г. Воронеж |
|
15 сентября 2023 г. |
А14-4069/2023 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пороника Андрея Александровича,
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Бульвар Победы 1"
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2023 по делу N А14-4069/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску акционерного общества "Экотехнологии" (г. Воронеж, ОГРН 1103668030950, ИНН 3665079790)
к товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Бульвар Победы 1" (г. Воронеж, ОГРН 1213600014583, ИНН 3662293650)
о взыскании 122 272,01 руб. задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 22ЭТ/01-42-КМ-ЖД от 19.01.2022, 10 714,45 руб. неустойки за период с 02.10.2022 по 06.06.2023 (с учетом принятия уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Экотехнологии" (далее - АО "Экотехнологии", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Бульвар Победы 1" (далее - ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1", ответчик) о взыскании 122 272,01 руб. задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период апрель 2022 - ноябрь 2022 года, 10 714,45 руб. неустойки за период с 02.10.2022 по 06.06.2023 (с учетом уточнений).
07.04.2023 арбитражный суд принял исковое заявление в порядке упрощенного производства и возбудил производство по делу.
07.06.2023 изготовлена резолютивная часть решения, которым исковое заявление удовлетворено.
21.06.2023, не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик указал, что в адрес АО "Экотехнологии" была направлена заявка N 09 от 19.01.2022 на заключение договора по обращению с ТКО в количестве двух контейнеров объемом 0,75 куб.м. в сутки, однако объемы ТКО сторонами согласованы не были. По утверждению истца расчет объема вывозимого мусора осуществляется исходя из 9 контейнеров объемом 0,75 куб.м. По данным, предоставленным Управой Коминтерновского района города Воронежа в письме от 27.04.2023 N 21136269, по состоянию на 27.04.2023 5 контейнеров из 9 стоят перевернутыми. Согласно акту обследования от 10.05.2023 на контейнерной площадке установлено 4 контейнера объемом 0,75 куб.м.
25.07.2023 апелляционная жалоба ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" принята к производству, судом предложено АО "Экотехнологии" в срок до 22.08.2023 представить отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес ответчика.
18.08.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от АО "Экотехнологии" поступили возражения на апелляционную жалобу с доказательствами их направления в адрес ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1", в которых истец просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела в порядке ст.ст. 159, 262, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам конкурсного отбора ОАО "Экотехнологии" (впоследствии АО "Экотехнологии") на основании соглашения от 30.06.2017, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, является региональным оператором по обращению с ТКО на территории г. Воронежа с 01.01.2019.
ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" управляет многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, ул. Бульвар Победы, 1.
ОАО "Экотехнологии" на своем официальном сайте http://www.ecotech-vrn.ru, а также в газете "Коммуна" г. Воронежа в выпуске от 25.12.2018 N 100 (26847) разместило предложение о заключении договора с региональным оператором на условиях типового договора.
Поскольку заявка потребителя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором от ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" не поступала, проект договора со стороны ответчика подписан не был, между сторонами сложились фактически договорные отношения на условиях типового договора.
Между АО "Экотехнологии" как региональным оператором и ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" как потребителем заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.01.2022 N 22 ЭТ/01-42-КМ-ЖД (л.д. 12 - 15), в соответствии с условиями п. 1 которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 16.12.2021 N 71/22 установлен и введен в действие на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО "Экотехнологии" (л.д. 44):
1. с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 523 руб. 96 коп. за 1 куб.м. (без учета НДС) - льготный тариф для населения;
2. с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 544 руб. 92 коп. за 1 куб.м. (без учета НДС) - льготный тариф для населения.
В период апрель 2022 года - ноябрь 2022 года АО "Экотехнологии" оказало ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" услуги по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) ТКО.
Используя вышеуказанное правовое регулирование, АО "Экотехнологии" рассчитало общую сумму оказанных услуг за спорный период - 319 597,13 руб., направив ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" акты об оказании услуг, счета на оплату (л.д. 16 - 31).
Однако ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" обязанность по оплате оказанных услуг исполнило лишь частично на сумму 197 325,12 руб. (л.д. 32 - 40).
17.01.2023 АО "Экотехнологии" направило в адрес ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" претензию N ЭТ21-5947 с требованием погасить оставшуюся задолженность, которая ответчиком оставлена без удовлетворения (л.д. 41 - 43).
Ссылаясь на уклонение ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" от оплаты оказанных услуг по вывозу ТКО, АО "Экотехнологии" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, впоследствии уточненным.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156).
Статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ определено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016.
В силу ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Исходя из п. 8 (4) Правил N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пунктов 8 (11), 8 (12) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил N 1156).
Правила N 1156 под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
АО "Экотехнологии" различными доступными средствами (путем объявлений, публикаций, размещения информации на сайте АО "Экотехнологии" и пр.) до субъектов правоотношений доводило информацию о том, что оно приступает на территории г. Воронежа к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО, то есть приступает к вывозу мусора, образующегося в частных жилых домах, многоквартирных домах и нежилых зданиях. Также сообщалось, что оплата услуги по обращению с ТКО для всех категорий потребителей, включая физических и юридических лиц, имеет обязательный характер. При этом незаключение договора в письменной форме не освобождает потребителей от оплаты за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Как указывалось ранее, договор на оказание услуг по обращению с ТКО АО "Экотехнологии" разместило на своем официальном сайте http://www.ecotech-vrn.ru, а также в газете "Коммуна" г. Воронежа в выпуске от 25.12.2018 N 100 (26847).
С учетом положений пункта 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с ТКО является публичной офертой.
Договор является публичным и считается заключенным на условиях типового договора, в т.ч. и при том, что ответчик не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников/генерирующих лиц отходов для собирания необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 438 ГК РФ, п.п. 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156, содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
В связи с вышеизложенным, с учетом обстоятельств данного дела, у ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" возникла обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в договоре условиях.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, последовательно изложенной в определениях Верховного Суда РФ N 310-ЭС22-26212 от 19.01.2023, N 304-ЭС20-12083 от 03.09.2020, N 305-ЭС19-25025 от 20.01.2020.
Ввиду изложенного, в силу п. 8 (17) Правил N 1156 договор с потребителем ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" считается заключенным на условиях публичной оферты на оказание услуг по обращению с ТКО.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 ФЗ N 89-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 24.10 ФЗ N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 (далее - Правила N 505), коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Согласно п. 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В п. 12 договора определено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505 способом, указанном в приложении N 1.
Приложением N 1 к договору определены места накопления ТКО (площадки), объект вывоза - жилой дом, объемы контейнеров (0,75 куб.м. - потребителя, 8 куб.м. - регионального оператора), периодичность вывоза.
Исходя из п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
С учетом содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать как региональный оператор по обращению с ТКО, так и товарищество, которое согласно пункту 148(7) Правил оказывает услугу посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из п. 148(30) Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.12.2022 N 3211-О, в соответствии с указанными Правилами расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов (абзац первый пункта 148.30 и пункт 9.1 приложения N 2) либо - в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - исходя из общей площади жилого помещения, причем также с применением норматива накопления твердых коммунальных отходов (абзац второй пункта 148.30 и пункт 9.2 приложения N 2).
Вместе с тем в случаях, когда в конкретном муниципальном образовании введена система раздельного накопления твердых коммунальных отходов, абзац третий пункта 148.30 Правил предусматривает особый порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. По смыслу данного положения в его взаимосвязи с абзацем вторым того же пункта и пунктом 9.4 приложения N 2 к данным Правилам при раздельном накоплении сортированных отходов, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 9.4 приложения N 2 к Правилам, которая - помимо общей площади жилого помещения - включает объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период.
Сам по себе способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении таких объективных параметров, как общая площадь жилого помещения и объем фактически вывезенных контейнеров, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления каждым из собственников или пользователей жилых помещений многоквартирного дома, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям таких помещений при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.02.2019 N 29 "О расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Воронеж, и об установлении понижающих коэффициентов" установлено, что в связи с введением на территории городского округа город Воронеж раздельного накопления твердых коммунальных отходов при расчете платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определять исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров в соответствии с пунктом 148(30) Правил и формулой 9(4) приложения N 2 к Правилам.
Так как многоквартирный дом, находящийся в управлении ответчика, в отношении которого был заключен договор на обращение с ТКО с истцом, находится на территории городского округа город Воронеж, то расчет объема ТКО производится исходя из объема вывезенных контейнеров за расчетный период, выставляемого к оплате к оплате собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирных домов, пропорционально общей площади жилого помещения по формуле, указанной в п. 9(4) приложения N 2 к Правилам.
В соответствии с п. 9(4) приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(4): *,
где:
Si - общая площадь i-го жилого помещения;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 отражено, что указание в статье 24.6 ФЗ N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора.
Таким образом, в рассматриваемом случае на истца возложена обязанность доказать факт оказания услуг, тогда как ответчику необходимо опровергнуть указанный факт либо представить доказательства ненадлежащего исполнения истцом обязательств по договору.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательства того, что указанные услуги истцом не оказаны либо оказаны ненадлежащим образом, оказаны другими лицами, ответчиком не представлены.
ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" факт оказания региональным оператором услуг по вывозу ТКО по существу не опровергло.
Доказательств предъявления ответчиком каких-либо претензий, требований, связанных с ненадлежащим качеством оказанных истцом услуг в спорный период, либо их неоказанием, материалы дела не содержат.
В материалах дела отсутствуют сведения или какая-либо иная информация, которая бы свидетельствовала о том, что АО "Экотехнологии" не оказывало услуги (информация роспотребнадзора, прокуратуры, санитарных служб и т.д.).
Согласно произведенному истцом расчету задолженность за оказанные услуги за период за период апрель 2022 года - ноябрь 2022 года составила 122 272,01 руб. (с учетом частичной оплаты).
ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" не представлено аргументированных возражений, доказательств погашения суммы задолженности или собственный контррасчет задолженности, а также доказательств, опровергающих доводы истца о наличии указанной задолженности.
Частичный отказ от оплаты оказанных истцом услуг не может быть признан мотивированным и правомерным.
При таких обстоятельствах требования истца к ответчику о взыскании 122 272,01 руб. задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период апрель 2022 года - ноябрь 2022 года правомерно подлежали удовлетворению.
Также АО "Экотехнологии" просило взыскать с ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" неустойку в размере 10 714,45 руб. за период с 02.10.2022 по 06.03.2023.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Исходя из п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка не только выступает способом обеспечения исполнения обязательства, она также является мерой гражданско-правовой ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Обеспечительное действие неустойки заключается в том, что необходимость ее уплаты побуждает должника к надлежащему исполнению обязательства. После того как обязательство нарушено, неустойка утрачивает свой обеспечительный характер и становится мерой ответственности, следовательно, поскольку неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности, при прекращении договора действует общее правило, предусмотренное статьей 425 ГК РФ, и неустойка подлежит взысканию даже после окончания срока действия договора.
Материалами дела подтверждается факт нарушения ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО, поэтому требования АО "Экотехнологии" о взыскании с ответчика неустойки, установленной договором, являются правомерными.
По условиям пункта 19 договора в случае неисполнения либо надлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно п. 22 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением N 1156, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки проверен судами и признан арифметически верным.
Ответчик размер неустойки не оспорил, о ее снижении в порядке статьи 333 ГК РФ не ходатайствовал.
Материалы дела не содержат доказательств виновного поведения истца при исполнении им условий договора, препятствующих своевременной оплате ответчиком оказанных услуг по обращению с ТКО.
Ответчиком не приведены доказательства того, что нарушение срока оплаты произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также того, что он уведомлял истца о невозможности в срок исполнить обязательства.
Ввиду чего, с ответчика в пользу истца правомерно взыскано 10 714,45 руб. неустойки за период с 02.10.2022 по 06.03.2023.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу спора.
Ссылка ответчика на заявку N 09 от 19.01.2022 на заключение договора по обращению с ТКО в количестве двух контейнеров объемом 0,75 куб.м. в сутки подлежит отклонению, поскольку данный документ в материалы дела не представлен.
Ссылка ТСН "ТСЖ Бульвар Победы 1" на письмо Управы Коминтерновского района города Воронежа в письме от 27.04.2023 N 21136269, акт обследования от 10.05.2023 не может быть признана состоятельной, поскольку данные документы не относятся к спорному периоду.
Объем ТКО, вывезенный с контейнерной площадки, рассчитанный истцом исходя из установленных контейнеров и графика вывоза, распределялся применительно к доле площади жилых помещений в МКД к площади жилых и нежилых помещений всех МКД, пользующихся контейнерной площадкой.
Данная методика расчета учитывает объем контейнеров, их количество и соответствует формуле, указанной в п. 9(4) приложения N 2 к Правилам.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Как уже указывалось ранее, ответчик не оспаривал факт оказания услуг и частично их оплачивал, ссылаясь на то, что объем ТКО составляет 1,5 куб.м. (отражено в назначении платежа во всех платежных документах).
Между тем, какого-либо правового обоснования, подтверждения доказательствами того факта, что многоэтажный многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, Бульвар Победы 1 (https://yandex.ru/maps/193/voronezh/house/bulvar_pobedy_1/Z0AYdwBnT00CQFtrfXtwc35lZg==/gallery/?ll=39.177685%2C51.712262&photos%5Bid%5D=XCRlZdWHhIjpGGAZ90Rv0g&photos%5Buri%5D=ymapsbm1%3A%2F%2Fgeo%3Fdata%3DCgg1Nzg4MjA4MhI80KDQvtGB0YHQuNGPLCDQktC-0YDQvtC90LXQtiwg0LHRg9C70YzQstCw0YAg0J_QvtCx0LXQtNGLLCAxIgoN87UcQhVb2U5C&tab=gallery&z=17) генерирует мусор только в объеме 2 контейнеров по 0,75 куб.м. (0,75 х 2 = 1,5) заявитель жалобы не представил, факт наличия на контейнерной площадки 9 контейнеров по существу не опроверг. Более того, в своей жалобе сам ответчик указал на то, что в 2023 году, а именно 27.04.2023 5 контейнеров из 9 стоят перевернутыми, - 10.05.2023 на контейнерной площадке находятся 4 контейнера.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Арбитражный суд Воронежской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2023 (рез. часть от 07.06.2023) по делу N А14-4069/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь статьями 266 - 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2023 (рез. часть от 07.06.2023) по делу N А14-4069/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья Бульвар Победы 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4069/2023
Истец: АО "Экотехнологии"
Ответчик: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " БУЛЬВАР ПОБЕДЫ 1"