г. Чита |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А10-168/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2023 года по делу N А10-168/2023 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) от 29 декабря 2022 года N003/04/9.21-991/2022 об административном правонарушении,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Олимп" (ОГРН 1170327002438, ИНН 0326551324),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гомбоева Б.В., представителя по доверенности от 25 апреля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - административный орган, антимонопольный орган) от 29 декабря 2022 года N 003/04/9.21-991/2022 об административном правонарушении.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Олимп" (далее - третье лицо, ООО "СК Олимп").
Решением суда от 26 мая 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на отсутствие у общества обязанности по восстановлению документов о технологическом присоединении в силу утраты ООО "Стройевроком" статуса потребителя электрической энергии (договор энергоснабжения расторгнут с 01.10.2021), непредставления ООО "СК Олимп" документов на кабельную линию 10 кВ, и отсутствия факта присоединения принадлежащих (приобретенных) ООО "СК Олимп" объектов к электрической сети.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему заинтересованное лицо выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений поддержал.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
На основании приказа Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года N 179-э ПАО "МРСК Сибири" (ПАО "Россети Сибирь") включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
ООО "Стройевроком" на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 02 декабря 2013 года N 264, владело земельным участком по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Энергетик, кадастровый номер: 03:24:033102:76, на котором размещена производственная база.
ООО "Стройевроком" в лице конкурсного управляющего Копцева К.П., действующего на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2020 года по делу N А40-172835/19, и ООО "СК Олимп" заключили договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02 декабря 2013 года N 264.
Производственная база ООО "Стройевроком" расположенная по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Энергетик, д б/н, ТЭЦ-2, имела технологическое присоединение к сетям ПАО "Россети Сибирь", что подтверждается заявкой ООО "Стройевроком" от 12 декабря 2013 года на технологическое присоединение, договором от 09 января 2014 года N 20.0300.5196.13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, с приложением Технических условий, актом об осуществлении технологического присоединения от 30 апреля 2014 года N 7800210849, актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Точкой присоединения энергопринимающих устройств ООО "Стройевроком" является Ячейка КРУН-10 кВ фидера N 2, ПС 110/10 кВ Энергетик, установлен прибор учета A1805R L- P4GB4 N 1212321. Границей балансовой принадлежности являются наконечники кабельных вводов отходящей кабельной линии 10кВ в ячейке Фидера N 2.
На основании указанных документов, подтверждающих технологически присоединение, между ООО "Стройевроком" и АО "Читаэнергосбыт" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 07 июля 2014 года N 311-00083, который расторгнут по заявлению ООО "Стройевроком" с 01 октября 2021 года.
ПАО "Россети Сибирь" в письме от 21 февраля 2022 года N 12/03/245 сообщило ООО "СК Олимп", что действительно ООО "Стройевроком" снабжалось электроэнергией, 28 января 2020 года в отношении энергопринимающих устройств последнего введено полное ограничение режима потребления электроэнергии в связи с задолженностью.
Поскольку, у ООО "Стройевроком" не сохранились документы, подтверждающие технологическое присоединение к электрическим сетям, ООО "СК Олимп", запросив у полномочного представителя ООО "Стройевроком" соответствующую доверенность, обратилось в Филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" с заявлением о восстановлении следующих документов:
- технических условий на подключение, выданные ООО "Стройевроком";
- актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
- актов об осуществлении технологического присоединения;
- проектной документации, предусматривающей технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий.
Из всех запрашиваемых документов выдан акт об осуществлении технологического присоединения, подписанный представителем сетевой организации Зубаревым И.Н., из которого следует, что мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям от 09 апреля 2014 года N 8000178655.
Письмом от 29 сентября 2022 года N 120/2022 ООО "СК Олимп" повторно обратилось в Филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" с приложением копий следующих документов:
- выписки из ЕГРН на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 03:24:000000:55159; 03:24:000000:12108;
- договора аренды земельного участка от 02 декабря 2013 года N 264;
- договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02 декабря 2013 года N 264;
- распоряжения от 28 сентября 2022 года о размещении объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности от 28 сентября 2022 года N 6242-РО:
- договора купли-продажи (поставки) электрической энергии от 07 июля 2014 года N 311-00083, заключенного между АО "Читаэнергосбыт" и ООО "Стройевроком".
ПАО "Россети Сибирь" письмом от 05 октября 2022 года N 1.2/03/1648 отказало в переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника на основании отсутствия документа, подтверждающего право собственности на подключенный объект, на отходящую кабельную линию 10кВ от ячейки фидера N 2 ПС 110/10 кВ "Энергетик", которая находилась на балансе ООО "Стройевроком".
11 ноября 2022 года в адрес Бурятского УФАС поступило обращение ООО "СК Олимп" на предмет выявления в действиях ПАО "Россети Сибирь" нарушений Правил N 861, выраженных в неисполнении обязанности восстановить документы о технологическом присоединении.
Определением от 13 декабря 2022 года N 05-13/4495 возбуждено дело об административном правонарушении N 003/04/9.21-991/2022 в отношении ПАО "Россети Сибирь". В определении определена дата и время составления протокола об административном правонарушении - 19 декабря 2022 года в 14 часов 00 минут.
19 декабря 2022 года начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС в присутствии представителя ПАО "Россети Сибирь" составлен протокол об административном правонарушении N 003/04/9.21-991/2022 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Копия протокола, определения о назначении времени и места рассмотрения заявления направлена обществу посредством электронной почты.
Определением от 20 декабря 2022 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29 декабря 2022 года в 11 часов 00 минут.
Постановлением от 29 декабря 2022 года об административном правонарушении N 003/04/9.21991/2022 ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Копия постановления направлена обществу электронной почтой и получена заявителем 09 января 2023 года.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, не установившего оснований для отмены оспариваемого постановления, исходя из следующего.
Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами ответственности являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Объектом посягательства, данного правонарушения являются правоотношения в области электроэнергетики.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В статье 3 Закона об электроэнергетике установлено, что услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (пункт 57 Правил N 861).
В силу пункта 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях: а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении; б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств; в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств; г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
Пунктом 62 Правил N 861 предусмотрено, что к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;
в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.
Копии документов, предусмотренных пунктом 62 настоящих Правил, представляются в сетевую организацию лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, с предъявлением оригиналов, которыми располагает соответствующее лицо.
При отсутствии документов у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е" пункта 62 настоящих Правил, в заявлении о переоформлении документов делается отметка об отсутствии документа (документов) (пункт 63 Правил N 861).
Сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 65 Правил N 861).
В пункте 71 Правил N 861 указано, что при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных технических условий, если к заявлению о переоформлении документов приложены документы, указанные в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация осуществляет подготовку и выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, новых технических условий.
Сетевая организация подготавливает технические условия в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 73 настоящих Правил.
Срок восстановления и выдачи заявителю новых технических условий исчисляется со дня представления в сетевую организацию заявления о переоформлении документов и не может превышать 10 дней (в случае если технические условия подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не может превышать 25 дней).
В силу подпункта "а" пункта 72 Правил N 861 при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Согласно пункту 73 Правил N 861 в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативнодиспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В восстанавливаемых технических условиях указываются следующие сведения:
схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);
максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, тел емеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, а также к контролю и поддержанию качества электроэнергии, к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной).
В восстанавливаемых технических условиях заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, указываются следующие сведения:
схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);
максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Включение других требований в технические условия не допускается.
В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 74 Правил N 861 при получении сетевой организацией заявления о переоформлении документов от лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого состоялось после 1 января 2010 года либо документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств которого составлены (переоформлены) после указанной даты, сетевая организация вне зависимости от наличия документов, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 62 настоящих Правил, прилагаемых к заявлению о переоформлении документов, не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает дубликаты ранее оформленных документов о технологическом присоединении либо восстановленные (переоформленные) документы о технологическом присоединении.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "СК Олимп" 14 февраля 2022 года обратилось в адрес Филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" на предмет восстановления подключения к нежилым зданиям, расположенным по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Энергетик.
Нежилые здания, расположенные: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Энергетик, д б/н, ТЭЦ-2, кадастровый номер 03:24:000000:55159, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, мкр. Энергетик, д.1, строение 28, кадастровый номер 03:24:000000:12108, приобретенные ООО "СК Олимп" у ООО "Стройевроком", были технологически присоединены к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь" в 2014 году.
В письме от 21 февраля 2022 года N 12/03/245 ПАО "Россети Сибирь" сообщило ООО "СК Олимп", что ООО "Стройевроком" снабжалось электроэнергией, 28 января 2020 года в отношении энергоприиимающих устройств последнего введено полное ограничение режима потребления электроэнергии в связи с задолженностью.
Поскольку, у ООО "Стройевроком" не сохранились документы, подтверждающие технологическое присоединение к электрическим сетям, ООО "СК Олимп", запросив у полномочного представителя ООО "Стройевроком" соответствующую доверенность, обратилось в Филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" с заявлением о восстановлении следующих документов:
- технических условий на подключение, выданных ООО "Стройевроком";
- актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
- актов об осуществлении технологического присоединения;
- Проектной документации, предусматривающей технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий.
Из всех запрашиваемых документов выдан акт об осуществлении технологического присоединения, подписанный только представителем сетевой организации Зубаревым И.Н., из которого следует, мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям от 09.04.2014 N 8000178655.
ООО "СК Олимп" повторно письмом от 29 сентября 2022 года N 120/2022 обратилось в Филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" с приложением копий следующих документов:
- выписки из ЕГРН на объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 03:24:000000:55159; 03:24:000000:12108;
- договора аренды земельного участка от 02 декабря 2013 года N 264;
- договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02 декабря 2013 года N 264;
- распоряжения от 28 сентября 2022 года о размещении объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности от 28 сентября 2022 года N 6242-РО:
- договора купли-продажи (поставки) электрической энергии от 07 июля 2014 года N 311-00083, заключенного между АО "Читаэнергосбыт" и ООО "Стройевроком".
ПАО "Россети Сибирь" в письме от 05 октября 2022 года N 1.2/03/1648 отказало в переоформлении документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника на основании отсутствия документа, подтверждающего право собственности на подключенный объект, на отходящую кабельную линию 10кВ от ячейки фидера N 2 ПС 110/10 кВ "Энергетик", которая находилась на балансе ООО "Стройевроком".
Суд первой инстанции, обоснованно исходя из того, что в пункте 62 Правил N 861 указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для переоформления, и обязательного требования о предоставлении документа, подтверждающего право собственности на энергопринимающие устройства, Правила N 861 не содержат, пришел к правильному выводу о наличии у ПАО "Россети Сибирь" обязанности восстановить документы, подтверждающие технологическое присоединение ООО "Стройевроком" к электрическим сетям в силу положений пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, пункта 57, подпунктов "в" и "г", пункта 59, пунктов 62, 72, 73 Правил N 861.
В отсутствие доказательств выполнения ПАО "Россети Сибирь" обязанности по выдаче третьему лицу переоформленных документов, подтверждающих технологическое присоединение ООО "Стройевроком" к электрическим сетям в установленные сроки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности антимонопольным органом наличия признаков объективной стороны вмененного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, оценив приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, не усматривает оснований согласиться с ними, поскольку из правового смысла статьи 26 Закона об электроэнергетике и норм, содержащихся в разделе VIII Правил технологического присоединения, регламентирующих порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, следует, что право на переоформление документов о технологическом присоединении возникает в случае изменения правообладателя энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые уже в надлежащем порядке были технологически присоединены, что имело место быть в рассматриваемом случае у ООО "Стройевроком".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Не установив обстоятельства, свидетельствующих о принятии обществом всех возможных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер, и непредставление доказательств невозможности исполнения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и исключающих привлечение к ответственности, судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения судом первой инстанции не установлено. Таких оснований не установлено и при апелляционном пересмотре дела.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом первой инстанции не установлены.
Административный штраф, назначен административным органом с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей, то есть в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При установленных по делу обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены в полном объеме, но подлежат отклонению, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами доказательствам, и при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не установлено. Оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 мая 2023 года по делу N А10-168/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-168/2023
Истец: ПАО РОССЕТИ СИБИРЬ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Бурятия
Третье лицо: ООО Строительная компания Олимп