г. Ессентуки |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А61-1154/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А., Егорченко И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Красса Л.П., с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Карьер+" - Габараевой З.А. (приказ), Сугаровой Б.Т. (доверенность от 22.02.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2022 по делу N А61-1154/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер+" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство), в котором просило: признать недействительным протокол от 29.12.2021 N 14/21, признать недействительным приказ от 29.12.2021 N 475, обязать министерство восстановить лицензию ВЛК N 80078 ТР и продлить срок её действия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго" (далее - Севкавказэнерго).
Решением от 24.10.2022 требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение министерства об аннулировании лицензии на право пользования недрами, оформленное протоколом от 29.12.2021 N 14/21 и приказом от 29.12.2021 N 475. На министерство возложена обязанность продлить срок действия лицензии в соответствии с заявлением общества от 01.12.2021. Суд пришел к выводу о недоказанности того, что в результате лицензионной деятельности общества создается угроза жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне проведения работ. Доводы министерства о производстве обществом работ по разведке и добыче строительного песка в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства документально не подтверждены, носят предположительный характер. Привлечение руководителя общества к административной ответственности не является основанием для досрочного прекращения прав общества на пользование недрами. Проверка законности решения о привлечении должностного лица к административной ответственности не входит в предмет исследования по настоящему делу. Так как срок действия лицензии истек, права общества подлежат восстановлению посредством возложения на министерство обязанности продлить срок действия лицензии.
В апелляционной жалобе министерство просило решение отменить и отказать обществу в удовлетворении требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2023 решение от 24.10.2022 отменено, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением окружного суда от 04.07.2023 апелляционное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу. Иные лица участие представителей в суде апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании решения аукционной комиссии от 09.02.2015 о подведении итогов аукциона на право пользования недрами (приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания от 09.02.2015 N 14) обществу выдана лицензия на пользование недрами от 25.02.2015 ВЛК 80078 ТР (далее - лицензия) с целью разведки и добычи строительных песков на "Кантышевском-11" участке в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания. Срок действия лицензии - до 25.02.2020 (продлен до 01.03.2022). С обществом заключено лицензионное соглашение об условиях недропользования, являющееся приложением к лицензии. Согласно пункту 1 соглашения (в редакции дополнений от 20.09.2016) обществу предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи песка на "Кантышевском-11" участке Кантышевского-2 месторождения строительных песков в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания. Лицензионный участок площадью 16,66 га расположен по правому борту р. Камбилеевка в 2,5 км к СЗ от окраины п. Майский и в 1,5 км юго-восточнее п. Майский в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания.
Министерством утвержден акт от 19.12.2016 N 150/12, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки открытым способом "Кантышевского-11" участка строительного песка. Горный отвод расположен в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания в 5 км к северу от с. Чермен и в 16 км севернее г. Владикавказ.
В целях недропользования, по договору от 20.10.2017 N 3819 администрация местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район предоставила обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 15:08:0020101:2399 общей площадью 8,6715 га, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, севернее с. Майское, Кантышевский участок-2 сроком по 25.02.2020. Соглашением от 26.02.2020 срок аренды продлен до 01.03.2022.
На основании запроса прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2018 N 7-275-18/12 маркшейдерской группой отдела недропользования министерства проведено инструментальное обследование участка линии электропередачи ВЛ-110 кВт N 106, расположенной в пределах Кантышевского-2 месторождения строительных песков, о чем составлен акт от 27.06.2018.
Из акта следует, что в границах предоставленного обществу лицензионного участка расположены четыре опоры ЛЭП, а в непосредственной близости от границы, с расстоянием 7,55 м на юго-запад, одна опора. Опоры расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: 15:08:0020101:110, 15:08:0020101:111, 15:08:0020101:112, 15:08:0020101:113, 15:08:0000000:2279.
В результате проведенного обследования выявлено, что опора на участке 15:08:0020101:112 не попадает в границы лицензионного участка, т. к. расположена западнее на 7,55 м от границы. Опора расположена на полуострове с расстоянием от центра опоры 9,73 м до края выемки глубиной 20-25 м. Опора на участке 15:08:0020101:113 расположена на полуострове высотой 20-25 м, расстояние от центра ЛЭП до края выемки от 7 м до 13,42 м. Опора на участке 15:08:0000000:2279 расположена на полуострове высотой 20-25 м, расстояние от центра ЛЭП до края выемки от 5,51 м до 10,19 м.
С учетом установленных обстоятельств комиссия пришла к выводу о том, что обществом грубо нарушены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160). Комиссия заключила о необходимости прекратить производство добычных работ в охранной зоне и произвести мероприятия по рекультивации и обеспечению проезда (подъезда) спецтехники в пределах охранной зоны.
Обстоятельства проведения обществом работ по недропользованию в пределах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства являлись предметом обсуждения комиссии министерства по досрочному прекращению права пользования недрами, что зафиксировано в протоколе от 16.08.2018 N 7/18. В протоколе в частности отражено, что по результатам обследования лицензионного участка, оформленного актом от 27.06.2018, обществу вручено уведомление от 09.07.2018 N 150/1890 на отзыв лицензии на право пользования недрами с требованием до 01.08.2018 провести работы по рекультивации и восстановлению охранной зоны с учетом прохождения инструктажа и согласования с Севкавказэнерго.
По результатам повторного инструментального обследования лицензионного участка 01.08.2018 маркшейдерской группой отдела недропользования министерства установлено, что опора ЛЭП на участке 15:08:0000000:2279 обкопана с восточной стороны с расстоянием от края опоры до края откоса выемки 2,47 м. Откос отработки вертикальный, высота уступа от отметки у подножия опоры до отметки верха вскрытого полезного ископаемого 8,68 м.
С учетом установленных обстоятельств комиссия заключила, что ситуация по недропользованию в непосредственной близости от опоры не поменялась, работы по рекультивации и восстановлению охранной зоны всех опор не произведены, требования Правил N 160 не выполняются. Комиссией принято решение приостановить действие лицензии ВЛК 80078 ТР до 31.08.2018. В указанный срок обществу предписано провести работы по рекультивации и восстановлению охранной зоны всех опор ЛЭП подпадающих на территорию лицензионного участка. О приостановлении действия лицензии министерством издан приказ от 16.08.2018 N 262.
В целях обследования состояния охранной зоны ВЛ-110 кВт N 106 и проверки выполнения обществом работ по рекультивации участка, приказом министерства от 03.09.2018 N 285 создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники министерства, других заинтересованных служб и ведомств, прокурор.
Согласно акту обследования от 06.09.2018 рабочей группой установлено, что общество произвело работы по рекультивации участка не в полном объеме и без соблюдения инструкций Севкавказэнерго, что привело к ухудшению ситуации в охранной зоне. Соответствующие обстоятельства отражены в протоколе выездного совещания рабочей группы от 06.09.2018, в котором обществу рекомендовано провести комплекс мероприятий необходимых для устранения угрозы падения воздушных линий электропередач в срок до 13.10.2018. В протоколе также указано на восстановление действия лицензии ВЛК 80078 ТР с условием проведения добычных работ на отдаленных от линий электропередач участках.
В акте от 19.10.2018, составленного по результатам выездного совещания рабочей группы, установлено, что положительная динамика работ по рекультивации наблюдается только в районе ЛЭП на участках 15:08:0020101:113 и 15:08:0000000:2279. Обществу рекомендовано продолжить рекультивационные работы.
Согласно протоколу от 28.11.2018, в ходе очередного выездного совещания рабочей группой выявлено, что две опоры на земельных участках 15:08:0020101:113 и 15:08:0000000:2279 обсыпаны вскрышной породой и утрамбованы, восстановлены подъездные дороги к ним. Однако, в районе расположения опоры на участке 15:08:0020101:110 проведены вскрышные работы, в результате которых опора оказалась на полуострове с расстоянием от центра опоры 9,73 м. до края выемки глубиной 10 м., возможность подъезда к опоре отсутствует. Рабочей группой принято решение о приостановлении действия лицензии ВЛК 80078 ТР, установлении обществу срока на восстановление охранной зоны до 01.01.2019.
Письмом от 16.12.2018 Севкавказэнерго уведомило министерство о том, что участок трассы ВЛ-110 кВт N 106 в охранной зоне, в которой обществом ведутся рекультивационные работы, обследован. Объем работы по рекультивации и укреплению земель выполнен в полном объеме. Претензии к обществу со стороны Севкавказэнерго отсутствуют.
Письмом от 21.05.2019 Севкавказэнерго уведомило Правительство Республики Северная Осетия-Алания о том, что в охранной зоне и непосредственно под опорами ВЛ 330 кВ "Невиномысск-Владикавказ-2" (опоры N 1017, N 1018) и ВЛ 330 кВ "Владикавказ-500 - Моздок" (опоры N 302, N 303) производятся работы по разработке и вывозу грунта (песка), вследствие чего оголяется фундамент опор и нарушается подъезд к ним. Дальнейшее проведение работ может привести к оголению (смещению) фундаментов и падению опор.
В письме от 26.11.2021 Севкавказэнерго обратилось к прокурору с требованием принять меры прокурорского реагирования по устранению незаконной деятельности в охранных зонах и трассах ВЛ 110-330 кВ (Кантышевский карьер). В письме указано, что в настоящее время в районе с. Кантышева в межопорном пространстве ВЛ 110 кВ N 106 ПС "В 500" - "Беслан - Северная" непосредственно под проводами линий электропередач ведутся интенсивные земляные работы с использованием техники, в результате чего опоры ЛЭП оказались без подъездных путей, возникла угроза их сползания и риск обесточивания социально-значимых объектов, возникновения аварийных ситуаций с причинением значительного материального ущерба, а также вреда здоровью и жизни людей. Заявитель указал, что выявленные нарушения незаконного использования земельных участков, возможно, допущены недропользователем - обществом.
Письмо Севкавказэнерго от 26.11.2021 направлено прокурором в министерство для принятия мер в рамках предоставленных полномочий.
Министерство направило руководителю общества уведомление от 28.12.2021 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, по факту нарушения условий, предусмотренных лицензией. В уведомлении указано, что в границах лицензионного участка под опорами N 1017, N 1018 "Невиномысск-Владикавказ-2" и ВЛ 330 кВ "Владикавказ-500 - Моздок" вследствие ведения отработки с нарушением требований произошло оголение фундамента у основания опор, что может привести к угрозе энергетического режима. В результате обследования установлено, что общество допустило нарушение Правил N 160, что в свою очередь является нарушением существенных условий лицензии на пользование недрами.
Уведомление от 28.12.2021 получено руководителем общества Габараевой З.А. 11.01.2022 о чем свидетельствует её расписка на документе.
В отношении директора общества 11.01.2022 составлен протокол N 205/03 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением от 13.01.2022 N 205/03/03 руководитель общества признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
29 декабря 2021 состоялось заседание лицензионной комиссии, в повестку дня которого включен вопрос о рассмотрении заявки общества от 01.12.2021 о продлении срока действия лицензии. Однако фактически комиссия рассмотрела результаты материалов проверки по обращению Севкавказэнерго от 26.11.2021, комиссия пришла к выводу о том, что сложившаяся ситуация может привести к угрозе энергетического режима, возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате пользования недрами обществом. Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), приняла решение об аннулировании выданной обществу лицензии ВЛК N 80078 ТР, что зафиксировано в протоколе от 29.12.2021.
На основании принятого комиссией решения министерством издан приказ от 29.12.2021 N 475 об аннулировании действия лицензии. Из содержания приказа также следует, что он вынесен на основании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
Не согласившись с решением министерства об аннулировании лицензии, общество обратилось в суд.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 62-ФЗ (действовала с 01.07.2021 по 31.12.2021) право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части 2 и частью 3 статьи 20 Закона о недрах, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 20 и 21 Закона о недрах. В случае же несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона о недрах); это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов, в частности, на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Предусмотренный законодателем правовой механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела. Соответственно, решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 565-О).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что министерство не доказало наличие предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах обстоятельств (возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами), способных послужить основанием для досрочного прекращения выданной обществу лицензии на право пользования недрами. Суд указал, что ни обращение Севкавказэнерго от 26.11.2021, ни направленное министерству письмо прокурора, не содержат сведения о том, что в результате лицензионной деятельности общества на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0020101:2399 создается угроза жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ. Из представленных Севкавказэнерго документов не следует, что обществом при осуществлении лицензионной деятельности в 2021 году допущена незаконная деятельность в границах охранных зон. Наличие причинно-следственной связи между нарушениями, перечисленными в оспариваемом протоколе, и действиями общества при осуществлении лицензионной деятельности, а также возможностью наступления тяжких последствий, не прослеживается, аргументы министерства носят предположительный характер и не могут влечь ответственности в виде досрочного прекращения действия лицензии. Документально подтвержденные сведения о том, что нарушения охранных зон объектов электросетевого хозяйства привели к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, не представлены.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что высоковольтные линии электропередач являются источником повышенной опасности, владельцы которых отвечают за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников здоровью, жизни и (или) имуществу третьих лиц независимо от вины. Деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, в том числе связанная с использованием источника повышенной опасности, обязывает осуществляющих ее лиц, как указал 9 А61-1154/2022 Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.10.2012 N 1833-О, к особой осторожности и осмотрительности, поскольку многократно увеличивает риск причинения вреда третьим лицам, что обусловливает введение правил, возлагающих на владельцев источников повышенной опасности - по сравнению с лицами, деятельность которых с повышенной опасностью не связана, - повышенное бремя ответственности за наступление неблагоприятных последствий этой деятельности, в основе которой лежит риск случайного причинения вреда. Правилами N 160 определено, что охранная зона устанавливается вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии одного метра. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору. Допускается возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон, которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей. Установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан. Нарушение правил, установленных для эксплуатации электрических сетей, может привести к неблагоприятным последствиям, в связи с чем собственник участка вправе требовать от недропользователя устранения потенциально вредоносной ситуации. В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов 10 А61-1154/2022 электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. В силу пункта 5 Правил N 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, применительно к высшему классу напряжения подстанции (в рассматриваемом случае 20 метров). Согласно пункту 8 Правил N 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; размещать свалки. Суд апелляционной инстанции отметил, что общество с 2018 по 2021 годы осуществляло недропользование в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Такие объекты являются источником повышенной опасности, поэтому презюмируется, что проведение земляных работ в их охранной зоне создает угрозу жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ. Следствием добычи песка в охранной зоне ЛЭП явилось оголение фундамента оснований опор ЛЭП и возникновение угрозы их падения. Министерство с учетом фактических обстоятельств недропользования приняло законное решение о досрочном прекращении действия лицензии. Суд апелляционной инстанции указал, что нарушение обществом режима охранных зон ЛЭП по состоянию на день принятия министерством решения от 29.12.2021 подтверждается письмом сетевой организации от 26.11.2021, материалами дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого руководитель общества привлечен к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях. Из него следует, что руководитель общества присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении 11.01.2022, принятии постановления о назначении штрафа 13.01.2022, в письменных объяснениях от 13.01.2022 вину в совершении правонарушения признавала. Постановление по делу об административном правонарушении не оспорила, административный штраф уплатила.
Отменяя апелляционное постановление, окружной суд указал, что суд апелляционной инстанции не опроверг вывод суда первой инстанции о том, что выполнение обществом горноотводных работ в охранной зоне опор ЛЭП не доказано, а также, что выполняемые им работы могут повлечь (или создают угрозу) неблагоприятные последствия в виде возникновения аварийной ситуации и причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, находящихся в охранной зоне.
Указания суда кассационной инстанции, в том числе на толкование процессуального законодательства, изложенные в его постановлении, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (часть 2.1 статьи 289 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела министерство не представило в апелляционный суд дополнительные доказательства, которые бы опровергали выводы окружного суда.
Поскольку министерство не доказало наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах (возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами), оснований для принятия в отношении общества решения о досрочном прекращении права пользования недрами, не имелось.
Необходимо также отметить, что в части 2 статьи 20 Закона о недрах закреплены основания для досрочного прекращения права пользования недрами.
Вместе с тем, ссылаясь в оспариваемых протоколе и приказе от 29.12.2021 на пункт 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах, министерством принято решение об аннулировании лицензии. Однако упомянутой нормой права такие последствия ненадлежащего недропользования не предусмотрены.
В постановлении от 04.07.2023 суд округа указал, что в спорный период (до 01.01.2022) общие основания и порядок аннулирования выданных лицензий Законом о недрах не устанавливался, применялся общий порядок, регулируемый Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В силу частей 11 и 12 статьи 20 названного закона лицензия могла быть аннулирована исключительно в судебном порядке по заявлению лицензирующего органа.
Таким образом, изданием приказа от 29.12.2021 N 475 министерство превысило свои полномочия, подменило судебный порядок аннулирования лицензии, фактически прекратив действие лицензии своим внутренним распорядительно-властным документом. Судом решение об аннулировании лицензии, как это предусмотрено пунктом 12 статьи 20 Закона о лицензировании, не принималось.
Учитывая, что установленный законом порядок аннулирования лицензии уполномоченным органом не соблюден, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение министерства об аннулировании лицензии, оформленное протоколом и приказом от 29.12.2021.
В целях восстановления нарушенных прав общества, суд первой инстанции возложил на министерство обязанность продлить срок действия лицензии в соответствии с заявлением общества от 01.12.2021.
Вместе с тем, суд не учел следующее.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (статья 10 Закона о недрах).
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 29.09.2009 N 315, которым утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (действовал до 01.01.2022, далее - Административный регламент).
Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (пункт 1).
Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами): в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов; при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена (пункт 37).
Основанием для начала осуществления административной процедуры в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр является, в частности, заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (пункт 38).
Обществу участок недр предоставлен с целью разведки и добычи полезных ископаемых (строительных песков), что предполагает срочный характер недропользования.
Общество обратилось к министерству с заявлением от 01.12.2021 о продлении срока действия лицензии.
Рассмотрение данного вопроса включено министерством в повестку дня для рассмотрения лицензионной комиссией, что отражено в протоколе от 29.12.2021 N 14/21 (третий вопрос). Вместе с тем, из того же протокола следует, что по третьему вопросу рассматривались материалы проверки по обращению руководителя ПАО "Россети Северный Кавказ" и Прокуратуры РСО-Алания от 26.11.2021 о состоянии охранных зон опор ЛЭП. По результатам обсуждения данного вопроса комиссией принято оспариваемое решение об аннулировании лицензии.
Таким образом, вопрос о продлении срока действия лицензии по заявлению общества от 01.12.2021 министерством по существу не рассмотрен.
По смыслу статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Суд при вынесении решения не вправе подменять деятельность органов государственной власти или местного самоуправления. Принимая решение о возложении обязанности совершить определенные действия по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
В данном случае, именно министерство является органом, к компетенции которого, в соответствии со статьей 10 Закона о недрах и пункта 37 Административного регламента, относится принятие решения о внесении изменений в лицензию, в данном случае, в связи с продлением срока действия лицензии.
Возлагая на министерство обязанность продлить обществу срок действия лицензии, суд первой инстанции фактически разрешил вопрос, относящийся к компетенции административного органа, тем самым подменил его, что недопустимо.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.03.2021 N 575-О указал, что интересы государства как собственника недр, наряду с иным, обеспечиваются возможностью отказа пользователю недр в продлении срока пользования участком недр в случае нарушения им условий лицензии на недропользование (статья 1.2, часть третья статьи 10 Закона о недрах).
При принятии решения суд первой инстанции данные вопросы не исследовал.
При таких обстоятельствах судебный акт в части возложения на министерство обязанности продлить обществу срок действия лицензии не может считаться законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения.
Поскольку заявление общества о продлении срока действия лицензии министерство по существу не рассмотрело, права общества подлежат защите посредством возложения на министерство соответствующей обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.10.2022 по делу N А61-1154/2022 в части возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания обязанности продлить обществу с ограниченной ответственностью "Карьер+" срок действия лицензии на право пользования недрами отменить.
Абзац 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания обязанность рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Карьер+" от 01.12.2021 о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами по существу, принять соответствующее решение".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1154/2022
Истец: ООО "Карьер+"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ", Кумаритов Геннадий Харитонович, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4851/2022
27.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5043/2023
15.09.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4851/2022
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5043/2023
02.02.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4851/2022
24.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1154/2022