24 апреля 2024 г. |
А43-38796/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 03.03.2021 по делу N А43-38796/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (ИНН 5256068455, ОГРН 1075256004009) к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (ИНН 5247051127, ОГРН 1115247001748) о взыскании расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
при участии представителя
от ООО "ОРБ Нижний": Лялина И.А., доверенность от 21.04.2022 N 55-Д, диплом от 02.07.2013 N 11-148,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (далее - ООО "ОРБ Нижний", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 210 149 руб. 32 коп. расходов, возникших в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (ТКО).
Решением от 03.03.2021 суд удовлетворил исковое требование.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что места несанкционированного размещения ТКО расположены в границах г.о.г. Выксы, государственная собственность на которые не разграничена. Возложение на органы местного самоуправления всей полноты бремени несения финансовых затрат на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО на землях, государственная собственность на которые не разграничена, недопустимо. Кроме того, ответчик о времени ликвидации данных отходов не уведомлялся, представитель администрации городского округа город Выкса при этом не присутствовал. Кроме того, вид и объем ликвидированных отходов не подтверждены. Принимая во внимание, что для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с ТКО, установлены предельные тарифы, расчет расходов по ликвидации несанкционированной свалки, подлежащий возмещению истцу, в рассматриваемом случае должен производиться исходя из установленного для него тарифа на услугу по обращению с ТКО. Однако расчет расходов по ликвидации несанкционированной свалки, подлежащий возмещению истцу, в данном случае превышает установленные для него тарифы на услугу по обращению с ТКО.
Подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе от 02.04.2021, объяснении от 02.07.2021, дополнении к апелляционной жалобе от 20.09.2022.
ООО "ОРБ Нижний" в отзыве на апелляционную жалобу от 25.05.2021, уточнении позиции от 17.10.2022, дополнении к уточнению от 09.11.2022, правовой позиции от 02.04.2024 и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, изложенным в ней.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ответчика.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверяется арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзывов на нее, заслушав представителя, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ООО "ОРБ Нижний" является региональным оператором по обращению с ТКО (региональный оператор) в зоне деятельности 6 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на период с 01.01.2019 сроком на 10 лет (соглашение от 10.05.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области).
Региональный оператор при мониторинге территории выявил несанкционированное размещение ТКО в карьерах рабочего поселка Шиморское городского округа город Выкса Нижегородской области (координаты GPS 55,312855 42,011751; 55,313101 42,012121).
В Публичной кадастровой карте Росреестра отражено, что собственность на земельные участки - карьеры рабочего поселка Шиморское городского округа город Выкса Нижегородской области с географическими координатами GPS 55,312855 42,011751; 55,313101 42,012121 не разграничена.
Вопреки доводам заявителя жалобы, истец направил в его адрес уведомление об обнаружении и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов от 11.06.2020 N 11/06/1934, в котором предложил Администрации в течение 30 дней после получения настоящего уведомления заключить с ООО "ОРБ Нижний" договор на оказание услуг по ликвидации свалки. Если в течение 30 дней места несанкционированного размещения ТКО не будут ликвидированы, региональный оператор ликвидирует самостоятельно место несанкционированного размещения ТКО и обратиться в суд с иском о взыскании понесенных расходов. Одновременно ответчику направлены акты осмотра, фотоматериалы и проект договора.
Ответчик не обеспечил ликвидацию отходов и не заключил договор на оказание услуг по их ликвидации.
В отчете натурального обследования от 22.07.2020 отражен факт несанкционированного размещения ТКО в ориентировочном объеме 220 м3.
Истец в соответствии с договорами на оказание услуг по зачистке, погрузке и уборке ТКО, на оказание услуг по транспортированию ТКО, на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО, заключенными с ООО "СитиЛюкс СК", отчетом ООО "СитиЛюкс СК" от 17.09.2020 N 414, актами подтверждения объема и факта ликвидации от 20.08.2020, выписками из маршрутного журнала по вывозу ТКО собственными силами ликвидировал места несанкционированного размещения ТКО по указанному адресу в объеме 204 м3.
В направленной 12.10.2020 в адрес ответчика претензии истец предложил добровольно возместить сумму расходов по ликвидации несанкционированного размещения ТКО.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "ОРБ Нижний" с соответствующим иском в арбитражный суд.
На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, а также вследствие причинения вреда другому лицу.
Применительно к возникшим правоотношениям сторон суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расходы истца по устранению несанкционированных мест складирования отходов следует квалифицировать как убытки.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункты 1, 2 статьи 393 ГК РФ).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, требуя возмещения убытков, истец должен доказать совершение ответчиком противоправных действий, наличие и размер убытков и причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием для возмещения вреда является наличие факта причинения лицу вреда (убытков), совершение виновных противоправных действий (бездействия), а также причинная связь между указанными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
На основании пункта 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции установил, что ООО "ОРБ Нижний" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности 6 Нижегородской области.
Региональный оператор выявил несанкционированное размещение ТКО в карьерах рабочего поселка Шиморское городского округа город Выкса Нижегородской области (координаты GPS 55,312855 42,011751; 55,313101 42,012121) в объеме 204 м3.
Доказательств того, что выявленный объем ТКО меньше заявленного, в материалах дела не имеется.
Земельный участок, на котором обнаружено место несанкционированного размещения ТКО, входит в границы муниципального образования г.о. г. Выкса; собственность на данный земельный участок не разграничена.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1156 истец направил в адрес ответчика уведомление от 22.07.2019 об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.
На основании пункта 18 Правил N 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
Таким образом, субъектом, обязанным ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО (самостоятельно либо посредством заключения договора на оказание услуг по их ликвидации), является собственник земельного участка. Следовательно, именно собственник земельного участка является и субъектом, с которого подлежат взысканию расходы, понесенные региональным оператором в связи с ликвидацией мест несанкционированного их размещения.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (подпункт 14 пункта 1 статьи 15 Закон N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (подпункт 24 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 51, пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом (пункты 1 и 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ).
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами также отнесена организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 7.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Ответственность за размещение и уборку несанкционированных свалок возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Суд первой инстанции установил, что несанкционированное размещение ТКО произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена (Публичная кадастровая карта Росреестра), в границах муниципального образования городской округ город Выкса Нижегородской области.
Следовательно, суд первой инстанции верно установил, что в рассматриваемом случае обязанность по организации устранения несанкционированной свалки лежит на указанном муниципальном образовании в лице Администрации, в связи с чем именно она является надлежащим ответчиком по делу.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах и в соответствии с приведенными положениями Закона N 131 участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится муниципальное образование; выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
Поскольку свалка расположена на земельных участках Муниципального образования "город Выкса", то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании.
Принимая во внимание, что Администрация работы по ликвидации свалки не провела, региональный оператор, руководствуясь пунктом 17 Правил N 1156 произвел выезд по рассматриваемому адресу и установил наличие неликвидированной свалки (отчет натурального обследования от 22.07.2020).
При этом суд установил, что истец самостоятельно провел работы по ликвидации несанкционированной свалки по спорным адресу.
В актах от 17.09.2020 и от 20.08.2020 отражено, что данный земельный участок зачищен, ТКО в объеме 204 м3 на момент осмотра на земельном участке отсутствуют.
По расчету истца размер понесенных им расходов составил 210 149 руб. 32 коп.
Расчет истца произведен на основании решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области, исходя из единого тарифа и фактических затрат истца на оказание услуг по зачистке, погрузке и уборке места несанкционированного размещения ТКО, поскольку указанные услуги не входят в установленный тариф.
В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.08.2022 по делу N А43-33612/2020 указано, что для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с ТКО, установлены предельные тарифы, расчет расходов по ликвидации несанкционированной свалки, подлежащий возмещению истцу, в данном случае должен производиться исходя из установленного для него тарифа на услугу по обращению с ТКО. При установлении единых тарифов на услуги регионального оператора ООО "Нижэкология-НН" на 2020 год расходы на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов не учитывались.
Деятельность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов не включается в состав единого тарифа на услугу регионального оператора, поскольку в соответствии с требованием действующего законодательства расходы по нерегулируемым видам деятельности не включаются в необходимую валовую выручку регионального оператора.
Вопрос определения стоимости услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов подлежит урегулированию в гражданско-правовом порядке.
Федеральная антимонопольная служба сообщила, что Законом N 89-ФЗ деятельность по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО не отнесена к видам деятельности, в отношении которых устанавливаются тарифы.
Объемы ТКО, размещенные в местах несанкционированного размещения отходов, и, соответственно расходы на осуществление региональным оператором ликвидации несанкционированных свалок ТКО, в том числе на транспортирование ТКО с несанкционированных свалок для их последующего размещения, не могут быть учтены в составе необходимой валовой выручки при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора.
В соответствии с частью 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО не относится к регулируемым видам деятельности.
Действие регионального оператора по ликвидации несанкционированной свалки не является услугой, оказанной региональным оператором, а является обязанностью регионального оператора, установленной действующим законодательством. У собственника, в свою очередь, возникает обязанность по возмещению региональному оператору понесенных расходов (пункт 17 Правил N 156).
Поскольку термины "несанкционированная свалка" или "ликвидация несанкционированных свалок" в Законе N 89-ФЗ не установлены и не используются, то ликвидация несанкционированных свалок не может быть отнесена к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, регламентированной указанным Законом.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 01.07.2002 N 607-ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Ликвидация свалки региональным оператором в рамках типового публичного договора на транспортирование ТКО, установленного статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ, не предусмотрена.
Таким образом, деятельность по ликвидации несанкционированных свалок не включается в состав единого тарифа на услугу регионального оператора, поскольку в состав тарифа включаются только экономически обоснованные объемы финансовых средств, необходимых в течение очередного периода регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности, оснований для включения в его состав расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности не имеется.
Поскольку ликвидация несанкционированных свалок не относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО, порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством Российской Федерации не урегулирован, то расходы на ликвидацию учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
В обоснование применения при расчете стоимости единого тарифа истец ссылается на фактически оказанные услуги по транспортированию, обработке и захоронению.
В подтверждение факта понесенных расходов по транспортированию ТКО представлены договоры на оказание услуг по зачистке, погрузке и уборке ТКО, на оказание услуг по транспортированию ТКО, на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО, заключенными с ООО "СитиЛюкс СК", отчет ООО "СитиЛюкс СК" от 17.09.2020 N 414, акты подтверждения объема и факта ликвидации от 20.08.2020, выписки из маршрутного журнала по вывозу ТКО.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждены фактически понесенных истцом расходы на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО в сумме 210 149 руб. 32 коп.
При этом доказательства отсутствия вины Администрации в возникновении у истца расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО материалы дела не содержат.
Ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО произведена истцом в рамках исполнения требований пунктов 16, 17, 18 Правил N 1156, обязывающих регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ТКО ликвидировать место несанкционированного их размещения в случае, если ликвидация не произведена собственником земельного участка, в то время как обязанность по ее ликвидации возложена именно на ответчика.
Вместе с тем суд верно отметил, что заключение государственного или муниципального контракта на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов не является необходимым.
В рассматриваемом случае невыполнение истцом мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО повлекло бы за собой нарушение экологических, санитарных и санитарно-эпидемиологических требований, несоблюдение которых обусловлено возникновением различного рода заболеваний (Закон N 89-ФЗ, Федеральный закон от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Фактически оказанные услуги направлены на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан, то есть на защиту публичных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, обязанность по обеспечению надлежащего состояния земельного участка в соответствии со статьей 210 ГК РФ и Правилами N 1156 непосредственно возникает в силу закона.
Поскольку такая обязанность основана на законе, отсутствие соответствующего государственного контракта на выполнение работ применительно к правовой позиции, сформулированной в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, не может освобождать ответчика от необходимости возместить фактически понесенные расходы на устранение мест несанкционированного размещения ТКО.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные фактические обстоятельства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив доказанность истцом вины ответчика и наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникшими убытками, размер последних, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Повторно проверив расчет расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО, суд апелляционной инстанции признает его верным, а требование ООО "ОРБ Нижний" обоснованным в сумме 210 149 руб. 32 коп.
Доказательства, опровергающие сведения истца о размере убытков, о наличии вины ответчика и причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникшими убытками, равно как и доказательства оплаты указанной суммы убытков в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного требование истца о взыскании 210 149 руб. 32 коп. убытков правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы о том, что несанкционированные свалки выявлены на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, и на территории Нижегородской области осуществление полномочий собственника земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации, а именно Правительства Нижегородской области, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доводы Администрации о недостоверности расчета исковых требований, рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам. Доказательств вывоза ТКО, а также понесенных в связи с этим затрат в меньшем объеме, чем предъявлено истцом, в материалах дела не имеется.
Все иные доводы и аргументы заявителя жалобы также проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте.
Доказательства и доводы, согласно которым у суда апелляционной инстанции возникли бы основания для переоценки выводов суда первой инстанции, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы не приведено.
Обжалуемый судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.03.2021 по делу N А43-38796/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Новикова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38796/2020
Истец: ООО ОРБ Нижний
Ответчик: Администрация г.о.г. Выкса Нижегородской области
Третье лицо: ООО "ОРБ Нижний"