г. Москва |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А40-22386/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен: 13 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой А.Б.,
судей Кузнецовой Е.Е., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ветух А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", Министерства обороны Российской Федерации на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-22386/23 по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284) к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (ОГРН: 1037739019438) о взыскании неустойки по контракту,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шекун Н.Л. по доверенности от 24.04.2023,
от ответчика: Тригубец О.К. по доверенности от 05.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГУП "ГУСС" (далее - ответчик) о взыскании неустойки по контракту N 2021187375832554164000000 от 08.05.2020 в размере 5 244 188 руб. 13 коп.
Решением от 23.06.2023 исковые требования удовлетворены частично: с ФГУП "ГУСС" (ОГРН: 1022302390461) в пользу Минобороны России (ОГРН: 1037700255284) взыскана неустойка в размере 311 673 руб. 64 коп. В остальной части отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами.
Истец в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме. Ответчик в апелляционной жалобе просит суд решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-22386/2023 в части взыскания с ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в пользу Министерства обороны Российской Федерации неустойки в сумме 311 673,64 руб., отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объёме.
В судебном заседании апелляционного суда истец и ответчик поддержали апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (далее - генподрядчик) заключен государственный контракт от 08.05.2020 N 2021187375832554164000000 (далее - контракт) на выполнение полного комплекса работ по объекту: "Устройство системы освещения на стоянках авиационной техники аэродрома войсковой части п/п 23944" (шифр объекта Ю-41/20-1). В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 128 429 097,00 руб.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе, раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ").
Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств: выполнение проектных работ - 30.09.2020; выполнение строительно-монтажных работ - 30.12.2020; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 31.03.2021. Согласно иску обязательства по контракту в полном объеме генподрядчиком не исполнены.
В соответствии с пунктом 18.4 контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Неустойка за нарушение промежуточных сроков выполнения работ по контракту рассчитывается по формуле: (цена контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер установленной ЦБ РФ ключевой ставки х 1/300 х количество дней просрочки. Согласно расчету истца неустойка за просрочку выполнения работ по этапу "выполнение проектных работ" с 01.10.2020 по 30.12.2020 (91 день) составила 1 947 841,30 руб. (128 429 097,00 - 0,00) х 1/300 х 5,00% х 91 (количество дней просрочки с 01.10.2020 по 30.12.2020); за просрочку выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" с 31.12.2020 по 31.03.2021 (91 день) - 1 947 841,30 руб. (128 429 097,00 - 0,00) х 1/300 х 5,00% х 91 (количество дней просрочки с 31.12.2020 по 31.03.2021).
Согласно пункту 13.12 контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе, регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, передача генподрядчиком документов, подтверждающих право на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта, подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ. По состоянию на 02.06.2021 обязательства по контракту в полном объеме генподрядчиком не исполнены и, как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
В соответствии с пунктом 18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Согласно расчету истца, неустойка за просрочку исполнения обязательств по Контракту с 01.04.2021 по 02.06.2021 (63 дня) составила 1 348 505,52 руб. (128 429 097,00 - 0,00) х 1/300 х 5,00% х 63 (количество дней просрочки с 01.04.2021 по 02.06.2021).
В соответствии с разделом 21 контракта государственным заказчиком в адрес генподрядчика направлена претензия от 02.06.2021 N 153/6/10050дсп. Претензия оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции принял во внимание положения ст. 8, 10, 12, 309, 310, 330, 333, 401, 404, 421, 431, 702, 708, 711, 720, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, он не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта.
Ответственность за просрочку исполнения обязательств предусмотрена п. 18.4 контракта, согласно которому неустойка начисляется за каждый день нарушения генподрядчиком сроков исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательств по контракту в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Истец в обосновании начисления неустойки в соответствии с п. 18.3. контракта приводит не подписание в срок итогового акта и именно данное обстоятельство положено в основу для начисления неустойки. Вместе с тем, подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте раздела 8 контракта. Подписание итогового акта выполненных работ - это совместное действие сторон контракта, соответственно, ответчик не может нести единоличную ответственность за его не подписание.
Положениями п. 7.1.10. контракта установлено, что заказчик до начала проектно-изыскательских работ передает генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Согласно п. 7.1.11 контракта заказчик до начала производства строительно-монтажных работ передает генподрядчику в установленном порядке на период строительства (реконструкции) объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, а также всю необходимую для строительства (реконструкции) объекта документацию (проектную документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости), технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).
В соответствии с п. 7.1.13 контракта заказчик оказывает содействие генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе документации, устранение которых находится в компетенции заказчика.
Согласно условиям контракта в состав работ не входит разработка ответчиком технического задания, истец обязан был представить ответчику утвержденное техническое задание (ТЗ) на проведение обследований, однако, на дату заключения контракта такое задание представлено не было, в связи, с чем ответчик во избежание срыва сроков выполнения работ по контракту самостоятельно разработал задание на проведение обследований, и направил на рассмотрение и утверждение заказчику.
Общие требования и правила выполнения инженерных изысканий установлены в "СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1033/пр) (далее - Свод правил).
Пунктом 4.12 Свода правил и п. 3 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20, предусмотрено, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый договор между техническим заказчиком и исполнителем. К договору должны прилагаться задание и программа выполнения инженерных изысканий. Инженерные изыскания должны быть обеспечены необходимыми исходно-разрешительными документами, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами.
Пункт 4.13 Свода правил устанавливает, что задание на выполнение инженерных изысканий составляется и утверждается застройщиком или техническим заказчиком и согласовывается с исполнителем инженерных изысканий. Ответственность за полноту и достоверность данных в задании возлагается на технического заказчика, а при его отсутствии на застройщика.
К тому же, пункт 4.15 Свода правил устанавливает перечень сведений, которые должно содержать задание на выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, и именно в компетенции заказчика лежит их представление, так как указанные сведения в разделе 23 контракта отсутствуют, что ведет к невозможности выполнения инженерных изысканий генподрядчику ввиду отсутствия необходимых исходных данных.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), если договор на выполнение проектно-изыскательских работ заключен с техническим заказчиком, то обязанность по предоставлению генподрядчику задания на проведение инженерных изысканий императивно возложена именно на заказчика и не может быть перепоручена генподрядчику.
Более того, подпунктом "д" пункта 14 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 N 1700 (далее - Регламент экспертизы) предусмотрено, что для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляется копия задания на выполнение инженерных изысканий.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ обязанность предоставления технических условий (далее - ТУ) возложена на заказчика. Кроме того, в Министерстве обороны РФ действует "Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения" (далее - Регламент). Указанный документ описывает, в том числе, процедуру подготовки к заключению государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объектов специального назначения.
Согласно п. 17 Регламента органы военного управления должны до заключения контракта предоставить Государственному заказчику все необходимые исходные данные, а также ТУ на присоединение объекта к инженерным сетям. Пунктом 19 Регламента предусмотрено, что на основании утвержденных и выданных исходных данных заказчик разрабатывает задание на проектирование, после чего контракт подготавливается к заключению. Таким образом, все исходные данные и ТУ должны быть в наличии у государственного заказчика к моменту заключения контракта, следовательно, при заключении контракта они должны быть выданы генподрядчику. Вместе с тем, в адрес заказчика генподрядчик направил на согласование и передачу разработанную проектную документацию (письмо от 21.08.2020 N 38/11360-дсп) (Приложение N 2).
В акте КС-14 N 20-41/20-1 стороны отразили, что строительно-монтажные работы осуществлены в сроки: начало работ - август 2020; окончание работ - январь 2021, в связи с чем, правовых оснований для начисления неустойки по выполнению проектных работ не имеется.
В отношений требования о взыскании неустойки за просрочку выполнения работ по СМР, суд первой инстанции указал, что в приложении N 3 контракта установлена цена СМР 68 751 539 руб. 00 коп., ввиду чего судом произведен перерасчет, согласно которому, на сумму 68 751 539 руб. 00 коп. за период с 31.12.2020 по 31.01.2021 подлежит начислению неустойка в размере 311 673 руб. 64 коп. (68 751 539 * 32 * 1/300 * 4.25%).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необоснованности расчета неустойки от цены этапа, а не всей стоимости контракта, апелляционный суд учитывает, что начисление неустойки на общую сумму договора без учета надлежащего исполнения обязательств противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5467/14, начисление неустойки на общую сумму контракта, а не на стоимость просроченного обязательства является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит статье 330 ГК РФ. При таких обстоятельствах, доводы истца признаются судом несоответствующими действующему законодательству.
Оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ судом первой инстанции не установлено. Ввиду чего доводы апелляционной жалобы истца в части снижения неустойки несостоятельны.
Согласно доводам апелляционной жалобы ответчика, основания для начисления неустойки за нарушение срока выполнения проектных работ отсутствуют в связи со встречным неисполнением истцом обязательств по контракту. Оценивая указанный довод, апелляционный суд учитывает, что в материалы дела не представлены доказательства, полностью исключающие вину самого ответчика в нарушении сроков выполнения работ, о приостановлении работ в порядке ст. 716, 719 ГК РФ ответчик не заявлял.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-22386/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22386/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"