г. Хабаровск |
|
15 сентября 2023 г. |
А73-18704/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Компания Дельта": Швецова О.С. по доверенности от 01.08.2023;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Троицкий Ю.С. по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Компания Дельта"
на решение от 28.06.2023
по делу N А73-18704/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Компания Дельта"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предостережения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Компания Дельта" (далее - заявитель, общество, АО "Компания Дельта") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края заявлением к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - главное управление, управление) о признании недействительным предостережение от 29.06.2022 N 1052 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением суда от 28.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы, ссылаясь на пункт 14 N 491, в соответствии с которым не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, приводит доводы об отсутствии оснований для перерасчета размеры платы. Просит решение отменить, заявленные обществом требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель управления в заседании суда, а также в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт без изменений.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что АО "Компания Дельта" является управляющей организацией и на основании договора управления от 25.05.2019 N Лг-72 осуществляет управление, в том числе многоквартирным домом N 72 по ул. Ленинградская в г. Комсомольске-на-Амуре (далее - МКД N 72).
17.06.2022 в главное управление поступило обращение от гражданина, проживающего в МКД N 72 по вопросу перерасчета платы за содержание мусоропровода, в связи с его консервацией (заварены загрузочные клапаны).
В ходе проверочных мероприятий, управлением выявлены нарушения обязательных требований жилищного законодательства, выразившиеся в консервации (заваривании) мусоропровода МКД N 72, в отсутствие решения собственников помещений.
29.06.2022 в адрес общества вынесено предостережение N 1052 о недопустимости нарушения обязательных требований.
АО "Компания Дельта" предложено принять исчерпывающие меры по недопущению нарушения обязательных требований, путем произведения перерасчета (снижения) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами.
02.08.2022 в главное управление от общества поступили возражения на предостережение.
Согласно ответу от 22.07.2022 N 02.2-23-9905, оснований для отмены предостережения от 29.06.2022 N 1052 о недопустимости нарушения обязательных требований и удовлетворения возражений не имеется.
Считая, что вынесенное предостережение противоречит требованиям закона и нарушает права общества, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, относятся к лицензионным требованиям.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
В силу пунктов 6, 10 указанных Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами; в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности; подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора; обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов (подпункт "в"); организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "ж").
Таким образом, из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
При этом, соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Согласно пункту 26 (1) Перечня, работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Пунктом 14 названного Перечня установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов включают в себя: проверку технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода; при выявлении засоров - незамедлительное их устранение; чистку, промывку и дезинфекцию загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; при выявлении повреждений и нарушений - разработку плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
По материалам дела судом установлено, что на основании проведенного 07.04.2022 ООО "Научно-технический центр архитектурно-строительного проектирования" осмотра элементов общего имущества МКД N 72, в частности системы мусоропровода, выявлены дефекты, управляющей организации даны рекомендации по модернизации и консервации мусоропровода, о чем составлен акт от 07.04.2022.
20.04.2022 управляющей организацией в МКД N 72 проведены работы по завариванию мусоропровода в подъездах NN 1-3, о чем составлен акт от 20.04.2022.
Вместе с тем, собственниками помещений МКД N 72 решение о выборе иного способа сбора мусора, через контейнеры, путем консервации мусоропровода, на общем собрании не принималось; проведение общего собрания собственников помещений МКД по данному вопросу, не инициировалось.
Плата за содержание и ремонт общего имущества спорного выставляется обществом исходя из тарифа, утвержденного постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.06.2022 N 1052-па "Об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда на 2022 - 2023 годы" (далее - постановление N 1052-па), для газифицированных многоквартирных домов с мусоропроводом и лифтом - 37,12 руб./кв.м.
При этом, с апреля 2022, после консервации мусоропровода, такие виды работ, как: проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода; чистка, промывка и дезинфекция загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования, управляющей организацией не проводятся, а, следовательно, денежные средства на обслуживание мусороствола не расходуются, а перенаправлены на выполнение иных работ, связанных с содержанием общего имущества МКД, в том числе: работ по устройству контейнерной площадки, уборку контейнерной площадки.
Между тем, как указывалось ранее, какого-либо решения о перенаправлении денежных средств, использовавшихся на обслуживание и содержание мусорокамер и системы внутриподъездного приема отходов на обустройство контейнерной площади, собственниками помещений МКД N 72 также не принималось.
Из изложенного следует, что общество самостоятельно, без каких-либо правовых оснований взимало с собственников плату за содержание мусоропровода, при этом, фактически не оказывало данную услугу и перенаправляло денежные средства на иные цели, не связанные с обслуживанием мусоропровода.
При таких обстоятельствах вывод управления о наличии оснований для произведения перерасчета (снижения) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений следует признать обоснованным.
При этом ссылки общества на пункт 14 N 491, в соответствии с которым не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, и как полагает общество об отсутствии оснований для перерасчета размеры платы, апелляционной коллегией отклоняются как основанные на неверном токовании данного пункта.
Также суд отмечает, что согласно акту осмотра системы мусоропровода МКД N 72 от 07.04.2022 последняя не удовлетворяет требованиям, прописанных в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 179), в том числе: внутренняя поверхность стволов имеет уступы, раковины, трещины и наплывы; разрушен облицовочный слой из керамической плитки на поверхности стен и окрасочный слой потолка мусоросборных камер; разрушен пол, не обеспечена водонепроницаемость пола мусорокамер с уклоном 0,01 к трапу; не обеспечен по контуру плотный притвор и герметичность двери камер.
При этом в силу пунктов 5.9.11, 5.9.23 Правил N 170 планово-предупредительный текущий ремонт мусоропроводов следует осуществлять один раз в пять лет; периодичность частичных осмотров мусоропроводов следует проводить 2 раза в год и по заявкам жильцов или служащих.
Согласно пункту 5.9.22 Правил N 170 временное прекращение пользования мусоропроводом допускается при обнаружении засоров, а также повреждений и неисправностей. В этом случае необходимо сообщить о случившемся руководству организации по обслуживанию жилищного фонда и принять меры к немедленному устранению неисправностей. Срок устранения неисправностей - в течение суток.
Таким образом, в спорном МКД услуги по содержанию общего имущества, в частности мусоропровода, оказывались управляющей организацией ненадлежащего качества, что впоследствии привело к необходимости его модернизации и консервации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2023 по делу N А73-18704/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18704/2022
Истец: АО "Компания Дельта"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Швецова Ольга Сергеевна