г. Москва |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А40-9621/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Гончарова В.Я., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Кампо" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2023 по делу N А40-9621/23
по иску АО "Кампо"
к Минобороны России
о взыскании денежных средств, об утверждении фиксированной цены в договоре,
при участии в судебном заседании от истца: не явился, извещен, от ответчика: Аскеров Э.Ш. по доверенности от 12.10.2022.
УСТАНОВИЛ:
АО "КАМПО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Минобороны России о взыскании 5 000 руб. 00 коп., утверждении фиксированной цены за работы по государственному контракту N 2123187312172442221214414 за 2021 год в размере 3 595 723 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец в судебное заседание не явился, дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
В обоснование исковых требований истец указывает, что между Министерством обороны Российской Федерации и Акционерным обществом "КАМПО" 28 апреля 2021 года заключен Государственный контракт N 2123187312372442221214414 на выполнение работ по техническому надзору буксирно-моторного катера БМК-МТ (БМК-МО) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 - 2023 годах (далее - Государственный контракт, Контракт).
На основании п. 2.1. Государственного контракта "Исполнитель обязуется, в пределах цены Государственного контракта в установленный срок выполнить Работы, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным Государственный контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы".
Пунктом 4.2. Государственного контракта, (в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 03.08.2021) определено, что "цена на выполнение работ является ориентировочной (уточняемой) и по годам с учетом НДС составляет: на 2021 год - 335 450 рублей 67 копеек за комплекс Работ. Цена единицы (нормо-часа) составит 2 259 рубля 62 копеек, на 2022 год 378 931 рубль 42 копейки на комплекс Работ. Цена единицы (нормо-часа) составит 2 344 рубля 31 копейки, на 2023 год 343 479 рублей 07 копеек за комплекс Работ. Цена единицы работы (нормо-часа) составит 2 434 рубля 44 копеек".
Пунктом 4.5. Государственного контракта установлено, что именно включает в себя цена единицы Работы (нормо-часа).
809 ВП МО РФ подтверждает и считает обоснованным предложенные АО "КАМПО" в плановой калькуляции все фактические затраты и считает возможным установить с 01.01.2021 по 31.12.2021 года фиксированную цену на выполнение работ по техническому надзору буксирно-моторного катера БМК-МТ (БМК-МО) в 2021-2023 года в размере 3 595 723, 54 рублей (без НДС) за комплект работ. Фактическая стоимость цены единицы работы в 2021 году складывается в размере 2 157 рублей 00 копеек (в заключении от 22 ноября 2021 года N 809/1339).
Как указывает истец, АО "КАМПО" своевременно и в полном объеме выполнило Работы, установленные Государственным контрактом. Срок сдачи Работ не нарушен, что подтверждается актами окончания технической приемки по Государственному контракту от 28 апреля 2021 года N 2123187312372442221214414 от 08.10.202 года к 37 буксирно-моторным катерам БМК-МТ, составлен перечень запасных частей, израсходованных в процессе выполнения работ, был направлен в 809 ВП МО РФ на согласование.
По итогам рассмотрения данных документов 809 ВП МО РФ выдало удостоверения подтверждающие, что документы по полноте и качеству соответствуют нормативно-технической документации и требованиям, указанным в Государственном контракте.
В соответствии с п. 3.2.18 Контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 03.08.2021 г.) "Исполнитель обязан представить Заказчику расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие ориентировочный уровень затрат по выполненным работам, и заключения ВП МО РФ по ним не позднее 3 (трех) месяцев до окончания выполнения Работ".
В целях установления фиксированной цены исходящим письмом от 24.11.2021 N 5899/15-04 АО "КАМПО" направило в адрес Заказчика соответствующее предложение о переводе ориентировочной цены в фиксированную.
В соответствии с п. 4.8 Контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 03.08.2021 г.) цена за комплекс единицы Работы (нормо-час) является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную по заключению Департамента аудита государственных контрактов Минобороны России не позднее 3 (трех) месяцев до окончания выполнения Работ текущего года и оформляется протоколом согласования цены, который вводится в действие дополнительным соглашением к Контракту. Перевод цены в фиксированную осуществляется на основании представленных Исполнителем в установленном порядке фактических и ожидаемых затрат на выполнение Работ с приложением калькуляции и расшифровок, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Заказчик обязан рассмотреть представленные материалы по переводу цены из ориентировочной в фиксированную и подписать протокол согласования цены в срок, не позднее 30 (тридцати) календарных дней до даты окончания срока выполнения Работ, либо в тот же срок выдать обоснованные замечания.
Исходящим письмом от 24.11.2021 N 5899/15-04 АО "КАМПО" направило в адрес Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению государственного заказа расчетно - калькуляционные материалы (далее - РКМ) на выполнение Работ по техническому надзору БМК-МТ для перевода из ориентировочной цены в фиксированную с приложениями на бумажном носителе и CD - диск с электронным вариантом.
Исходящим письмом от 17.01.2022 N 235/3/6/426 Врио начальника управления Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа направил протокол цены единицы продукции с просьбой о рассмотрении и последующем согласии (несогласии) с предложенным уровнем цен. АО "КАМПО" исходящим письмом от 27.01.2022 N 374/15-04 выразило несогласие с ценой на выполнение Работ ввиду того, что предложенный Врио начальника управления Департамента по обеспечению государственного оборонного заказа фиксированный уровень цены не обеспечит приемлемую рентабельность для АО "КАМПО". Просило о дальнейших указаниях, о пересмотре РКМ на выполнение работ в 2021 году, предоставленных ранее исходящим письмом от 24.11.2021 N 5899/15-04, так как были представлены документы в виде пояснительной записки, авансовых отчетов сотрудников, а также программный отчет 1С бухгалтерия, обосновывающие фактические затраты на командировочные расходы.
Истец указывает, что своевременно выполнил принятые на себя обязательства, работы выполнены, при этом ответчик нарушил порядок перевода ориентировочной цены в фиксированную.
Пунктом 11.10 Государственного контракта предусмотрено, что в случае отказа Заказчика принять выполненные Работы без сообщения Исполнителю причин отказа, Исполнитель вправе потребовать уплату штрафа в размере, определяемом в соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1042 от 30 августа 2017 г.
Истец указывает, что заключением 809 ВП МО РФ подтверждена стоимость фиксированной цены единицы работы (нормо-час) в размере 2 157, 75 рубля. Фиксированная цена на 2021 год без учета НДС 3 595 723, 54 рублей.
Письмом N 235/3/6/426 от 17.01.2022 года ДАГК МО РФ снизил цену до 3 126 143, 70 (без НДС). Спорная сумма составляет 469 579,80 рублей (без НДС).
Вместе с тем, АО "КАМПО" считает обоснованными затраты, которые были не приняты Министерством обороны РФ в размере 469 579,80 рублей (без НДС).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "КАМПО" в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Минобороны России штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп., утверждении фиксированной цены за работы по государственному контракту N 2123187312172442221214414 за 2021 год в размере 3 595 723 руб. 54 коп.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска, поскольку установил, что все действия заказчиком выполнены в полном объеме, основания для перевода цены в фиксированную в соответствии с требованиями истца отсутствуют.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как верно установил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 8 ФЗ N 275-ФЗ О государственном оборонном заказе" (далее - ФЗ N 275-ФЗ), головной исполнитель определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам).
Согласно п. 46 постановления Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1465) в случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки. государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.
Для перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию с учетом необходимости соблюдения срока перевода этих видов цен в фиксированную, установленного пунктом 46 настоящего Положения, единственный поставщик направляет государственному заказчику обращение с предложением о переводе соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену с приложением обосновывающих документов.
Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденный Приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. N 334, регламентирует установление состава затрат, включаемых в цену на товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) в рамках ГОЗ, в случаях, определенных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1465.
Пунктом 18 Инструкции по осуществлению Министерством обороны Российской Федерации функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в части вооружения, военной, специальной техники и вено-технического имущества (далее - Инструкция к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2018 г. N 150) определено, что основными задачами военных представительств при осуществлении функции государственного заказчика ГОЗ являются: - выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной (подпункт "г" Инструкции); - направление в заинтересованные органы военного управления заключений по результатам рассмотрения представленных организациями промышленности РКМ по фактическим и плановым затратам, включаемым ими в состав цены на ВВСТ (работы, услуги) (подпункт "е" Инструкции).
При этом, заинтересованным органом военного управления, предназначенным для проведения независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, является Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДАГК МО РФ).
Согласно условиям спорного Контракта, на ВП МО РФ возложена обязанность по технической приемке выполненных работ.
Таким образом, из положений Контракта и норм действующего законодательства прямо не следует, что 809 ВП МО РФ уполномочено определять фиксированную цену выполненных работ.
Заинтересованным органом военного управления, предназначенным для проведения независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, является Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации.
Как следствие, ссылка Истца на заключение 809 ВП МО РФ, которым признан обоснованным расчет прибыли Истца, несостоятельна, поскольку окончательная стоимость продукции по Контракту определяется протоколом согласования фиксированных цен, согласованным ДАГК МО РФ.
Материалами дела подтверждается, что все действия, предусмотренные контрактом, государственным заказчиком выполнены, вопрос несогласия истца с ценой, установленной государственным заказчиком, не является основанием для взыскания штрафа и уменьшения цены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2023 по делу N А40-9621/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9621/2023
Истец: АО "КАМПО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ