занятый земельный участок (привести земельный участок в надлежащее санитарное состояние); об обязании предпринимателя устранить препятствия в пользовании муниципального имущества, а именно освободить: "парковки для велотранспорта" на 11 мест, расположенные на земельном участке ориентировочной площадью 8 кв. м, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823 территория прилегающая к кафе "КФС" со стороны ул. Кирова, а также "парковки для велотранспорта" на 10 мест, расположенные на земельном участке ориентировочной площадью 7 кв. м на территории земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3823 территория прилегающая к спортивной площадке в районе "Дома культуры", со стороны ул. Ленина.
Относительно требований администрации о запрете предпринимателю осуществление предпринимательской (коммерческой) деятельности на землях государственная собственность на которые не разграничена и находящихся на праве муниципальной собственности Темрюкского городского поселения Темрюкского района, направленной на предоставление услуг проката средств индивидуальной мобильности международного сервиса краткосрочной аренды электротранспорта "BusyFly" (самокатов) с установлено следующее.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При заявлении настоящего иска, администрацией не учтено, что использование находящегося в публичной собственности земельного участка не по целевому назначению влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным, требования в указанной части судом отклоняются как не обоснованные.
Истцом так же заявлено требования в установлении неустойки на случай неисполнения решения суда в размере 1 тыс. рублей за каждый день просрочки фактического неисполнения решения суда, начиная со следующего дня после истечения 10 (десяти) дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края и до момента его фактического исполнения.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (части 1 и 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд считает возможным удовлетворить требования о взыскании неустойки на случай неисполнения судебного акта в размере 1 тыс. рублей за каждый день неисполнения решения.
При указанных обстоятельствах, требования истца признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2023 по делу N А32-28871/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Арефьевой Ксении Вячеславовне (ИНН 410550993705, ОГРНИП 320410100008150) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28871/2022
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района
Ответчик: Арефьева К В
Третье лицо: МБУ Темрюкского городского поселения Темрюкского района Общественно-социальный центр, Муниципальное бюджетное учреждение Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Общественно-социальный центр"