город Томск |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А27-3931/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салюс" (N 07АП-6772/2023) на ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решений ФТС России:
1. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 31/2023, решение ФТС России по жалобе от 11.04.2023 N 10000000/23ю/95А;
2. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 32/2023, решение ФТС России по жалобе от 11.04.2023 N 10000000/24ю/96А;
3. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 33/2023, решение ФТС России по жалобе от 11.04.2023 N 10000000/25ю/97А;
4. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 34/2023, решение ФТС России по жалобе от 11.04.2023 N 10000000/26ю/98А;
5. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 35/2023, решение ФТС России по жалобе от 11.04.2023 N 10000000/27ю/99А;
6. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 36/2023, решение ФТС России по жалобе от 11.04.2023 N 10000000/28ю/100А;
7. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 37/2023, решение ФТС России по жалобе от 11.04.2023 N 10000000/29ю/101А;
8. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 38/2023, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/30ю/115А;
9. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000- 39/2023, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/31ю/116А;
10. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000-40/2023, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/32ю/117А;
11. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000-41/2023, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/33ю/118А;
12. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000-42/2023, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/34ю/119А;
13. Постановление Центральной энергетической таможни от 07.02.2023 N 10006000-43/2023, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/35ю/120А;
14. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.03.2023 N 10006000-94/2023, решение ФТС России по жалобе от 27.04.2023 N 10000000/50ю/125А;
15. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-921/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/369ю/47А;
16. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-922/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/370ю/48А;
17. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-923/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/371ю/49А;
18. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-924/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/372ю/50А;
19. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-945/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/373ю/51А;
20. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-946/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/374ю/52А;
21. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-947/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/375ю/53А;
22. Постановление Центральной энергетической таможни от 23.11.2022 N 10006000-1000/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/377ю/58А;
23. Постановление Центральной энергетической таможни от 23.11.2022 N 10006000-1001/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/378ю/59А;
24. Постановление Центральной энергетической таможни от 23.11.2022 N 10006000-1002/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/379ю/60А;
25. Постановление Центральной энергетической таможни от 23.11.2022 N 10006000-1003/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/380ю/61А;
26. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1058/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/385ю/103А;
27. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1059/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/385ю/104А;
28. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1060/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/386ю/105А;
29. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1061/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/387ю/106А;
30. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1062/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/388ю/107А;
31. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1063/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/389ю/108А;
32. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1064/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/390ю/109А;
33. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1065/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/391ю/110А;
34. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1066/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/392ю/111А;
35. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1067/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/393ю/112А;
36. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1068/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/394ю/113А;
37. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.12.2022 N 10006000-1069/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.04.2023 N 10000000/395ю/114А;
38. Постановление Центральной энергетической таможни от 22.12.2022 N 10006000-1078/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/423ю/54А;
39. Постановление Центральной энергетической таможни от 22.12.2022 N 10006000-1079/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/424ю/55А;
40. Постановление Центральной энергетической таможни от 22.12.2022 N 10006000-1080/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/425ю/56А;
41. Постановление Центральной энергетической таможни от 22.12.2022 N 10006000-1081/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/426ю/57А;
42. Постановление Центральной энергетической таможни от 22.12.2022 N 10006000-1082/2022, решение ФТС России по жалобе от 13.02.2023 N 10000000/427ю/17А;
43. Постановление Центральной энергетической таможни от 18.01.2023 N 10006000-1128/2022, решение ФТС России по жалобе от 06.04.2023 N 10000000/16ю/76А;
44. Постановление Центральной энергетической таможни от 18.01.2023 N 10006000-1129/2022, решение ФТС России по жалобе от 06.04.2023 N 10000000/17ю/77А;
45. Постановление Центральной энергетической таможни от 18.01.2023 N 10006000-1130/2022, решение ФТС России по жалобе от 04.04.2023 N 10000000/371ю/49А;
46. Постановление Центральной энергетической таможни от 18.01.2023 N 10006000-1132/2022, решение ФТС России по жалобе от 06.04.2023 N 10000000/19ю/79А;
47. Постановление Центральной энергетической таможни от 18.01.2023 N 10006000-1133/2022, решение ФТС России по жалобе от 06.04.2023 N 10000000/20ю/80А;
48. Постановление Центральной энергетической таможни от 01.11.2022 N 10006000-1134/2022, решение ФТС России по жалобе от 06.04.2023 N 10000000/21ю/81А;
49. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-926/2022;
50. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-927/2022;
51. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-928/2022;
52. Постановление Центральной энергетической таможни от 02.03.2023 N 10006000-930/2022;
53. Постановление Центральной энергетической таможни от 27.04.2023 N 10006000-931/2022;
54. Постановление Центральной энергетической таможни от 27.04.2023 N 10006000-932/2022;
55. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-933/2022;
56. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-934/2022;
57. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-937/2022;
58. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-938/2022;
59. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-984/2022;
60. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-985/2022;
61. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-986/2022;
62. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-987/2022;
63. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-988/2022;
64. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-989/2022;
65. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-990/2022;
66. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-991/2022;
67. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-992/2022;
68. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-993/2022;
69. Постановление Центральной энергетической таможни от 19.04.2023 N 10006000-994/2022;
70. Постановление Центральной энергетической таможни от 19.04.2023 N 10006000-995/2022;
71. Постановление Центральной энергетической таможни от 10.05.2023 N 10006000-996/2022,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "МАЙПОС" (ОГРН 1137847256887),
В судебном заседании приняли участие:
От заявителя: Шивцов П.Ф., протокол N 22 от 19.02.2020, паспорт; Шелудько В.В. по доверенности от 02.05.2023, паспорт; Павлова Е.С. по доверенности от 15.11.2022, диплом, паспорт (онлайн); Бутырина В.Ю. по доверенности от 15.11.2022, диплом, паспорт (онлайн),
от заинтересованного лица:
от ФТС: Сухановская О.А. по доверенности от 15.12.2022, паспорт (онлайн),
от ЦЭТ: Карлаш А.Н. по доверенности от 21.12.2022, диплом, паспорт (онлайн); Щербаков О.В. по доверенности от 21.12.2022, диплом, паспорт (онлайн); Беднов Д.А. по доверенности от 21.12.2022, паспорт (онлайн),
от третьего лица: без участия (извещен),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Салюс" (далее - ООО "Салюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями об оспаривании постановлений Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, таможня, административный орган) о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях и назначении административного наказания по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), решений ФТС России.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.06.2023 производство по 71 судебному делу по заявлениям ООО "Салюс" объединено в одно производство, объединённому делу присвоен N А27-3931/2023.
Судом к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МАЙПОС" (ОГРН 1137847256887).
части 1 статьи 16.2 КоАП РФ административных штрафов по следующим постановлениям ЦЭТ:
1. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-31/2023 до 368.472,25 руб.;
2. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-32/2023 до 540.759 руб.;
3. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-33/2023 до 468.807,5 руб.;
4. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-34/2023 до 384.308,5 руб.;
5. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-35/2023 до 385.458,25 руб.;
6. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-36/2023 до 291.510,21 руб.;
7. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-37/2023 до 358.086,7 руб.;
8. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-38/2023 до 514.379,25 руб.;
9. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-39/2023 до 415.311 руб.;
10. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-40/2023 до 405.424,5 руб.;
11. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-41/2023 до 492.836,25 руб.;
12. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-42/2023 до 412.678,5 руб.;
13. Постановление ЦЭТ от 07.02.2023 N 10006000-43/2023 до 484.367,25 руб.;
14. Постановление ЦЭТ от 01.03.2023 N 10006000-94/2023 до 588.052,25 руб.;
15. Постановление ЦЭТ от 01.11.2022 N 10006000-921/2022 до 356.440 руб.;
16. Постановление ЦЭТ от 01.1 1.2022 N 10006000-922/2022 до 352.755 руб.;
17. Постановление ЦЭТ от 01.11.2022 N 10006000-923/2022 до 380.895,75 руб.;
18. Постановление ЦЭТ от 01.11.2022 N 10006000-924/2022 до 378.851,75 руб.;
19. Постановление ЦЭТ от 01.11.2022 N 10006000-945/2022 до 366.218 руб.;
20. Постановление ЦЭТ от 01.11.2022 N 10006000-946/2022 до 535.710 руб.;
21. Постановление ЦЭТ от 01.11.2022 N 10006000-947/2022 до 597.893 руб.;
22. Постановление ЦЭТ от 23.11.2022 N 10006000-1000/2022 до 241.014,83 руб.;
23. Постановление ЦЭТ от 23.11.2022 N 10006000-1001/2022 до 240.084,23 руб.;
24. Постановление ЦЭТ от 23.11.2022 N 10006000-1002/2022 до 239.354,55 руб.;
25. Постановление ЦЭТ от 23.11.2022 N 10006000-1003/2022 до 237.937,55 руб.;
26. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1058/2022 до 366.786,75 руб.;
27. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1059/2022 до 305.690,75 руб.;
28. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1060/2022 до 307.015,75 руб.;
29. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1061/2022 до 276.971,38 руб.;
30. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1062/2022 до 274.188 руб.;
31. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1063/2022 до 239.312,25 руб.;
32. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1064/2022 до 238.572 руб.;
33. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1065/2022 до 260.818,5 руб.;
34. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1066/2022 до 260.934,75 руб.;
35. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1067/2022 до 236.509,88 руб.;
36. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1068/2022 до 257.563,5 руб.;
37. Постановление ЦЭТ от 02.12.2022 N 10006000-1069/2022 до 261.097,5 руб.;
38. Постановление ЦЭТ от 22.12.2022 N 10006000-1078/2022 до 371.116,5 руб.;
39. Постановление ЦЭТ от 22.12.2022 N 10006000-1079/2022 до 406.232,75 руб.;
40. Постановление ЦЭТ от 22.12.2022 N 10006000-1080/2022 до 326.922,75 руб.;
41. Постановление ЦЭТ от 22.12.2022 N 10006000-1081/2022 до 412.093,5 руб.;
42. Постановление ЦЭТ от 22.12.2022 N 10006000-1082/2022 до 360.611,25 руб.;
43. Постановление ЦЭТ oт 18.01.2023 N 10006000-1128/2022 до 352.063,13 руб.;
44. Постановление ЦЭТ от 18.01.2023 N 10006000-1129/2022 до 604.509,75 руб.;
45. Постановление ЦЭТ от 18.01.2023 N 10006000-1130/2022 до 605.855,25 руб.;
46. Постановление ЦЭТ от 18.01.2023 N 10006000-1132/2022 до 373.502,5 руб.;
47. Постановление ЦЭТ от 18.01.2023 N 10006000-1133/2022 до 536.970 руб.;
48. Постановление ЦЭТ от 18.01.2023 N 10006000-1134/2022 до 319.160,5 руб.;
49. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-926/2022 до 362.202 руб.;
50. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-927/2022 до 388.703,5 руб.;
51. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-928/2022 до 411.879 руб.;
52. Постановление ЦЭТ от 02.03.2023 N 10006000-930/2022 до 330.183 руб.;
53. Постановление ЦЭТ от 27.04.2023 N 10006000-931/2022 до 324.828 руб.;
54. Постановление ЦЭТ от 27.04.2023 N 10006000-932/2022 до 324.497,25 руб.;
55. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-933/2022 до 320.670 руб.;
56. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-934/2022 до 337.561,25 руб.;
57. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-937/2022 до 437.451 руб.;
58. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-938/2022 до 368.614,25 руб.;
59. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-984/2022 до 324.969,75 руб.;
60. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-985/2022 до 336.992,5 руб.;
61. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-986/2022 до 347.445,25 руб.;
62. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-987/2022 до 357.867 руб.;
63. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-988/2022 до 470.295 руб.;
64. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-989/2022 до 593.773,75 руб.;
65. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-990/2022 до 340.242,25 руб.;
66. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-991/2022 до 331.532,5 руб.;
67. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-992/2022 до 397.218,75 руб.;
68. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-993/2022 до 588.656,25 руб.;
69. Постановление ЦЭТ от 19.04.2023 N 10006000-994/2022 до 324.969,75 руб.;
70. Постановление ЦЭТ от 19.04.2023 N 10006000-995/2022 до 323583,75 руб.;
71. Постановление ЦЭТ от 10.05.2023 N 10006000-996/2022 до 534.660 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Салюс" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым применить положения пункта 5 статьи 4.4. КоАП РФ в отношении оспариваемых постановлений таможенного органа по делам об административных правонарушениях N N 10006000-926/2022, 10006000-927/2022, 10006000-928/2022, 10006000-930/2022, 10006000-931/2022, 10006000-932/2022, 10006000-933/2022, 10006000-934/2022, 10006000-937/2022, 10006000-938/2022, 10006000-984/2022, 10006000-985/2022, 10006000-986/2022, 10006000-987/2022, 10006000-988/2022, 10006000-989/2022, 10006000-990/2022, 10006000-991/2022, 10006000-992/2022, 10006000-993/2022, 10006000-994/2022, 10006000-995/2022, 10006000-996/2022; изменить, в части административного наказания, все оспариваемые постановления ЦЭТ, заменив в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ, административные штрафы на предупреждения.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на отсутствие умысла на совершение правонарушения, совершенное обществом правонарушение, не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям в сфере таможенного дела и порядка управления, не повлекло существенного нарушения интересов государства. При определении размера назначаемого наказания не определена его соразмерность, учитывая совокупность фактов о поведении общества и его финансовом положении. Суд неправомерно отказал в применении положений части 1 статьи 4.1.1 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
В порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела приобщены отзывы таможенных органов на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев ходатайство таможни об отложении судебного заседания, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения.
Согласно пункту 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований АПК РФ.
При этом возможность отложить судебное заседание является правом суда, которое осуществляется с учетом обстоятельств конкретного дела, за исключением случаев, когда рассмотрение дела в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, невозможно в силу положений АПК РФ и отложение судебного заседания является обязанностью суда.
Приведенные в ходатайстве таможни обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о невозможности явки представителя в судебное заседание, необходимость совершения каких-либо процессуальных действий со стороны таможенного органа отсутствует. Иной подход приведет к необоснованному затягиванию процессуальных сроков, что не отвечает задачам арбитражного процесса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания. Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения обязательств по поставке товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан, а также Киргизскую Республику, обществом произведена 71 поставка по следующим контрактам:
N |
Контракт |
Страна-получатель |
Товар |
Кол-во, (кг) |
Стоимость, (руб.) |
1 |
от 06.09.2021 N 34 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 759 |
1 473 889 |
2 |
от 18.05.2022 N 26 |
Киргизская республика |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 406 |
2 163 036 |
3 |
от 22.11.2021 N 45 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 070 |
1 875 230 |
4 |
от 22.11.2021 N 45 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 058 |
1 537 234 |
5 |
от 22.11.2021 N 45 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 121 |
1 541 833 |
6 |
от 13.01.2022 N 2 |
Республика Казахстан |
бензин "Галоша" Нефрас С2-80/120 |
17 794 |
1 166 040,82 |
7 |
от 13.02.2022 N 2 |
Республика Казахстан |
бензин "Галоша" Нефрас С2-80/120 |
22 276 |
1 432 346,80 |
8 |
от 30.09.2021 N 39 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 783 |
2 057 517 |
9 |
от 30.09.2021 N 39 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 298 |
1 661 244 |
10 |
от 30.09.2021 N 39 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 791 |
1 621 698 |
11 |
от 06.09.2021 N 34 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 751 |
1 971 345 |
12 |
от 16.08.2021 N 31 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 163 |
1 650 714 |
13 |
от 14.03.2022 N 15 |
Киргизская республика |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 833 |
1 937 469 |
14 |
от 01.06.2022 N 30 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 454 |
2 352 210 |
15 |
от 04.06.2020 N 16 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 280 |
1 425 760 |
16 |
от 04.06.2020 N 16 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 060 |
1 411 020 |
17 |
от 14.09.2021 N 36 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 871 |
1 523 583 |
18 |
от 14.09.2021 N 36 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 759 |
1 515 407 |
19 |
от 10.01.2022 N 1 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 306 |
1 448 808 |
20 |
от 10.01.2022 N 1 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 011 |
1 554 814 |
21 |
от 10.01.2022 N 1 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 122 |
1 647 516 |
22 |
от 18.11.2020 N 35 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 964 |
1 320 732 |
23 |
от 18.11.2020 |
Республика |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 624 |
1 299 312 |
|
N 35 |
Казахстан |
|
|
|
24 |
от 06.11.2020 N 33 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 603 |
1 297 989 |
25 |
от 06.11.2020 N 33 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 360 |
1 282 680 |
26 |
от 21.04.2021 N 11 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 773 |
1 350 245 |
27 |
от 28.12.2021 N 50 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 831 |
1 749 804 |
28 |
от 08.09.2021 N 35 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 767 |
1 474 457 |
29 |
от 16.08.2021 N 31 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 632 |
1 464 872 |
30 |
от 18.04.2022 N 22 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 408 |
2 142 840 |
31 |
от 16.08.2021 N 31 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 617 |
2 391 572 |
32 |
от 01.06.2021 N 17 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 633 |
1 299 879 |
33 |
от 01.06.2021 N 17 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 738 |
1 347 970 |
34 |
от 01.06.2021 N 17 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 743 |
1 389 781 |
35 |
от 01.06.2021 N 17 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 051 |
1 431 468 |
36 |
от 23.03.2022 N 17 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 902 |
1 881 180 |
37 |
от 23.03.2022 N 17 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 653 |
2 375 095 |
38 |
от 26.08.2021 N 33 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 938 |
1 360 970 |
39 |
от 26.08.2021 N 33 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 402 |
1 326 130 |
40 |
от 26.08.2021 N 33 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 185 |
1 588 875 |
41 |
от 06.04.2022 N 52 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 475 |
2 354 625 |
42 |
от 21.04.2021 N 11 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 633 |
1 299 879 |
43 |
от 21.04.2021 N 11 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 545 |
1 294 335 |
44 |
от 08.09.2021 N 35 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 368 |
2 138 640 |
45 |
от 21.04.2021 N 10 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 791 |
964 059,30 |
46 |
от 21.04.2021 N 10 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 703 |
960 336,90 |
47 |
от 21.04.2021 N 10 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 634 |
957 418,20 |
48 |
от 21.04.2021 N 10 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 500 |
951 750 |
49 |
от 02.09.2020 N 29 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 263 |
1 467 147 |
50 |
от 06.10.2021 N 40 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
23 071 |
1 222 763,50 |
51 |
от 06.10.2021 N 40 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
23 171 |
1 228 063,50 |
52 |
от 06.10.2021 N 40 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 843 |
1 107 885,50 |
53 |
от 06.10.2021 N 40 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 849 |
1 096 752 |
54 |
от 21.04.2021 N 10 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 630 |
957 249 |
55 |
от 21.04.2021 N 10 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 560 |
954 288 |
56 |
от 24.06.2021 N 23 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 436 |
1 043 274 |
57 |
от 24.06.2021 |
Республика |
бензин-растворитель для лакокрасочной |
22 446 |
1 043 739 |
|
N 23 |
Казахстан |
промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
|
|
58 |
от 24.06.2021 N 23 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 365 |
946 039,50 |
59 |
от 24.06.2021 N 23 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 156 |
1 030 254 |
60 |
от 24.06.2021 N 23 |
Республика Казахстан |
бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (Уайт-спирит) Нефрас С4-155/200 |
22 460 |
1 044 390 |
61 |
от 02.09.2020 N 29 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 514 |
1 484 466 |
62 |
от 18.06.2020 N 18 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 103 |
1 624 931 |
63 |
от 26.04.2021 N 13 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 757 |
1 307 691 |
64 |
от 14.01.2022 N 3 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 133 |
1 648 374 |
65 |
от 02.09.2020 N 29 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 905 |
1 442 445 |
66 |
от 09.08.2021 N 28 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 863 |
1 408 252,50 |
67 |
от 14.01.2022 N 3 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 667 |
2 418 039 |
68 |
от 20.05.2022 N 27 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 713 |
2 423 421 |
69 |
от 09.08.2021 N 28 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
21 343 |
1 494 010 |
70 |
от 21.04.2022 N 24 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 456 |
2 147 880 |
71 |
от 09.08.2021 N 28 |
Республика Казахстан |
гексановый растворитель Нефрас П1 63/75 |
20 591 |
1 276 642 |
На указанные контракты обществом в таможенные органы представлены Статистические формы на вывезенные товары, заявленные как "прочие растворители и разбавители сложные органические" и классифицированные в подсубпозиции 3814 00 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе осуществления проверочных мероприятий в 2022 году таможней установлено, что общество обязанность по таможенному декларированию товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, вывезенных в Республику Казахстан и Киргизскую Республику не исполнило, поскольку общество классифицировало вывозимые товары по группе 38 и предоставляло в таможенный орган статистические формы.
Таможней принято решение о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выраженного в недекларировании в соответствующей ДТ вывезенного из РФ товара.
По результатам производств по делам об административных правонарушениях Центральной энергетической таможней Федеральной таможенной службы общество признано виновным в совершении правонарушений с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1/2 стоимости товаров, явившихся предметами правонарушений.
Общество, не согласившись с постановлениями Центральной энергетической таможни, оставленными вышестоящим таможенным органом в силе, решениями ФТС России, вновь принятыми постановлениями Центральной энергетической таможни, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров.
Объективную сторону административного правонарушения образует не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
Субъективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Причем умысел может быть как прямой, так и косвенный, а неосторожность - в форме небрежности и самонадеянности.
Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.
В подпункте 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Частью 2 статьи 110 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Согласно статье 12 Приложения N 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
В соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан нефть и нефтепродукты, классифицируемые в группе 27 ТН ВЭД ТС, вывозимые с 1 января 2014 г. из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 ПО 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
В отношении товаров подсубпозиции 2710 12 250 0 ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из РФ в Киргизию, подлежат уплате вывозные таможенные пошлины (статья 3, пункт 2 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016).
Факт недекларирования обществом вывезенного в Республику Казахстан и Киргизскую Республику товаров подтверждается материалами административного дела и обществом не оспаривается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ООО "Салюс", являясь профессиональным участником таможенных отношений, должно было принять все зависящие от него меры для правильного декларирования вывозимого товара, учитывая длительность и значительность объемов вывоза нефтепродуктов из Российской Федерации. При этом общество имело возможность воспользоваться общедоступной правовой информацией (опубликованные правовые акты ЕАЭС) о порядке вывоза отдельных видов товаров в Казахстан и Киргизию.
Между тем, общество предоставленным ему правом не воспользовалось, доказательств, подтверждающих принятие декларантом каких-либо мер к достоверному декларированию товара, заявителем не представлено, отсутствуют такие доказательства и в материалах дела.
Апелляционным судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом мер по декларированию и таможенному оформлению товара в соответствии с требованиями таможенного законодательства, заявителем не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО "Салюс".
При названных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Проверив выводы суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного обществом административного правонарушения, апелляционный суд находит их обоснованными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При оценке формальных составов последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного Постановления).
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Общество, имея возможность по соблюдению норм и правил таможенного законодательства, надлежащим образом не исполнило свои обязанности, что повлекло совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.2 КоАП РФ.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, нефтепродукты подгруппы 2710 ТН ВЭД ЕАЭС входят в перечень стратегически важных товаров и ресурсов на основании постановления Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Вывоз без таможенного декларирования нефтепродуктов представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных отношений и угрозу интересам государства.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд отклоняет также доводы общества о наличие оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Применение статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения является правом, а не обязанностью суда, даже при наличии обстоятельств, установленных статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание как мера административной ответственности применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что противоправное бездействие, допущенное заявителем, повлекло за собой угрозу причинения вреда энергетической безопасности государства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Назначенное обществу административное наказание отвечает его целям, а именно - предупреждению совершения новых правонарушений, а также принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при выявлении в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия двух и более правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Размер штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, определяется исходя из суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и не зависит от количества принятых в отношении таможенного представителя постановлений о привлечении к административной ответственности. Даже при объединении всех эпизодов правонарушений в рамках одного постановления штраф подлежит исчислению от суммы подлежащих уплате таможенных платежей, соответственно, при назначении наказания по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с учетом правила, установленного частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, общий размер штрафа не изменится.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Применение положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не может быть произвольным и осуществляется на основании соответствующих доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, по материалам дела не усматривается.
При этом суд первой инстанции посчитал, что примененный таможенным органом размер штрафа, определенного в соответствии с санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является чрезмерным, в связи с чем, на основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер штрафа вдвое.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены или изменения обжалуемого судебного акта, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым выше нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда и свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения, доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя, изложенную им в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку в решении суда.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.07.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3931/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салюс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Салюс" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.07.2023 N 769.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3931/2023
Истец: ООО "Салюс"
Ответчик: Федеральная таможенная служба, Центральная Энергетическая таможня
Третье лицо: ООО "МАЙПОС"