Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2024 г. N 09АП-8134/24 по делу N А40-197938/2023
г. Москва |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А40-197938/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-197938/23,
по заявлению Министерства науки и высшего образования РФ
к МИФНС России N 46 по г.Москве
третьи лица: 1) ФГБНУ "ГНТЦ "Наука",
2)Министерство финансов РФ,
3)УФНС России по г. Москве,
4) ФГУП "18 ЦНИИ" МО РФ
о признании незаконным решение
при участии:
от заявителя: |
Иванов А.Д. по доверенности от 09.01.2024; |
от ответчика: |
Ефимова А.А. по доверенности от 09.04.2024; |
от третьих лиц: |
1.Наумов С.В. по доверенности от 26.02.2024; 2.не явился, извещен; 3.Старшинова О.В. по доверенности от 09.01.2024; 4.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования РФ (заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением в котором просит признать решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ответчик, налоговый орган, Инспекция) от 23.05.2023 N 212998А незаконным.
Решением от 19.12.2023 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и УФНС России по г. Москве возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ФГБНУ "ГНТЦ "Наука" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва УФНС России по г. Москве на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.12.2019 N 1421 принято решение о ликвидации Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научно-технологический центр "Наука" (ФГБНУ "ГНТЦ "НАУКА", Учреждение).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации председателем ликвидационной комиссии информация о нахождении ФГБНУ "ГНТЦ "НАУКА" в процессе ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами опубликовывалась в журнале "Вестник государственной регистрации" (Журнал от 29.01.2020 N 4(771)) согласно приказу Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@.
Приказом Минобрнауки России от 11.03.2020 N 388 сформирован новый состав ликвидационной комиссии Учреждения, председателем которой назначен В.В. Алейников. Приказом Министерства от 02.05.2023 N 471 утвержден Ликвидационный баланс Учреждения.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
16.05.2023 Министерством в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве представлен комплект документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
По результатам рассмотрения документов Инспекцией принято решение от 23.05.2023 N 212998А об отказе в государственной регистрации ликвидации ФГБНУ "ГНТЦ "НАУКА" на основании подпунктов "х", "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Согласно решению налогового органа, Учреждением не соблюден установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, а также представлены документы, содержащие недостоверные сведения.
В решении также указано, что по состоянию на 19.05.2023 заявитель имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Решением УФНС России по г. Москве от 11.07.2023 N 12-13/076815 жалоба Министерства оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемым решением налогового органа, Министерство обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Министерством науки и высшего образования РФ требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта налогового органа.
Перечень документов, представляемых в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган, определен п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ).
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.12.2009 N КГ-А40/13194-09 по делу N А40-59171/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.08.2018 по делу NА40-229208/17). Документы, содержащие недостоверные сведения или оформленные ненадлежащим образом, должны считаться не представленными.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, реестр) (абзац 1 пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Порядок ликвидации юридического лица определен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в том числе по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В силу п. 6 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Пунктом 3 ст. 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные ста. 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на налогоплательщика возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 НК РФ; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке. установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
В соответствии с п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 НК РФ налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ. и несут обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
При этом, в соответствии с положениями ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются НК РФ и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. (Постановление Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 16507/04).
Из материалов дела усматривается, что 16.05.2023 в Инспекцию представлен комплект документов (вх. N 212998А) в связи с ликвидацией ФГБНУ "ГНТЦ "НАУКА", по результатам рассмотрения которого принято решение N 212998 А от 23.05.2023 об отказе в государственной регистрации (решение N 212998А).
На момент принятия решения N 212998А Инспекция располагала сведениями о наличии у ФГБНУ "ГНТЦ "НАУКА" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, что подтверждается справкой N 8730688 ИФНС России N 25 по г. Москве, направленной в адрес Инспекции (исх. N 07-10/12381@ от 22.05.2023, вх. N 0040017 от 22.05.2023, а так же письмом ИФНС России N 25 по г. Москве вх. N 0083174 от 03.11.2023).
В соответствии со Справкой N 8730688 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, представленной ИФНС России N 25 по г. Москве ФГБНУ "ГНТЦ "НАУКА" имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней штрафов, процентов, подлежащих уплате.
По состоянию на 02.11.2023 за ФГБНУ "ГНТЦ "НАУКА" числится отрицательное сальдо по налогам (авансовым платежам, сборам, страховым взносам) в размере 52454099,49 руб., отрицательное сальдо по пеням в размере 33 339 359,30 руб., отрицательное сальдо по штрафам в размере 954157,89 руб.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ФГБНУ ТНТЦ "НАУКА" имелась непогашенная задолженность по обязательным платежам, ликвидация ФГБНУ ТНТЦ "НАУКА" не могла быть завершена, ликвидационный баланс не является достоверным.
Таким образом, документы, представленные для государственной регистрации ФГБНУ 'ТНТЦ "НАУКА" в связи с ликвидацией, не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные, поскольку содержали недостоверные сведения, а установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации юридического лица как соблюденный.
Изложенное свидетельствует о нарушении порядка ликвидации, установленного статьями 62, 63 ГК РФ, ст. 22 Закона N 129-ФЗ.
Поскольку нарушен порядок осуществления ликвидационных процедур, ликвидация ФГБНУ ТНТЦ "НАУКА" не могла быть завершена.
Установление обстоятельств, связанных с основанием возникновения недоимки, так же как принятием мер по ее взысканию, в предмет настоящего спора не входит.
Заявитель не был лишен возможности провести сверку с ИФНС России N 25 по г.Москве о наличии задолженности по обязательным платежам, принять меры к урегулированию задолженности (аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N 305-ЭС18-20594).
Вместе с тем, ФГБНУ 'ТНТЦ "НАУКА" не лишено возможности обжаловать действия территориального налогового органа о представлении сведений о наличии задолженности перед бюджетом и вновь обратиться в регистрирующий орган, представив ликвидационный баланс, а также заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его добровольной ликвидацией.
Министерство указывает, что задолженность, отраженная в ликвидационном балансе, должна быть признана погашеной в силу п. 5.1 ст. 64 ГК РФ.
Между тем, по смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии факта обращения налогового органа (по сути об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания) может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к пп.4 п.1 ст.333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Соответствующее судебное разбирательство Заявителем инициировано не было.
При отсутствии такого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-197938/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197938/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: Министерство финансов РФ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "НАУКА"