г. Пермь |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А60-50961/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е.Х.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Маслихина Сергея Владимировича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июня 2023 года
по делу N А60-50961/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Маслихина Сергея Владимировича (ИНН 663400070348, ОГРНИП 304663422200053)
к Администрации Тавдинского городского округа (ИНН 6634002739, ОГРН 1026601907034)
о признании недействительным отказа от продления срока действия свидетельства серии 096 N 000014 об осуществлении перевозок,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Маслихин Сергей Владимирович (далее - ИП Маслихин С.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Тавдинского городского округа (далее - администрация) о признании недействительным отказа от продления срока действия свидетельства серии 096 N 000014 об осуществлении перевозок.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что исходя из текста полученного ответа на 01.09.2021 Администрацией Тавдинского городского округа не внесены изменения в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2017-2021 годы. Отмена маршрута N 10-б только планируется Администрацией, следовательно, на момент предоставления ответа на заявление Маслихина С.В. у администрации отсутствовали законные основания для отказа в выдаче свидетельства предпринимателю. Более того, решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 05.12.2022 признано недействующим Постановление от 15.09.2021 N1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022-2027 годы", в части пункта 10 главы 7 приложения N 1 к Постановлению N 1206, как противоречащее действующему законодательству. Свидетельства и карты маршрута были выданы с нарушением установленного срока в октябре 2016 года. При этом предприниматели, в том числе Маслихин С.В., неоднократно обращались в администрацию с просьбой выдать свидетельства и карты в срок. Других оснований для выдачи данных карт и свидетельств не было, конкурс не проводился. Следовательно, администрация выдала карты и свидетельства в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) с нарушением срока. В связи с тем, что карты и свидетельства были выданы по данному основанию, продлеваться они также должны в соответствии со статьей 39 Закона N 220-ФЗ.
Отзыв на апелляционную жалобу администрацией в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом из материалов дела, ИП Маслихин С.В. обратился в Администрацию Тавдинского городского округа с заявлением продлить срок действия свидетельства серии 096 N 000014 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 10-б и карт маршрута N 10-б серии 096 N 000142, серии 096 N 000143, серии 096 N 000144 на следующий срок, предусмотренный Законом N 220-ФЗ, не менее чем пять лет.
Ранее ИП Маслихин С.В. выдано свидетельство серии 096 N 000014 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком действия с 05.10.2016 до 04.10.2021, а также карты маршрута регулярных перевозок серии 096 096 N 000142, серии 096 N 000143.
Администрацией в адрес заявителя на направлено письмо от 01.09.2021 N 131-01-30/6545), которым предпринимателю отказано в выдаче свидетельства и продлении действующего на новый срок. В качестве основания для отказа указано на то, что в настоящее время подготовлены изменения в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2017-2021 годы, в котором предусмотрено проведение аукционов на 2021 год по маршруту N 10. По маршруту N10-б в новом документе планирования, который разрабатывается на 2022-2026 годы, планируется отмена данных маршрутов, с введением нового маршрута N 10, с новыми характеристиками на основании потребности населения Тавдинского городского округа и обеспечением мер социальной поддержки населения, о чем заявитель уведомляется настоящим письмом, в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ (за 180 дней до начала срока отмены маршрута).
Полагая, что отказ, оформленный в письме от 01.09.2021 N 131-01-30/6545, не соответствует законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции оснований для удовлетворения заявленных требований не усмотрел.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Пунктом 4 статьи 6 и статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Законом N 220-ФЗ.
В силу статьи 42 Закона N 220-ФЗ, принятого 13.07.2015, закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Таким образом, как верно установил суд, с 14.07.2015 (день опубликования) муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей названному Закону.
Согласно части 2 статьи 14 данного Закона осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего закона.
Статьей 17 Закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и карт соответствующего маршрута регламентируется положениями статьи 19 Закона N 220-ФЗ, в которой предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1). Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств (часть 2). Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 этого Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 этого Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации (часть 3).
Исходя из приведенных норм права, суд первой инстанции верно заключил, что приоритетным способом выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута является проведение конкурса, случаи непроведения конкурса прямо поименованы в законе, открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда. Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.
В статье 39 Закона N 220-ФЗ закреплены положения, обеспечивающие реализацию положений данного Закона, определяющие правила поведения субъектов, осуществляющих регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок, в переходный период.
На основании части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, устанавливающей порядок реализации положений данного Федерального закона после введения его в действие, юридические лица, индивидуальные предприниматели после дня официального опубликования данного Федерального закона продолжают осуществлять регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона (то есть до 09.04.2016) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной названным Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона (часть 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Частью 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 этой статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
В силу части 5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 данной статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса.
Из совокупного анализа положений статьи 39 Закона N 220-ФЗ судом обоснованно заключено, что перевозчики, осуществлявшие до момента опубликования данного Закона регулярные перевозки, должны были пройти установленную им процедуру перерегистрации существовавших маршрутов и продолжить осуществлять перевозки по ним в порядке, установленном статьей 39 Закона N 220-ФЗ. Условиями дальнейшего осуществления деятельности в этом порядке, в том числе получение свидетельства и карт маршрутов без проведения конкурса, названо последовательное соблюдение порядка и сроков, названных в этой статье для каждого этапа. Следовательно, в переходный период свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута подлежали выдаче без проведения конкурсных процедур перевозчикам, ранее (до момента опубликования этого Закона) осуществлявшим регулярные перевозки на основании заключенных с ними договоров, выданных им разрешений и паспортов маршрутов. В переходный период правила статьи 39 Закона N 220-ФЗ служили механизмом для продолжения дальнейшей реализации предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам в соответствии с внесенными изменениями в соответствующее законодательство.
Судом из материалов дела установлено, что ИП Маслихину С.В. выдано свидетельство серии 096 N 000014 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком действия с 05.10.2016 до 04.10.2021, а также Карты маршрута регулярных перевозок серии 096 096 N 000142, серии 096 N 000143.
С учетом установленного, суд правильно заключил, что свидетельство и карты маршрута выданы по новым правилам после вступления в законную силу Закона N 220-ФЗ.
Между тем положения главы 3 Закона N 220-ФЗ устанавливают общий порядок приобретения перевозчиками права на осуществление перевозок по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок и в соответствии с частью 4 статьи 19 данного Закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса. В связи с этим, как верно заключил суд первой инстанции, положения пунктов 3, 4, 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, предусматривающих возможность выдачи карт маршрутов и свидетельств без проведения конкурсных процедур после вступления в силу данного Федерального закона, в рассматриваемом случае не применимы.
С учетом изложенного, установив, что конкурсные процедуры, предшествующие выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, администрацией не проводились, что не оспаривается ИП Маслихиным С.В., суд обоснованно сделал вывод, что у администрации отсутствовали правовые основания для выдачи предпринимателю свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок без проведения конкурсных процедур, предусмотренных статьей 19 Закона N 220-ФЗ.
Суд верно отметил, что в целях соблюдения норм Закона N 220-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в случае принятия решения об осуществлении перевозок по маршруту N 10-Б, администрацией не могло быть продлено действие свидетельства ИП Маслихина С.В. об осуществлении перевозок по маршруту N 10-Б, ввиду установленного порядка объявления открытых конкурсов на право получения свидетельств на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, с учетом установленных обстоятельств и действующих правовых норм, регламентирующих порядок организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что администрация обоснованно отказала предпринимателю в удовлетворении заявления о продлении срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 10-б на последующие 5 лет, правомерно признав решение об отказе заявителю в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением действующего законодательства, в отсутствие нарушения прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доказательств нарушения прав и законных интересов предпринимателем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о признании недействующими пунктов 9, 10 главы 7 приложения N 1 Постановления от 15.09.2021 N 1206 решением Тавдинского районного суда от 06.12.2022, оставленным без изменения апелляционным определением коллегией Свердловского областного суда от 20.04.2023, отклоняется, поскольку указанные пункты признаны недействующими только со дня вступления решения суда в законную силу, а оспариваемый отказ изложен в письме от 01.09.2021 N131-01-30/6545.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2023 года по делу N А60-50961/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50961/2021
Истец: ИП Маслихин Сергей Владимирович
Ответчик: администрация Тавдинского городского округа