г. Владимир |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А43-28051/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2023.
Полный текст постановления изготовлен 12.09.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2022 по делу N А43-28051/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НижЛесКом" (ИНН 5212510605) и индивидуального предпринимателя Анкудинова Сергея Константиновича (ОГРНИП 312522811900022) о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022 и N 052/01/18.1-2381/2022,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат", Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Казанцев Д.А. на основании доверенности от 09.09.2022 N ЛШ/21700/22 сроком действия 1 год;
Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - Морозов В.С. по доверенности от 06.04.2022 N 25 сроком 3 года;
общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" - Смирнов С.В. по доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2024;
индивидуального предпринимателя Анкудинова Сергея Константиновича - Князев И.А. по доверенности от 10.03.2021 сроком на 3 года;
общества с ограниченной ответственностью "НижЛесКом" - Орлов С.В. по доверенности от 01.03.2023 сроком на 1 год.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) 21.08.2020 на официальном сайте https ://torgi. gov.ru/ размещено извещение и документация о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка в Нижегородской области, Воскресенском районом лесничестве, Шурговашском участковом лесничестве, кварталах N 1 - N 14, в части квартала N 15, N 16 - N 33, N 48 - N 55, N 57 - N 68, части квартала N 69, N 70 - N 79, части квартала N 80, N 81 - N 91, общей площадью 17 846 га, кадастровые номера лесного (земельного) участка 52:11:0000000:629, 52:11:0000000:878, для заготовки древесины, номер извещения 210820/0168806/02.
Согласно документации о конкурсе ежегодный объем заготовки древесины - 16,98 тыс. м3, в том числе 11,92 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Обременения на лесном участке отсутствуют. Ограничения использования лесного участка устанавливаются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Начальная цена предмета конкурса (начальный размер арендной платы) составляет 4 364 476 руб. 58 коп.
Согласно протоколу от 16.02.2021 N 3 конкурсная комиссия допустила следующих участников: общество с ограниченной ответственностью "Крона"; общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский лесокомбинат" (далее - ООО "Нижегородский лесокомбинат"); общество с ограниченной ответственностью "НижЛесКом" (далее - ООО "НижЛесКом"); индивидуального предпринимателя Анкудинова Сергея Константиновича (далее - Предприниматель), общество с ограниченной ответственностью "Варнава-Ресурс" (далее - ООО "Варнава-Ресурс").
Из протокола от 04.08.2022 N 4 о повторном рассмотрении заявок участников следует, что рассматривались заявки ООО "Крона", ООО "Нижегородский лесокомбинат", ООО "НижЛесКом", Предпринимателя, ООО "Варнава-Ресурс".
До стадии оценки заявок допущено 3 участника: Предприниматель, ООО "Нижегородский лесокомбинат", ООО "НижЛесКом".
Согласно протоколу победителем конкурсной процедуры признан ООО "НижЛесКом" (итоговый оценочный балл - 62,03).
Посчитав незаконными действия конкурсной комиссии Министерства при проведении рассматриваемого открытого конкурса, ООО "Нижегородский лесокомбинат" и Предприниматель направили в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) жалобы.
По результатам рассмотрения указанных жалоб с учетом доводов и документов, представленных сторонами, комиссия Управления признала жалобу Предпринимателя обоснованной, жалоба ООО "Нижегородский лесокомбинат" оставлена без рассмотрения ввиду пропуска срока обжалования, конкурсную комиссию Министерства Управление признало нарушившей требования статьи 80.1, 80.2 ЛК РФ, о чем 31.08.2022 вынесены решения N 052/01/18.1-2381/2022 и N 052/01/18.1-2384/2022.
В этот же день на основании указанных решений Управление выдало Министерству предписания об устранении нарушений законодательства о закупках N 052/01/18.1-2381/2022 и N 052/01/18.1-2384/2022, в соответствии с которыми Министерству предписано:
- в срок до 20.09.2022 отменить протокол от 16.02.2021 N 3 допуска участников и протокол от 04.08.2022 N 4 о результатах конкурса, установить новую дату процедуры допуска заявок участников,
- рассмотреть заявки участников на предмет соответствия их требованиям конкурсной документации с учетом выводов, изложенных в решениях по делу N 052/01/18.1-2381/2022, 052/01/18.1-2384/2022,
- установить новую дату оценки конкурсных предложений участников, произвести оценку конкурсных предложений в порядке и на условиях, действовавших на момент инициации процедуры торгов и подачи заявок участников и установленных в конкурсной документации.
ООО "НижЛесКом" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений и предписаний Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022 и N 052/01/18.1-2381/2022 в полном объеме.
Предприниматель также обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 в части пунктов 2-4 решения (страницы 11-17), предписания от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 в части отмены протокола N 3 допуска участников (пункт 1 предписания), установления новой даты процедуры допуска заявок участников (пункт 2 предписания), рассмотрения заявок на предмет соответствия их требования конкурсной документации с учетом выводов, изложенных в решении по делу 052/01/18.1-2381/2022 (пункт 3 предписания); а также о признании незаконными решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022 и предписания от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022. В качестве правовосстановительной меры Предприниматель просило признать в соответствующей части незаконными все действия и последствия, основанные на решениях Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022, N052/01/18.1-2384/2022 и предписаниях Управления об устранении нарушений законодательства о торгах от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022, 052/01/18.1-2384/2022, в том числе приказ Министерства от 08.09.2022 N 833 в части отмены протокола заседания комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, расположенного в Воскресенском районном лесничестве от 16.02.2021 N 3.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2022 настоящее дело объединено в одно производство с делом N А43-28081/2022 для их совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер N А43-28051/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство и ООО "Нижегородский лесокомбинат".
Решением от 30.12.2022 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленные требования и признал незаконными решение и предписание Управления от 31.08.2022 по делу N 052/01/18.1 -2384/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2381/2022 в части пунктов 2 и 3 решения, а также предписание от 31.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2381/2022.
Управление и Министерство обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить.
Управление считает, что его комиссия правомерно оставила жалобу ООО "НижЛесКом" без рассмотрения в части доводов о неправомерном допуске участника.
Управление настаивает на неправомерности действий конкурсной комиссии Министерства, выразившихся в перерасчете конкурсного предложения Предпринимателя без соответствующего обоснования.
Управление обращает внимание, что предметом рассмотрения дела N А43-9319/2021 выступала законность решений Управления от 16.03.2021 по делам N 052/01/18.1-415/2021, N 052/01/18.1-420/2021 и N 052/01/18.1-454/2021, в которых предметом рассмотрения выступала лишь процедура оценки заявок участников, и соответствие заявок требованиям конкурсной документации не являлось предметом рассмотрения.
Управление отмечает, что в ходе рассмотрения дела N А43-28051/2022 организатор торгов подтвердил факт несоответствия заявок Предпринимателя и ООО "НижЛесКом" требованиям конкурсной документации и действующего лесного законодательства.
Кроме того, Управление обращает внимание на то, что решения от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022 и N 052/01/18.1-2381/2022 отменены в полном объеме, но выводы об обоснованности доводов жалобы Предпринимателя и о необходимости оставления жалобы ООО "НижЛесКом" в решении суда первой инстанции отсутствуют.
Управление также поясняет, что в решении суда первой инстанции отсутствуют выводы о невозможности применения приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 N 303, без учета положений которого закупочная процедура не может быть инициирована.
Министерство в своей апелляционной жалобе поддержало позицию, изложенную в апелляционной жалобе Управления.
Представители Управления и Министерства в судебном заседании поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" в отзыве на апелляционную жалобу Управления поддержало позицию Управления и Министерства.
Представитель ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу Управления и дополнении к нему просит удовлетворить апелляционную жалобу Управления частично, а именно решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным предписания Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022. В отмененной части принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным предписание Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 в части пунктов 1-3. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
ООО "НижЛесКом" в отзыве на апелляционную жалобу Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "НижЛесКом" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
От ООО "НижЛесКом" и Предпринимателя в суд апелляционной инстанции до рассмотрения жалоб по существу поступили отказы от заявленных требований в части признания недействительным пункта 1 решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку частичные отказы ООО "НижЛесКом" и Предпринимателя от заявленных требований не противоречат законам и иным нормативным правовым актам, подписаны уполномоченными лицами и не нарушают прав и законных интересов других лиц, данные отказы принимаются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, производство по делу прекращается.
Пунктом 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу.
При изложенных обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2022 по настоящему делу в части признания недействительным пункта 1 решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционные жалобы, дополнении к отзыву, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт в оставшейся части подлежит отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
По правилам подпункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), в том числе организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Как предусмотрено частью 4 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результата торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
На основании подпункта "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Как следует из материалов дела, ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" 11.08.2022 подана в антимонопольный орган жалоба, доводы которой касались неправомерного допуска ООО "НижЛесКом" к участию в рассматриваемом конкурсе (протокол от 16.02.2021 N 3).
Решением от 31.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2384/2022 комиссия Управления оставила жалобу ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" без рассмотрения (пункт 1); одновременно Управление признало комиссию Министерства нарушившей требования статьей 80.1, 80.2 ЛК РФ и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 N 303 (далее - Требования N 303) (пункт 2).
На основании данного решения Управлением выдано предписание от 31.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2384/2022, в соответствии с которым Министерству в срок до 20.09.2022 необходимо отменить протокол от 16.02.2021 N 3 допуска участников и протокол от 04.08.2022 N4 о результатах конкурса; установить новую дату процедуры допуска заявок участников; рассмотреть заявки участников на предмет соответствия их требованиям конкурсной документации с учетом выводов, изложенных в решении по делу N 052/01/18.1-2384/2022; установить новую дату оценки конкурсных предложений участников; произвести оценку конкурсных предложений в порядке и на условиях, действовавших на момент инициации процедуры торгов и подачи заявок участников и установленных в конкурсной документации; в срок до 21.09.2022 представить в Управление доказательства исполнения предписания.
Управление, не рассматривая жалобу ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" по существу, сославшись на положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, сделало вывод о неправомерности действий конкурсной комиссии Министерства по перерасчету конкурсного предложения Предпринимателя без соответствующего обоснования, также о том, что Предприниматель в составе своей заявки указал 2 объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, на которые не представил правоустанавливающие документы и технические характеристики, а ООО "НижЛесКом" в составе своей заявки представлен технический паспорт на китайском языке без перевода на русский язык в нарушение пункта "б" Требований N 303.
В этой связи Управление признало конкурсную комиссию Министерства нарушившей требования статьей 80.1, 80.2 ЛК РФ и Требований N 303, поскольку данные обстоятельства подлежали рассмотрению и оценке конкурсной комиссией организатора торгов на стадии принятия решения о допуске участников к участию в торгах.
Законность пункта 1 решения Управления от 31.08.2022 по делу N 052/01/18.1-2384/2022 в части оставления жалобы ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" без рассмотрения в рамках настоящего дела не оспаривается лицами, участвующими в деле, с учетом принятого судом апелляционной инстанции частичного отказа от заявленных требований.
Между тем, из буквального толкования части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что установление иных нарушений в действиях организатора торгов и вынесение решения с выдачей предписания возможно только при рассмотрении жалобы лица по существу.
В данном случае жалоба ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" по существу не рассматривалась, в связи с чем у Управления не имелось правовых оснований для установления иных нарушений в порядке части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и вынесения соответствующего решения и, как следствия, выдачи предписания. Тем самым Управлением нарушена процедура, регламентированная статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Доводы апелляционной жалобы Управления об обратном основаны на ошибочном толковании закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал незаконным решение и предписание Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022.
В данной части апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Рассматриваемые торги проводятся в соответствии с нормами ЛК РФ.
Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка установлен в главе 8 ЛК РФ.
Организатором конкурса выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (часть 12 статьи 80.1 ЛК РФ).
Частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ предусмотрено, что к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов.
В части 21 статьи 80.1 ЛК РФ установлен перечень оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе.
На основании части 2 статьи 80.2 ЛК РФ конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 80.2 ЛК РФ при проведении конкурса конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов в порядке, установленном конкурсной документацией. Рассмотрение и обсуждение конкурсных предложений осуществляются на заседании конкурсной комиссии.
Согласно части 4 статьи 80.2 ЛК РФ при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.
Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины определены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 241 (далее - Правила N 241).
Предприниматель обратился в Управление с жалобой, указав, что конкурсная комиссия Министерства при проведении рассматриваемого конкурса неправомерно произвела перерасчет его конкурсного предложения по критерию N 2 и N 3.
В ходе рассмотрения жалобы Предпринимателя Управлением установлено, что конкурсная комиссия Министерства оценивала конкурсное предложение Предпринимателя без учета стоимости видов продукции, цена реализации которых, по мнению Министерства, превышена, поскольку Предприниматель не представил подтверждение цены реализации единицы продукции по запросу конкурсной комиссии (письмо от 17.02.2021 N исх.-414-70192/21). Вместе с тем, антимонопольный орган установил, что письмо от 17.02.2021 N исх.-414-70192/21, содержащее предложение представить к определенному сроку договоры, подтверждающие цену реализации за единицу продукции, в адрес Предпринимателя надлежащим образом не направлялось.
Рассмотрев жалобу Предпринимателя по существу, Управление признало ее обоснованной, придя к выводу о неправомерности действий конкурсной комиссии Министерства по перерасчету конкурсного предложения Предпринимателя без соответствующего обоснования. Конкурсная комиссия признана нарушившей требования статьи 80.2 ЛК РФ (пункты 1 и 2 решения от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022).
Оспаривая в данной части решение Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 и предписание об устранении нарушений законодательства о торгах от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022, ООО "НижЛесКом" не приводило никакого правового обоснования, а равно обоснования того, каким образом отмена решения Управления в данной части отразится на его правовом положении, не опровергало установленные антимонопольным органом фактические обстоятельства.
Как следует из пояснений Предпринимателя и его заявления об уточнении заявленных требований (т.3 л.д.1), он оспаривает только пункты 2-4 мотивировочной части решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022, и полагает законным пункт 1 названного решения Управления, согласно которому его жалоба признана обоснованной, и пункт 2 этого решения, согласно которому конкурсная комиссия Министерства признана нарушившей требования статьи 80.2 ЛК РФ.
Таким образом, установленные Управлением в решении от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 обстоятельства относительно неправомерности действий конкурсной комиссии Министерства по перерасчету конкурсного предложения Предпринимателя без соответствующего обоснования в нарушение требований статьи 80.2 ЛК РФ не опровергнуты лицами, участвующими в деле.
Поскольку конкурсная комиссия Министерства обоснованно признана нарушившей требования статьи 80.2 ЛК РФ, у Управления имелись основания для выдачи предписания применительно к подпункту "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности пункта 1, пункта 2 (относительно признания конкурсной комиссии Министерства нарушившей требования статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации) и пункта 3 решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022.
Формулировка предписания об устранении нарушений законодательства о торгах от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022, обязывающее Министерство в срок до 20.09.2022 отменить протокол от 04.08.2022 N 4 о результатах конкурса (пункт 1); рассмотреть заявки участников на предмет соответствия их требованиям конкурсной документации с учетом выводов, изложенных в решении (пункт 3); установить новую дату оценки конкурсных предложений участников (пункт 4), произвести оценку конкурсных предложений в порядке и на условиях, действовавших на момент инициации процедуры торгов и подачи заявок участников и установленных в конкурсной документации (пункт 5), не противоречит положениям статьи 80.2 ЛК РФ.
Названное предписание в приведенной части регламентирует совершение действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, выводы относительно которых изложены в пункте 1 мотивировочной части решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022. Кроме того, Управлением в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Предпринимателем указаны разные станки в составе заявки и в конкурсном предложении.
Следует отметить, что пункт 3 предписания от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 в контексте выявленного нарушения соответствует положениям части 4 статьи 80.2 ЛК РФ, в силу которых при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается не только их соответствие требованиям конкурсной документации, но и проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы Предпринимателя, сославшись на положения части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управление пришло к выводам:
1) о том, что Предприниматель в составе своей заявки указал 2 объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры, на которые не представил документы, подтверждающие факт владения и их технические характеристики, в нарушение статьи 80.1 ЛК РФ и Требований N 303;
2) ООО "НижЛесКом" в составе своей заявки представлен технический паспорт на китайском языке без перевода на русский язык в нарушение пункта "б" Требований N 303.
В этой связи Управление признало конкурсную комиссию Министерства нарушившей требования статьи 80.1 ЛК РФ и Требований N 303 (пункт 2 решения Управления от 31.08.2022 N052/01/18.1-2381/2022).
Поскольку данное обстоятельство подлежало рассмотрению и оценке конкурсной комиссией организатора торгов на стадии принятия решения о допуске участника к участию в торгах, Управление в предписании от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 обязало Министерство отменить протокол от 16.02.2021 N 3 допуска участников (пункт 1) и установить новую дату процедуры допуска заявок участников (пункт 2).
Однако, действия Министерства по проведению рассматриваемого открытого конкурса (номер извещения 210820/0168806/02) уже были предметом рассмотрения антимонопольного органа по жалобам ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат", Предпринимателя и ООО "Варнава-Ресурс" о нарушении конкурсной комиссией Министерства порядка проведения торгов.
В жалобе ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" содержались доводы о неправомерном допуске заявки ООО "НижЛесКом" к участию в данном конкурсе ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие у участника торгов объектов и оборудования, необходимых для производства продукции глубокой переработки древесины.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" Управлением ранее принято решение от 16.03.2021 по делу N 052/01/18.1-454/2021, в соответствии с которым антимонопольный орган пришёл к выводу о том, что ООО "НижЛесКом" в составе конкурсной заявки приложены документы, подтверждающие право ООО "НижЛесКом" быть участником рассматриваемых торгов (страница 6 решения от 16.03.2021 по делу N 052/01/18.1-454/2021).
По результатам рассмотрения жалобы Предпринимателя Управлением ранее принято решение от 16.03.2021 по делу N 052/01/18.1-420/2021, согласно которому в ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом анализировалась заявка Предпринимателя и приложенные им документы. Каких-либо нарушений не выявлено в данной части.
При этом, в ходе рассмотрения названных жалоб комиссия Управления на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установила иные нарушения при организации названного конкурса, в связи с чем в адрес Министерства было выданы предписания об отмене протокола от 19.02.2021 N 2, Министерству предписано повторно рассмотреть заявки с учетом выводов Управления, изложенных в решении.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.02.2022 по делу N А43-9319/2021 подтверждена законность решения Управления от 16.03.2021 по делу N 052/01/18.1-454/2021 и соответствующего предписания, а равно законность решеня от 16.03.2021 по делу N 052/01/18.1-420/2021. Судом установлено, что ООО "НижЛесКом" в составе конкурсной заявки приложены документы, подтверждающие наличие у последнего необходимого оборудования и помещений. На арендуемое оборудование ООО "НижЛесКом" представлены паспорта и руководства по эксплуатации (включая автоклав для глубокой пропитки древесины).
Судом по делу N А43-9319/2021 также установлено, что на момент рассмотрения заявок участников конкурсная комиссия Министерства располагала данными об оборудовании, находящемся у Предпринимателя.
Во исполнение выданных предписаний от 16.03.2021 по делам N 052/01/18.1-415/2021, N 052/01/18.1-420/2021 и N 052/01/18.1-454/2021 и вступившего в законную силу судебного акта по делу NА43-9319/2021 Министерство отменило протокол от 19.02.2021 N2 о результатах конкурса и повторно рассмотрело и оценило конкурсные предложения участников торгов, о чем составило протокол от 04.08.2022 N4.
ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" вновь обратилось с жалобой на действия организатора торгов при проведении указанного конкурса, ссылаясь на неправомерный допуск ООО "НижЛесКом" к участию в торгах.
Предприниматель также обратился с жалобой на действия конкурсной комиссии Министерства при проведении рассматриваемого конкурса, указывая на неправомерность перерасчета его конкурсного предложения.
Однако, у Управления отсутствовали основания для пересмотра установленных по делу по делу N А43-9319/2021 обстоятельств, в том числе о соответствии действий конкурсной комиссии Министерства положениям статьи 80.1 ЛК РФ и Требованиям N 303 при допуске участников к участию в спорном конкурсе.
Применение мер публично-правового принуждения со стороны антимонопольного органа должно осуществляться добросовестно, что предполагает недопустимость нарушения принципа стабильности условий хозяйствования и эффективности государственного контроля.
Довод Управления о том, что в решениях от 16.03.2021 по делам N 052/01/18.1-415/2021, N 052/01/18.1-420/2021 и N 052/01/18.1-454/2021 рассмотрена только процедура оценки заявок участников, а иные нарушения, выявленные Управлением в ходе рассмотрения жалоб, также касались исключительно процедуры оценки заявок, не могут быть приняты во внимание, поскольку это утверждение противоречит выводам, изложенным в самих решениях от 16.03.2021 по делам N 052/01/18.1-415/2021, N 052/01/18.1-420/2021 и N 052/01/18.1-454/2021. Из перечисленных решений усматривается, что административным органом проводился анализ заявок как Предпринимателя (страница 7 решения от 16.03.2021 по делу N 052/01/18.1-420/2021), так и ООО "НижЛесКом" (решения Управления от 16.03.2021 по делу N 052/01/18.1-454/2021).
Как выше указано, в силу части 4 статьи 80.2 ЛК РФ при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается не только их соответствие требованиям конкурсной документации, но и проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.
При таких обстоятельствах пункт 2 решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022 в части признания конкурсной комиссии Министерства нарушившей требования статьи 80.1 ЛК РФ и Требований N 303, а также пункт 1 (в части отмены протокола от 16.02.2021 N3 допуска участников) и пункт 2 предписания от 31.08.2022 N052/01/18.1-2381/2022 противоречат положениям Закона о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы заявителей по делу.
В этой связи на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания недействительным пункта 2 (относительно признания конкурсной комиссии Министерства нарушившей требования статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации) и пункта 3 решения Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022, а также признания недействительными пункта 1 (относительно отмены протокола от 04.08.2022 N 4 о результатах конкурса) и пунктов 3, 4, 5 предписания Управления от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2381/2022.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление и Министерство от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 49, 150, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказы индивидуального предпринимателя Анкудинова Сергея Константиновича и общества с ограниченной ответственностью "НижЛесКом" от заявленных требований по делу N А43-28051/2022 в части признания недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31.08.2022 N 052/01/18.1-2384/2022.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2022 по делу N А43-28051/2022 отменить в части признания недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31.08.2022 N052/01/18.1-2384/2022.
В отмененной части производство по делу прекратить.
статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации) и пункта 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31.08.2022 N052/01/18.1-2381/2022, а также признания недействительными пункта 1 (относительно отмены протокола от 04.08.2022 N4 о результатах конкурса) и пунктов 3, 4, 5 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31.08.2022 N052/01/18.1-2381/2022.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "НижЛесКом" и индивидуальному предпринимателю Анкудинову Сергею Константиновичу отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2022 по делу N А43-28051/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28051/2022
Истец: ООО "НИЖЛЕСКОМ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ИП Анкудинов Сергей Константинович, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, ООО "НИЖЕГОРОДСКИЙ ЛЕСОКОМБИНАТ"
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7661/2023
12.09.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1175/2023
20.04.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1175/2023
30.12.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-28051/2022