г. Чита |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А19-9365/2023 |
Судья Четвертого арбитражного апелляционного суда Бушуева Е.М., рассмотрев апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 17 "Сказка" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2023 года по делу N А19-9365/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (ИНН: 3808229774, ОГРН: 1133850020545, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Сухэ-Батора, дом 3, кабинет 405) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N17 "Сказка" (ИНН: 3817021797, ОГРН: 1023802003972, адрес: 666679, Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Георгия Димитрова, 18) о взыскании 27 016, 96 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - истец, ООО "Байкальская энергетическая компания") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 17 "Сказка" (далее - ответчик, МБДОУ "Детский сад N 17 "Сказка") о взыскании задолженности по единым контрактам холодного водоснабжения и водоотведения N217 от 02.10.2020, от 31.12.2020, от 31.12.2021 в размере 26 908 руб. 30 коп. основного долга, 108 руб. 69 коп. неустойки за период с 20.04.2023 по 26.04.2023 с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности.
Мотивированным решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью.
Указывает, что в период действия контрактов истцом счета за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с порядком выставления счетов ответчику не выставлялись.
Обращает внимание на тот факт, что в соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Усть-Илимск, утвержденным решением Городской Думы города Усть- Илимска от 28.03.2012 N 39/241, финансовый год завершается 31 декабря, поэтому бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря, а соответственно возможность оплачивать предыдущие финансовые года отсутствует.
Истец в пояснениях к апелляционной жалобе просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 21 июля 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дополнительно представленные ответчиком доказательства в порядке части 2 статьи 272.1 АПК возвращены ответчику.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной жалобы, пояснений на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом "Байкальская энергетическая компания" (гарантирующей организацией) и МБДОУ "Детский сад N 17 "Сказка" (абонентом) заключен единый государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 217 (далее - контракт) от 02.10.2020, который в соответствии с пунктами 18.1., 18.2 действовал в период с 01.09.2020 по 31.12.2020.
В связи с истечением срока действия контракта 31.12.2020 и 30.12.2021 между гарантирующей организацией и абонентом заключены единые государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения N 217.
В соответствии пунктом 1 статьи 1 контрактов гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется: подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду; осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 3.8 контракта истцом в адрес ответчика выставлены счета-фактуры за период с сентября 2020 по май 2021 года по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс негативных веществ.
Как пояснил истец, указанные периоды с начислением сумм к уплате отражены в счетах-фактурах от 30.09.2022 на общую сумму 26 908 руб. 30 коп.
Между тем согласно Постановлению Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 абоненты, потребляющие холодную воду, обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс негативных веществ с 01.06.2020.
Таким образом, у МБДОУ "Детский сад N 17 "Сказка" возникла обязанность по уплате данных платежей.
Указанные периоды предъявлены к оплате в счетах-фактурах от 30.09.2022, в частности:
N 24097-217 от 30.09.2022 на сумму 2 035,42 руб. (за сентябрь 2020);
N 24098-217 от 30.09.2022 на сумму 3 311,26 руб. (за октябрь 2020);
N 24099-217 от 30.09.2022 на сумму 2 506,24 руб. (за ноябрь 2020);
N 24100-217 от 30.09.2022 на сумму 2 938,28 руб. (за декабрь 2020);
N 24101-217 от 30.09.2022 на сумму 2 866,10 руб. (за январь 2021);
N 24102-217 от 30.09.2022 на сумму 3 324, 62 руб. (за февраль 2021);
N 24103-217 от 30.09.2022 на сумму 3 328,63 руб. (за март 2021);
N 24104-217 от 30.09.2022 на сумму 3 898,10 руб. (за апрель 2021);
N 24105-217 от 30.09.2022 на сумму 2 699,66 руб. (за май 2021).
В связи с неисполнением ответчиком обязанности по оплате означенного счета-фактуры, истец направил в адрес МБДОУ "Детский сад N 17 "Сказка" претензию N 0000002029 от 13.02.2023 с требованием оплатить имеющуюся задолженность.
Исполнителем по указанным счетам в установленные сроки оплата не произведена, на основании чего гарантирующей организацией начислена неустойка за период с 20.04.2023 по 26.04.2023 в сумме 108 руб. 66 коп.
Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями: статей 202, 307, 330, 432, 539-547, 548, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, учел правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
К отношениям сторон по вопросу водоотведения, урегулированных государственным контрактом, подлежат применению положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами в указанной сфере, в том числе Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод от 04.09.2013 N 776, Правила холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 N 644.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (пункт 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу положений пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111 и 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 644).
Законодательством определен порядок расчета и предъявления платы за негативное воздействие:
- упрощенный порядок начисления платы с применением фиксированных коэффициентов (К = 2, К = 0,5), который не предусматривает отбор проб;
- по результатам контроля состава сточных вод (отбор проб);
- по декларации состава и свойств сточных вод.
Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ в упрощенном порядке начисляется абонентам на основании п. 123(4) Правил 644 при наличии любого из условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Ответчик - МБДОУ "Детский сад N 17 "Сказка" подпадает под категорию объектов абонентов, указанных в абзаце 2 пункта 123(4) Правил N 644, с объемом водоотведения менее 30 куб.м. в сутки.
С учетом вышеизложенного, при начислении платы за НВОС и СЗВСН в упрощенном порядке отбор проб не производится.
В соответствии с пунктом 124 Правил N 644 объем сбрасываемых сточных вод абонента за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки.
При этом согласно абзацу 2 пункта 123(4) Правил N 644 условие о среднесуточном объеме сбрасываемых сточных вод с объектов абонента менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (т.е. менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта) является самостоятельным основанием для начисления платы по указанному пункту вне зависимости от наличия контрольного канализационного колодца.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными.
В соответствии с пунктом 3.8 раздела 3 контрактов абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с условиями договора, Правил N 644 истцом оказаны услуги водоснабжения и водоотведения в спорный период, что ответчиком не оспаривается, объем услуг ответчиком оплачен.
Ответчиком за спорный период не оплачена задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем, суд правильно удовлетворил требования.
Доводы ответчика о том, что за негативное воздействие истцом счета на оплату выставлены не были, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имелось, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ возникает в силу закона и договора.
Само по себе обстоятельство ежегодного бюджетного финансирования работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 17 "Сказка" также не является основанием для освобождения от законно установленной обязанности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2023 года по делу N А19-9365/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9365/2023
Истец: ООО "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N17 "Сказка"