г. Пермь |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А50-32940/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чадовой М.Ф.,
при участии:
от заявителя: Гасанов И.Т., удостоверение, доверенность от 21.12.2022, диплом,
от заинтересованного лица: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 апреля 2023 года
по делу N А50-32940/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Куварзина Андрея Павловича (ОГРНИП 305590635700026, ИНН 590400364740)
к Департаменту экономики и промышленной политики администрации города Перми (ОГРН 1145958090486, ИНН 5902000833)
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Куварзин Андрей Павлович (далее - заявитель, Куварзин А.П., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения от 15.12.2022 N 059-13-06-02/2-411 об отказе в продлении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта от 05.12.2016 N 309-16 (далее - Договор) на основании Постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и "О порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" (далее - Постановление N 577-п); обязании продлить срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта от 05.12.2016 N 309-16 на основании Постановления N 577-п на 7 лет на условиях и по цене, предусмотренных Договором, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ Департамента в продлении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта от 05.12.2016 N N 309-16, выраженный в письме от 15.12.2022 N 059-13-06-02/2-411, как несоответствующий действующему законодательству Российской Федерации; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с судебным актом, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил решение суда отменить и вынести по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы, Департаментом приведены доводы о том, что плата, вносимая заявителем по договору от 05.12.2016 N 309-16 на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Договор) и дополнительному соглашению от 09.12.2021 (далее - Соглашение), были различными по своей природе, одна плата по договору как право на размещение НТО для осуществления розничной торговли, рассчитанная на основании Методики определения платы за размещение нестационарного торгового объекта, являющейся приложением к Положению о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27, а другая по Соглашению как плата за фактическое размещение НТО по использованию земельного участка под НТО, установленная Постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (далее - Постановление N 411). В пункте 4.2.6. Договора было предусмотрено обязательство для заявителя - демонтировать (переместить) Объект и восстановить нарушенное благоустройство территории в месячный срок по окончании срока действия Договора. Следовательно, на момент совершения действия по Договору сторонами уже были исполнены, осталось последнее для исполнения обязательство - демонтаж НТО. Следовательно, подписанное Соглашение к Договору не было направлено на продление договора, т.к. 5-летний срок, на который возможно было заключить договор на размещение НТО, был реализован, права на продление договора у органа местного самоуправления отсутствовало.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с доводами заинтересованного лица, приведенными в апелляционной жалобе, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 производство по апелляционной жалобе Департамента было приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа дела N А50-27904/2022.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу и проведении в этом же заседании судебного разбирательства назначено на 14.09.2023.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения настоящего дела произведена замена судьи Трефиловой Е.М. на судью Муравьеву Е.Ю.
Поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства по делу, устранены, с учетом отсутствия возражений участников процесса, протокольным определением от 14.09.2023 производство по делу возобновлено в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.12.2016 между Департаментом и Предпринимателем (владелец) заключен Договор, по условиям которого последнему на основании п. 151 решения Пермской городской Думы от 01.03.2011 N 27 предоставлено право на размещение павильона по адресным ориентирам: г. Пермь, ул. Солдатова, 42/2, площадью 68 кв.м, со специализацией: смешанная группа товаров. Место размещения объекта предусмотрено в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми (далее - Схема), утвержденной постановлением администрации г. Перми от 27.09.2012 N 572, под учетным номером С-П-102.
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что Договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 25.04.2021, а в части исполнения обязательств по оплате и демонтажу объекта - до их полного исполнения.
Пунктом 4.2.6 Договора предусмотрена обязанность владельца демонтировать (переместить) объект и восстановить нарушенное благоустройство территории в месячный срок по окончании срока действия Договора либо с даты его досрочного расторжения и уведомить Департамент об исполнении данной обязанности.
09.12.2021 сторонами в соответствии с постановлением администрации города Перми от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (далее - Постановление N 411) (в редакции постановления администрации города Перми от 05.04.2021 N 227) и на основании заявления владельца подписано дополнительное соглашение к Договору (далее - Дополнительное соглашение), в п. 1 которого стороны согласовали установить владельцу отсрочку для исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) нестационарного торгового объекта и восстановлению нарушенного благоустройства, возникшего из Договора, до 31.12.2022.
В соответствии с п. 2 Дополнительного соглашения на дату его подписания владелец подтверждает, что объект, установленный им по Договору, расположен в месте с адресными ориентирами: ул. Солдатова, 42/2, и является нестационарным торговым объектом, вид, специализация, площадь объекта соответствует требованиям, установленным Договором.
Пунктом 3 Дополнительного соглашения установлено, что владелец вносит на расчетный счет Департамента плату за фактическое размещение объекта, установленного по Договору, рассчитанную из размера платы, установленной Договором, за период: с 05.12.2021 по 31.12.2021, в размере 7307,52 руб., в срок до 31.12.2021; с 01.01.2022 до 31.12.2022, в размере 100681,43 руб., в срок до 01.11.2022.
В силу п. 10 Дополнительного соглашения во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Дополнительным соглашением, стороны руководствуются Договором.
Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и является неотъемлемой частью Договора (п. 11 Дополнительного соглашения).
24.11.2022 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о продлении срока действия Договора на основании Постановления N 577-п.
Департаментом в адрес Предпринимателя направлено письмо от 15.12.2022 N 059-13-06-02/2-411, в котором указано на невозможность продления Договора со ссылкой на то, что срок действия Договора истек 05.12.2021, следовательно, такой Договор под действие Постановления N 577-п не подпадает. Кроме того, Департаментом в письме указано на отсутствие в действующей Схеме сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта под учетным номером С-П-102, с видом - павильон, с адресным ориентиром: ул. Солдатова, 42/2, площадью 68 кв.м.
Предприниматель, считая, что отказ в продлении срока действия Договора не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено понятие "вопросы местного значения", к которым в силу подпункта 15 пункта 1 статьи 16 названного Закона о местном самоуправлении относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р, Указом губернатора Пермского края от 29.03.2020 N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2020 N 156-п "О мерах, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства" Администрацией города Перми издано Постановление от 06.05.2020 N 411 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих нестационарные торговые объекты" (далее - Постановление N 411).
Пунктом 1 Постановления N 411 до 31.12.2022 установлена отсрочка исполнения обязательств по демонтажу (перемещению) нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, торгового автомата (вендингового автомата) и восстановлению нарушенного благоустройства по окончании срока действия договоров на размещение нестационарного торгового объекта, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, срок исполнения обязательств по демонтажу по которым предусмотрен с 28.03.2020 по 30.11.2022.
Отсрочка предоставляется при соблюдении субъектом малого и среднего предпринимательства следующих условий: отсутствие задолженности за период срока действия Договора; исполнение требований к виду, специализации, площади нестационарного торгового объекта, установленных Договором.
В пункте 2 Постановления N 411 установлено, что за период отсрочки исполнения обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, вносится плата за фактическое размещение нестационарного торгового объекта, рассчитываемая за период размещения из размера платы, предусмотренной договором, в срок до 20.12.2020, до 01.11.2021, до 01.11.2022.
Пунктом 3 Постановления N 411 Департаменту поручено по договорам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, обеспечить в течение 5 рабочих дней со дня обращения субъекта малого и среднего предпринимательства заключение дополнительного соглашения, предусматривающего отсрочку обязательств, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, внесение платы, предусмотренной пунктом 2 настоящего Постановления, а также случаи, при наступлении которых дополнительное соглашение расторгается в связи с односторонним отказом департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми, от его исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 установлены особенности разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах.
Пунктом 1 приложения N 15 к Постановлению N 353 предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня вступления в силу постановления Правительства N 353 по 31.12.2026.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к Постановлению N 353 сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации приложения N 15 к Постановлению N 353 Правительством Пермского края издано Постановление N 577-п, устанавливающее порядок продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов.
В пункте 1 Постановления N 577-п содержится указание продлить на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2026, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов.
В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления N 577-п продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 5 настоящего постановления, продлевает сроки действия договора, разрешительных документов с учетом требований, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления.
Администрацией города Перми издано Постановление от 25.08.2022 N 710 "О реализации пунктов 1, 2 постановления Правительства Пермского края от 06.07.2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов".
В соответствии с подпунктом 1.1 указанного выше постановления департаменту экономики и промышленной политики администрации города Перми предписано обеспечить однократное заключение дополнительного соглашения, предусматривающее продление договора на размещение нестационарного торгового объекта (за исключением сезонного (летнего) кафе) по истечении его срока действия, подпадающего под период с 14.03.2022 по 31.12.2026, на срок, указанный в пунктах 1, 2 постановления N 577-п в течение 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от лица, с которым заключен вышеуказанный договор.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что законодательством предусмотрена возможность продления на срок до 7 лет без проведения торгов договоров на размещение НТО, сроки действия которых, истекают в период с 14.03.2022 по 31.12.2026.
Как указано ранее, основанием для отказа в продлении договора явились выводы Департамента о том, что договор не подпадает под действие Постановления N 577-п в связи с истечением срока его действия.
Между тем дополнительным соглашением к указанному договору предпринимателю установлена отсрочка исполнения обязательства по демонтажу (перемещению) НТО и восстановлению нарушенного благоустройства на срок до 31.12.2022. Помимо указанного условия стороны предусмотрели исполнение сторонами договора на прежних условиях, т.е. предприниматель реализовывал предоставленное ему право на размещение нестационарного торгового объекта, осуществлял торговую деятельность с его использованием, а Департамент принимал вносимую предпринимателем плату.
Принимая во внимание целевую направленность принятия Постановления N 411, а именно: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в период действия ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также учитывая цель заключения дополнительного соглашения, согласованные сторонами условия, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сторонами по существу достигнуто соглашение о продлении договора на срок до 31.12.2022, в связи с чем предприниматель вправе рассчитывать на продление договоров на основании Постановления N 353, Постановления N 577-п.
Ссылки Департамента на то, что заключение дополнительного соглашения не является пролонгацией договора, а лишь предоставляет заявителю отсрочку демонтажа НТО, подлежат отклонению на основании вышеизложенного исходя из сути сложившихся отношений (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные доводы заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора и не опровергают выводов суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Департамента об отказе в продлении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, изложенного в письме от 15.12.2022 N 059-13-06-02/2-411, возложив в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 апреля 2023 года по делу N А50-32940/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Н. Якушев |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-32940/2022
Истец: Куварзин Андрей Павлович
Ответчик: Департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми