г. Владимир |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А43-8123/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новиковой Е.А.,
ознакомившись с апелляционной жалобой индивидуального предпринимателя Гнетова Юрия Николаевича
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 03.07.2023 по делу N А43-8123/2023,
принятое в порядке упрощенного производства,
по иску индивидуального предпринимателя Гнетова Юрия Николаевича (ОГРНИП 3042464148000023) к обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация-Стекло-Бор" (ИНН 5246020976, ОГРН 10252001531013) о взыскании 48 762 руб.,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Первая экспедиционная компания" (ИНН 7721823853, ОГРН 1147746182748)
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гнетов Юрий Николаевич (далее - истец, ИП Гнетов Ю.Н.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация-Стекло-Бор" (далее - ООО "Корпорация-Стекло-Бор", ответчик) о взыскании 38 000 руб. стоимости некачественного товара и 10 762 руб. 98 коп. убытков, составляющих стоимость доставки некачественного товара.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 03.07.2023 суд отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Гнетов Ю.Н. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что им не был нарушен порядок приемки продукции по качеству. Вместе с тем, поскольку упаковка продукции производилась поставщиком и поставка осуществлена в таре поставщика (деревянные ящики), следовательно, продукция была упакована поставщиком некачественно, что привело к повреждению товара при транспортировке.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 17.07.2023.
В определении от 15.08.2023 Первый арбитражный апелляционный суд предложил лицам, участвующим в деле, представить отзыв на апелляционную жалобу в срок до 08.09.2023.
ООО "Корпорация-Стекло-Бор" в отзыве указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и заявило ходатайство о приобщении к материалам дела видео от 08.11.2022 на носителе информации.
В соответствии с частью 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В пункте 50 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Поскольку предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции не установил, он отказывает в принятии и исследовании поименованного доказательства, представленного ответчиком.
Данный флеш-носитель (носитель информации) подлежит возвращению ответчику вместе с окончательным судебным актом, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270, 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ООО "Корпорация-Стекло-Бор" (поставщик) и ИП Гнетов Ю.Н. (покупатель) заключили договор поставки от 11.11.2016 N 136/16 (далее - договор), в силу пункта 1.1 которого поставщик обязуется поставить и установить автостекло, а покупатель - принять и оплатить стекло автомобильное в ассортименте (далее - продукция) и услугу по установке, согласно условиям настоящего договора.
Поставка продукции осуществляется на условиях ее самовывоза со склада поставщика. По взаимному согласию сторон возможна доставка продукции транспортом поставщика по адресу, указанному покупателем (пункт 2.1 договора).
Днем исполнения поставщиком обязательств по договору при доставке продукции транспортом поставщика считается дата сдачи продукции на складе покупателя (пункт 2.2 договора).
По факту передачи составляется накладная, с момента подписания которой к покупателю переходит право собственности на продукцию, а также риск ее случайной гибели или повреждения (пункт 2.3 договора).
В случае если поставка продукции осуществляется транспортной организацией, днем исполнения обязательств по поставке считается день передачи продукции транспортной организации для доставки покупателю. В этом случае поставщик выступает посредником между покупателем и транспортной организацией, с момента подписания транспортной накладной риск случайной гибели или повреждения продукции переходит на покупателя (пункт 2.5 договора).
Поставка продукции производится в таре поставщика (деревянные ящики). Стоимость невозвратной тары входит в стоимость поставляемой продукции (пункт 2.6 договора).
Поставляемая продукция по качеству должна соответствовать требованиям стандартов Российской Федерации и технических условий, установленных на предприятии-изготовителе (Приложение N 2) (пункт 4.1 договора).
При обнаружении факта недостачи, боя или некачественной продукции покупатель обязан приостановить приемку и в суточный срок вызвать представителя поставщика для участия в приемке. При неприбытии представителя в трехдневный срок, приемка производится: по факту недостачи или боя продукции - с участием представителя общественности или иной организации; по факту брака - с участием эксперта (пункт 4.3 договора).
В пункте 2 Приложения к договору стороны согласовали, что строго до вскрытия ящика, в том числе при приемке стекла у транспортной компании, обязательно провести визуальный осмотр на сколы, трещины и царапины без выгрузки стекла с автомобиля и после выгрузки с автомобиля. При обнаружении перечисленных дефектов произвести фото или видео отчеты и предоставить их поставщику для предоставления в транспортную компанию фото разбитых стекол при перевозке, не позднее суток с даты поставки. При заполнении акта приемки в транспортной компании обязательно перечислить все имеющиеся отклонения при визуальном осмотре.
Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны при приемке продукции руководствуются Инструкциями, утвержденными постановлениями Госарбитража N П-6 "О порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" от 15.06.1965 и N П-7 "О порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" от 25.04.1966 (пункт 4.7. договора).
Возникшие претензии по стеклам, перевозимым в стандартных ящиках, принимаются при предъявлении упаковочного листа на ящик, сроком: по качеству - в течение двух месяцев со дня отгрузки, по количеству - в течение 20 дней с момента отгрузки (пункт 4.8 договора).
После принятия продукции ответственность за сохранность и отклонения по данной продукции переходит на покупателя в полном объеме (пункт 11 Приложения N 1 к договору).
Договор считается заключенным и вступившим в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2017. В случае если за 30 дней до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор считается пролонгированным сторонами на тех же условиях, на последующие сроки пролонгации (пункт 7.2 договора).
Поставщик выставил счет на оплату от 10.08.2022 N 982 за товар: стекло ветровое МАЗ 203065-5206016 1609*2687 в количестве 6 шт. на сумму 114 000 руб., ящик деревянный упаковочный в количестве 1 шт. на сумму 5 600 руб.
Покупатель по платежному поручению от 11.08.2022 N 473 оплатил 119 600 руб.
По поручению экспедитору от 16.02.2022 N 529937209607 ООО "Корпорация-Стекло-Бор" (грузоотправитель) передало ООО "Первая экспедиционная компания" (экспедитору) груз под наименованием "автостекло" по маршруту Бор - Красноярск в количестве 1-го грузового места в упаковке грузоотправителя "деревянная обрешетка". Клиент от защитной транспортировочной упаковки отказался, о чем сделана отметка в экспедиторскую расписку от 16.02.2022 N 529937209607.
По платежному поручению от 17.08.2022 N 476 ИП Гнетов Ю.Н. оплатил ООО "Первая экспедиционная компания" за доставку 32 288 руб. 94 коп.
В пункте 2.3 акта от 30.08.2022 N КК00003006 о наличии/отсутствии расхождений и качестве груза, подписанного со стороны экспедитора и грузополучателя, отражено: обрешетка без повреждений, внутри лопнуты 2 стекла.
По сведениям истца, ООО "Первая экспедиционная компания" выдать груз частично отказалось.
ИП Гнетов Ю.Н. обратился к ООО "Первая экспедиционная компания" с претензией о возмещении ущерба в размере 151 888 руб. 94 коп.
В уведомлении N 529937209607) ИП Гнетову Ю.Н. отказано в удовлетворении претензии в связи с тем, что обрешетка груза без повреждений.
Поскольку упаковка продукции производилась поставщиком, и поставка производилась в таре поставщика (деревянные ящики), продукция была упакована поставщиком некачественно, что привело к повреждению при транспортировке, истец, после получения отказа от ООО "Первая экспедиционная компания", истец в претензии от 05.10.2022 потребовал от истца в течение 10 дней с момента ее получения возместить ущерб в размере 151 888 руб. 94 коп.
В ответе на претензию от 12.10.2022 ответчик отказал в удовлетворении требования.
В претензии от 18.10.2022 ИП Гнетов Ю.Н. просил сообщить будет ли представитель ООО "Корпорация-Стекло-Бор" лично присутствовать при приемке груза или достаточно будет направить видео о приемке товара.
Дополнительно в претензии ООО "Корпорация-Стекло-Бор" сообщено, что приемка груза состоится 08.11.2023 в 10-00 часов по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, п.Солонцы, пр.Котельникова, д. 9Б.
ООО "Корпорация-Стекло-Бор" на данные претензии не ответило.
ИП Гнетов Ю.Н. направил ООО "Корпорация-Стекло-Бор" претензию от 02.03.2023 с приложением видеофайла приемки товара и требованием в течение 10 дней с момента получения претензии возместить ущерб в размере 151 888 руб. 94 коп.
Оставление претензии без удовлетворения с учетом изложенных обстоятельств послужило основанием для обращения ИП Гнетова Ю.Н. с соответствующим иском в арбитражный суд.
Оценив условия договора, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что между сторонами сложились отношения, вытекающие из смешанного договора поставки и возмездного оказания услуг, в связи с чем к спорному правоотношению подлежат применению нормы главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На основании статей 309, 310 (пункта 1) ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору поставки поставщик обязуется передать в обусловленный срок товары покупателю, а последний обязуется оплатить поставляемые товары в сроки, предусмотренные договором поставки (статья 506 ГК РФ).
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (пункты 1, 2 статьи 469 ГК РФ).
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (статья 476 ГК РФ).
Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (пункты 1 - 3 статьи 477 ГК РФ).
Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки (статья 518 ГК РФ).
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки" разъяснено, что если договором поставки предусмотрена приемка товара по качеству в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (далее - Инструкция П-7), то приемка товаров по качеству должна производиться в соответствии с названной Инструкцией.
В силу пункта 9 Инструкции N П-7 акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока. Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.
Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.
В уведомлении о вызове, направленном изготовителю (отправителю), должно быть указано: наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен; основные недостатки, обнаруженные в продукции; время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока); количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции (пункт 17 Инструкции N П-7).
Иногородний изготовитель (отправитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока явки представителя изготовителя (отправителя).
Представитель иногороднего изготовителя (отправителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в Основных и Особых условиях поставки, других обязательных правилах или договоре (пункт 19 Инструкции N П-7).
На основании пункта 20 Инструкции N П-7 при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя), при отказе их выделить представителя или неявке его по вызову получателя (покупателя) проверка производится: с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо односторонне предприятием-получателем, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные (по роду работы, по образованию, по опыту трудовой деятельности) в вопросах определения качества и комплектности подлежащей приемке продукции (пункт 22 Инструкции N П-7).
Суд первой инстанции установил, что истец не обеспечил своевременное уведомление о вызове представителя поставщика на приемку продукции.
Так в акте от 30.08.2022 N КК00003006 о наличии/отсутствии расхождений в количестве и качестве груза зафиксирован факт обнаружения лопнувших стекол.
По сведениям истца, ООО "Первая экспедиционная компания" выдать груз частично отказалось, истец обратился к данной организации с претензией о возмещении ущерба в размере 151 888 руб. 94 коп.
При этом представителя поставщика на приемку продукции истец не вызвал, чем нарушил пункты 4.3, 4.4 договора и поименованные требования Инструкции N П-7.
Вместе с тем в пункте 2 Приложения N 1 к договору стороны согласовали, что строго, до вскрытия ящика, в том числе при приемке стекла у транспортной компании, обязательно провести визуальный осмотр на сколы, трещины и царапины без выгрузки стекла с автомобиля и после выгрузки с автомобиля. При обнаружении перечисленных дефектов произвести фото или видео отчеты и предоставить их поставщику для предоставления в транспортную компанию фото разбитых стекол при перевозке, не позднее суток с даты поставки. При заполнении акта приемки в транспортной компании обязательно перечислить все имеющиеся отклонения при визуальном осмотре.
Фото или видео отчеты по обнаруженным 30.08.2022 недостаткам истец поставщику также не предоставил.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
О выявленном повреждении стекла (трещина) истец узнал 30.08.2022, однако не сообщил об указанном повреждении ответчику в согласованные в договоре и в Инструкции N П-7 сроки.
О выявленных 30.08.2022 недостатках поставленного товара (трещинах на двух стеклах) истец сообщил ответчику 05.10.2022. Доказательств, из которых возможно было бы прийти к иному выводу, материалы дела не содержат.
На основании пунктов 1, 2 статьи 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
В случае невыполнения правила, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении истцом согласованного с ответчиком порядка приемки продукции по качеству, установленного в договоре и в Инструкции N П-7.
Учитывая изложенное, а также оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика 38 000 руб. стоимости некачественного товара.
Вместе с тем суд обоснованно отклонил доводы истца об уведомлении 18.10.2022 ответчика о том, что приемка груза состоится 08.11.2022, поскольку данный факт не опровергает выводы о нарушении согласованных в договоре и установленных в Инструкции N П-7 сроках приемки товара. При этом доказательства обеспечения хранения товара в условиях, обеспечивающих его сохранность, в материалах дела отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции принимает возражения ответчика, согласно которым извещение о дате приемки товара 08.11.2022 было отправлено на его адрес электронной почты в этот же день в 10 час. 00 мин., то есть за 2,5 часа до приемки товара. Таким образом, истец знал, что поставщик с учетом удаленности от места приемки товара (Красноярский край) физически не мог обеспечить явку своего представителя из г. Бор Нижегородской обл. Данные истцом не опровергнуты; доказательств, опровергающих их материалы дела также не содержат.
Истец также заявил требование о взыскании 10 762 руб. 98 коп. убытков, составляющих стоимость доставки некачественного товара.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункты 1, 2 статьи 393 ГК РФ).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, требуя возмещения убытков, истец должен доказать совершение ответчиком противоправных действий и наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
В обоснование убытков истец представил расчет на 10 762 руб. 98 коп., согласно которому доставка 6 стекол составляет 32 288 руб. 94 коп. (платежное поручение от 18.08.2022 N 476); 2 - 10 762 руб. 98 коп.
Суд первой инстанции установил недоказанность истцом факта поставки ответчиком товара (двух ветровых стекол) ненадлежащего качества.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании с ответчика убытков, составляющих стоимость доставки некачественного товара.
Проверив окончательные выводы суда первой инстанции в данной части, суд апелляционной инстанции признает их обоснованными, поскольку вина ответчика и наличие причинно-следственной связи между его действиями и наступившими последствиями в виде заявленных истцом убытков не нашли своего подтверждения материалами дела.
Все доводы заявителя жалобы проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению как несостоятельные, противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
Все обстоятельства дела, представленные в дело доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в судебном акте.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.07.2023 по делу N А43-8123/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гнетова Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8123/2023
Истец: ИП ГНЕТОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ИП Расторопова Елена Петровна представитель Гнетова Ю.Н.
Ответчик: ООО "КОРПОРАЦИЯ - СТЕКЛО - БОР"
Третье лицо: ООО "Первая экспедиционная компания"