14 сентября 2023 г. |
Дело N А83-21717/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2023 года по делу N А83-21717/2022, рассмотренному по заявлению муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Жилинской Анжелы Сергеевны, о признании незаконными действий и предписания,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Киевский Жилсервис" обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по жилищному надзору Республики Крым по проведению 22.09.2022 инспекционного визита в отношении МУП "Киевский Жилсервис" по МКД (г. Симферополь, ул. Шполянская, 6) и выданного 22.09.2022 Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым предписания N 54 об устранении нарушений лицензионных условий по управлению вышеназванным МКД.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что на момент проведения инспекционного визита и выдачи предписания обязательства заявителя по управлению МКД (г. Симферополь, ул. Шполянская, 6) не прекращены; в последующем (25.01.2023) между заявителем и собственниками помещений названного МКД заключен новый договор управления МКД N 218/23.
МУП "Киевский Жилсервис" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Жилищная инспекция не согласна с ее доводами, так как действия по инспекционному визиту и выданное по его результатам предписание соответствуют требованиям законодательства, на момент совершения этих действий и выдачи предписания заявитель являлся лицензиатом названного МКД.
В судебное заседание представители участников не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
22.09.2022 с 9:00 по 12:30 главным консультантом отдела жилищного надзора, аналитической работы и подготовки отчетной документации, государственным жилищным инспектором Киселевым К.В. и консультантом того же отдела, государственным жилищным инспектором Можаровым Ю.А. в рамкам регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД в Республике Крым N 99480 в отношении контролируемого лица МУП "Киевский Жилсервис" и при взаимодействии с ним осуществлен инспекционный визит по адресу: г. Симферополь, ул. Шполянской, д. 6, в ходе которого совершен осмотр с составлением протокола осмотра от 22.09.2022. По итогам инспекционного визита составлен акт инспекционного визита N 40.
Данный инспекционный визит осуществлен на основании решения N 70 от 21.09.2022 по мотивированному представлению о проведении контрольного мероприятия N 03-19/259 от 21.09.2022, выданному в связи с поступившими обращениями (жалобами) Клецкиной М.А. и Жилинской А.С. о нарушении МУП "Киевский Жилсервис" лицензионных условий (неоказание услуг) при управлении МКД N 6 по ул. ул. Шполянской.
22.09.2022 главный консультант отдела жилищного надзора, аналитической работы и подготовки отчетной документации, государственный жилищный инспектор Киселев К.В. и консультант отдела лицензирования и лицензионного контроля, государственный жилищный инспектор Можаров Ю.А. на основании акта инспекционного визита N 40 от 22.09.2022 выдали предписание N 54, которым на МУП "Киевский Жилсервис" возложены обязанности в срок до 28.11.2022:
1) очистить подвальное помещение под 1 и 2 подъездами от мусора и бытовых вещей,
2) очистить технический этаж (чердак) над 1 и 2 подъездами от мусора и бытовых вещей,
3) провести ремонт плит перекрытия пятых этажей 1, 2 и 4 подъездов от следов разрушения штукатурного и окрасочного слоев,
4) отремонтировать штукатурный и окрасочный слои стен лестничных клеток всех подъездов МКД,
5) отремонтировать откосы на окнах подъездов 1, 3 и 4,
6) упорядочить электропроводку оборудовать плафонами лампы освещения в подъездах МКД,
7) демонтировать металлические дери с замками на лестничных клетках 2 и 4 подъездов,
8) постоянно проводить уборку в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Из названных актов и предписания следует, что в МКД N 6 по ул. Шполянской г. Симферополя захламлены мусором и бытовыми вещами подвальные под 1 и 2 подъездами и технический этаж (чердак) над этими подъездами; плиты перекрытия пятых этажей 1, 2 и 4 подъездов имеют следы разрушений штукатурного и окрасочного слоев; отсутствуют откосы на окнах подъездов 1, 3 и 4; необходим ремонт штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; не упорядочена электропроводка, отсутствуют плафоны в подъездах; размещены металлические двери с замками на лестничных клетках 2 и 4 подъездов; в местах общего пользования (лестничные клетки) - мусор, пыль.
МУП "Киевский Жилсервис" фактически не оспаривает установленных инспекционным визитом нарушений лицензионных условий, но полагает, что у надзорного органа отсутствовали основания для проведения контрольного мероприятия за несколько дней до прекращения договора по управлению МКД.
Действительно, из представленных письменных доказательств следует, что по выданной 14.04.2015 лицензия N 9 и заключенному 03.09.2015 МУП "Киевский Жилсервис" договору N212/15 заявитель осуществлял управление МКД N6 по ул. Шполянской в г. Симферополе; о прекращении срока действия названного договора МУП "Киевский Жилсервис" заявило уведомлением от 09.08.2022, направленным заказной корреспонденцией 17.09.2022 собственникам названного МКД. Но по состоянию на 17.11.2022 заявитель являлся лицензиатом этого МКД, о чем представлены сведения ГИС ЖКХ. А в дальнейшем заключил новый договор управления названным МКД.
В соответствии со статьями 192 и 195 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД является лицензируемой деятельностью, включающей в себя (в том числе) осуществление лицензионного контроля; сведения о лицензиатах по управлению МКД содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Части 1, 1.1, 1.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусматривают, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области защиты прав потребителей; управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание услуг, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД; Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД, а также состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения.
Согласно минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (в ред. от 29.06.2020), управляющая компания обязана выполнять следующие работы:
пункт 2 "Работы, выполняемые в зданиях с подвалами" - проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них; устранение выявленных неисправностей;
пункт 3 "Работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов" - выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение;
пункт 4 "Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов" - выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
пункт 6 "Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов" выявление поверхностных отколов и отслоения защитного слоя бетона в растянутой зоне, оголения и коррозии арматуры, крупных выбоин и сколов бетона в сжатой зоне в домах с монолитными и сборными железобетонными балками перекрытий и покрытий; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
пункт 7 "Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов" - проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; при выявлении нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ;
пункт 11 "Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов" - проверка состояния внутренней отделки; при наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений;
пункт 20 "Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме" - техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации;
пункт 23 "Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" - сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов).
Как установлено, управляющая компания нарушила лицензионные условия по оказанию услуг по надлежащему содержанию общего имущества в МКД, не оказав (не выполнив) обязательные по минимальному перечню, утвержденному Правительством РФ, услуги (работы) по проверке состояния помещений подвалов, исключающих захламление, загрязнение и загромождение таких помещений; работ по проверке состояния внутренней отделки; работ по надлежащему содержанию электрооборудования; по уборке помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
В связи с чем, надзорный орган в соответствии с требованиями закона выдал предписание об устранении выявленных нарушений; обстоятельства, ставшие основанием для выдачи предписания, доказаны.
Доводы МУП "Киевский Жилсервис" об отсутствии оснований для проведения инспекционного визита перед прекращением договора управления МКД, не совершение надзорным органом всех предусмотренных законом контрольных действий суд апелляционной инстанции отклонят исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 56, частями 1 и 3 статьи 70 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (в ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля контрольные органы, их должностные лица вправе осуществлять контрольное мероприятие, в том числе инспекционный визит путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) осмотр; 2) опрос; 3) получение письменных объяснений; 4) инструментальное обследование; 5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Согласно пунктам 1.1 и 3.26 Положения об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 173 (в ред. от 18.04.2022), Инспекция по жилищному надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Республики Крым; к полномочиям этой Инспекции относится (в том числе) осуществление лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Представленные письменные доказательства свидетельствуют о том, что Инспекция по жилищному надзору Республики Крым в пределах предоставленных полномочий по государственному лицензионному контролю осуществила контрольное мероприятие - инспекционный визит, в ходе которого Инспекция совершила одно из предусмотренных законом действие - осмотр МКД. Такие действия контролирующего органа соответствуют требованиям закона и не нарушают прав заявителя, так как закон, предусматривает перечень возможных контрольных действий, но не обязывает надзорный орган проводить все контрольные действия при осуществлении контрольного мероприятия.
Из частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "б" пункта 14 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) следует, что изменения в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом, осуществляется по решению органа государственного жилищного надзора после поступления от лицензиата соответствующих заявления и документов и проведения органом государственного жилищного надзора проверки; изменения содержащихся в реестре перечня и сведений о МКД вносятся органом государственного жилищного надзора с 1-го числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления МКД.
При рассмотрении дела заявитель не представил доказательств подачи заявления и документов о внесении изменений в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, а представленные сведения названного реестра свидетельствуют о том, что по состоянию на 17.11.2022 в реестре лицензий заявитель указан лицензиатом по управлению вышеназванным МКД.
Таким образом, при осуществлении инспекционного визита и выдачи предписания заявитель являлся контролируемым лицом, жилищная инспекция была вправе осуществлять в отношении такого лица контрольные мероприятия и контрольные действия.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных (в том числе) безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 104, 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500 руб. подлежат возврату МУП "Киевский Жилсервис" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2023 года по делу N А83-21717/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную 14.04.2023 по платежному поручению N 1084 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1.500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21717/2022
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КИЕВСКИЙ ЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Жилинская Анжела Сергеевна