г. Санкт-Петербург |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А56-10140/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Дмитриевской С.А.
при участии:
от заявителя: Виноградова А.А. по доверенности от 10.05.2023
от заинтересованного лица: Кривцова П.А. по доверенности от 17.01.2023
от 3-го лица: 1) Кособоков А.А. по доверенности от 09.01.2023
2) Кособоков А.А. по доверенности от 28.12.2022
3) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-21446/2023, 13АП-21678/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу, ООО "Пулково Люкс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 по делу N А56-10140/2023, принятое
по заявлению ООО "ПЛГ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга;
2) Правительство Санкт-Петербурга;
3) ООО "Пулково Люкс"
Об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЛГ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, об оспаривании решения Управления антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) N 078/01/15-944/2021 от 29.12.2022 (резолютивная часть оглашена 20.12.2022) и предписания Управления N 078/01/15-944/2021 от 20.12.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга, ООО "Пулково Люкс".
Решением суда от 23.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение поступило две апелляционные жалобы.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы указывает, что применительно к настоящему делу с учетом квалификации признанного нарушения, выразившегося в создании преимущественных условий деятельности ООО "ПЛГ" путем не отмены (не признания утратившим силу) постановления N 309, принятого на основании постановления N 166, признанного судом не соответствующим нормам антимонопольного законодательства в рамках арбитражного дела N А56-14607/2020 и измененного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2021 N 446, а также путем не принятия надлежащих мер по прекращению пользования ООО "ПЛГ", утратившим статус стратегического инвестора, земельным участком, исчисление срока давности должно/может исчисляться с момента выдачи Правительству Санкт-Петербурга предупреждения от 31.01.2020, вступления 23.12.2020 в законную силу судебного акта по арбитражному делу N А56-14607/2020, с момента издания постановления Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2021 N 446. Таким образом полагает, что на дату принятия обжалуемого решения - 29.12.2022 (резолютивная часть оглашена 20.12.2022) срок, предусмотренный статьей 41.1 Закона о защите конкуренции не истек.
ООО "Пулково Люкс" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы ссылается на то, что нахождение земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004163:4729 в аренде у ООО "ПЛГ" для целей реализации стратегического инвестиционного проекта "Строительство сети гостиниц массового сегмента на территории СПб" является незаконным, а постановление Правительства СПб от 28.04.2016 N 309, в соответствии с которым был предоставлен указанный земельный участок в аренду ООО "ПЛГ" без торгов, противоречит действующему законодательству и подлежит отмене (признанию утратившим силу), как исключающее возможность иных инвесторов в конкурентном порядке претендовать на получение указанного земельного участка для целей строительства. Полагает, что вывод Арбитражного суда о том, что УФАС СПб при рассмотрении другого дела N 078/01/15-43/2019 были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части издания и не отмены постановления Правительства СПб N 309 от 28.04.2016 о предоставлении земельного участка ООО "ПЛГ", не основан на доказательствах.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, представители Общества и третьих лиц просили оставить апелляционные жалобы без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
ООО "Пулково Люкс" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалобы рассмотрены в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.12.2022 Управлением рассмотрено дело N 078/01/15-944/2021, возбужденное на основании заявления ООО "Пулково Люкс" по признакам нарушения Правительством Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в создании преимущественных условий доступа ООО "Плаза Лотос Групп" к государственному имуществу - земельному участку путем издания Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N309 "О предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Приморский район, Приморский проспект, участок 83 (восточное пересечения с Яхтенной ул.), которое в совокупности с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 N166 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга" "Строительство сети гостиниц массового сегмента на территории Санкт-Петербурга", принятого с нарушением процедуры присвоения статуса стратегического инвестора, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N742-136 "О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга", а также с нарушением Федерального закона от 28.11.2011 N335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" могло привести к недопущению конкуренции при предоставлении без проведения торгов земельного участка ООО "ПЛАЗА ЛОТОС ТРУП" для строительства.
По итогам рассмотрения дела N 078/01/15-944/2021 Комиссией Управления вынесено решение от 29.12.2022 (резолютивная часть объявлена 20.12.2022) о признании в действиях (бездействии) Правительства Санкт-Петербурга нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), выразившегося в создании преимущественных условий деятельности ООО "ПЛГ" путем не отмены (не признания утратившим силу) постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N309 "О предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Приморский район, Приморский проспект, участок 83 (восточное пересечения с Яхтенной ул.), принятого на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 N166 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга" "Строительство сети гостиниц массового сегмента на территории Санкт-Петербурга", признанного судом не соответствующим нормам антимонопольного законодательства в рамках арбитражного дела NА56-14607/2020 и измененного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2021 N446, а также путем не принятия надлежащих мер по прекращению пользования ООО "ПЛГ", утратившим статус стратегического инвестора, земельным участком, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции на товарном рынке инвестиционно-строительной деятельности (работ, услуг); выдать Правительству Санкт-Петербурга предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство и о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем непринятия мер по возврату имущества - земельного участка.
20.12.2022 Управлением выдано предписание по делу N 078/01/15-944/2021, которым Правительству Санкт-Петербурга в срок до 15.02.2023 предписано отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N309 "О предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Приморский район, Приморский проспект, участок 83 (восточное пересечения с Яхтенной ул.)", прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем принятия надлежащих мер по прекращению пользования ООО "ПЛГ", утратившим статус стратегического инвестора, земельным участком по адресу: Приморский район, Приморский проспект, участок 83 (восточное пересечения с Яхтенной ул.) и возврату земельного участка; об исполнении Предписания сообщить в Управление в Санкт-Петербургское УФ АС России в срок до 20 февраля 2023 года.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено следующее.
Несоблюдение установленного порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства может являться основанием для признания недействительными решения и (или) предписания антимонопольного органа, вынесенных по результатам рассмотрения дела, если допущенные нарушения являлись существенными (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Существенность нарушений оценивается исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны для лица, обратившегося в суд, а также возможного влияния допущенных нарушений на исход дела.
В частности, суд может признать существенным нарушением принятие комиссией решения об установлении в действиях ответчика по делу факта нарушения антимонопольного законодательства в отсутствие ранее выданного заключения об обстоятельствах дела; принятие комиссией решения за сроками давности, определенными статьей 41.1 Закона о защите конкуренции; не уведомление лица о времени и месте рассмотрения дела антимонопольным органом; принятие решения по делу в отсутствие кворума; необеспечение лицам, в отношении которых ведется производство, возможности ознакомиться с материалами дела, в том числе с аналитическим отчетом о состоянии конкуренции на товарном рынке; необеспечение возможности дать объяснения по делу до принятия решения.
Согласно статье 41.1 Закона N 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Аналогичная норма содержится в пункте 3.48 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказам N 339 от 25.05.2012.
При этом из нормы статьи 41.1. Закона о защите конкуренции следует, что применительно к длящимся антимонопольным нарушениям, не прекращенным на момент их обнаружения, срок давности должен исчисляться с момента обнаружения таких правонарушений.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату вынесения оспариваемого решения Управления с момента обнаружения возможного правонарушения прошло более 3 лет, поскольку о нем Управлению стало известно при проведении иных мероприятий государственного контроля, что следует из Предупреждения Управления от 25.12.2018 года, приказа о возбуждении 03.04.2019 дела N 078/01/15-43/2019, Заключения об обстоятельствах по указанному делу от 01.10.2019, Предписания от 06.11.2019 и решения от 20.11.2019 года.
Податели жалоб указывают на то, что вопреки выводам суда первой инстанции, в деле N 078/01/15-43/2019 рассматривались Постановления NN 166, 372, 373, при этом, Постановление N 309 при вынесении решения от 29.12.2022 не рассматривалось.
Судом первой инстанции установлено, что 09.03.2016 принято постановление Правительства Санкт-Петербурга N 166 "О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга "Строительство, сети гостиниц массового сегмента на территории Санкт-Петербурга", согласно которому инвестиционный проект "Строительство сети гостиниц массового сегмента на территории Санкт-Петербурга" признан стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга, а инвестиционное товарищество ООО "Новый век", ООО "Новые территории девелопмент", ООО "Управляющая компания "АУРУМ МЕНЕДЖМЕНТ", ООО "Вечная крепость", ООО "Стайл-Строй", ООО "ПЛАЗА ЛОТОС ГРУПП" (далее - Инвестиционное товарищество) признано стратегическим инвестором Санкт-Петербурга.
В развитие Постановления N 166 принят ряд иных постановлений, наделяющих участников Инвестиционного товарищества правом аренды земельных участков.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 309 от 28.04.2016 "О предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Приморский район, Приморский проспект, участок 83 (восточнее пересечения с Яхтенной ул.") предоставлен земельный участок Обществу. 24.10.2016 между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Обществом заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях и произведена его государственная регистрация.
Постановлениями N 372 и N 373 от 20.05.2016 другому участнику Инвестиционного товарищества, ООО "Новые Территории Девелопмент", предоставлено два земельных участка для строительства гостиницы, находящихся по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей.
Именно в ходе рассмотрения Управлением дел, связанных с Постановлениями N 372 и N 373, антимонопольному органу стало известно о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, послуживших основанием для вынесения обжалуемых в настоящем деле решения и предписания.
Из Предупреждения Управления от 25.12.2018 года, приказ о возбуждении 03.04.2019, Заключения об обстоятельствах по указанному делу от 01.10.2019, Предписания от 06.11.2019 и решения от 20.11.2019 года составленные в рамках дела N 078/01 /15-43/2019 следует, что Управлением проводилась проверка соблюдения Правительством Санкт-Петербурга антимонопольного законодательства при издании Постановления N 166 и постановлений о предоставлении земельных участков для строительства гостиниц.
Управление предупредило Правительство Санкт-Петербурга о необходимости отмены в срок до 15.02.2019 актов - постановления Правительства Санкт-Петербурга N 166, постановлений Правительства Санкт-Петербурга N 372, N 373, принятых с нарушением процедуры присвоения статуса стратегического инвестора.
Кроме того, Управлением 03.04.2019 возбуждено дело N 078/01/15-43/2019, в рамках которого рассматривалось возможное правонарушение антимонопольного законодательства со стороны Правительства Санкт-Петербурга при издании Постановления N 166 и Постановлений о предоставлении земельных участков для строительства. Заключение об обстоятельствах по делу было вынесено 01.10.2019.
По итогам рассмотрения указанного дела принято Решение от 20.11.2019 и вынесено Предписание от 06.11.2019, согласно которому предписано Правительству Санкт-Петербурга отменить и изменить акты, нарушающие антимонопольное законодательство, а именно, внести изменения в Постановление N 166, исключив пункты 2, 3.2, 3.4. и отменить постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016 N 372 и от 20.05.2016 N 373.
Таким образом, несмотря на то, что в ходе государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при издании Постановления N 166 Управлению стали известны все организации, указанные в нем, а отдельные для каждой такой организации постановления о наделении их правами аренды земельных участков своевременно опубликованы, Управление осуществляло реагирование лишь в отношении Постановлений N 372 и N373, а не в отношении Постановления N 309, касающегося Заявителя.
Таким образом, УФАС ранее неоднократно, начиная с 2018 года, были обнаружены возможные признаки правонарушения Правительства Санкт-Петербурга в части издания Постановления N 309 о предоставлении земельного участка ООО "ПлазаЛотосГрупп" с тождественными основаниями предоставления участков остальным компаниям, поименованным в Постановление N 166. Однако какие-либо Предупреждения или Предписания Правительству Санкт-Петербурга касающиеся непосредственно необходимости отмены Постановления N 309 (в отношении ООО "ПлазаЛотосГрупп") Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу не выносились.
Согласно части 4 пункта 3.138 Административного регламента: Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции (истечение трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения).
Таким образом, производство по делу N 078/01/15-944/2021 подлежало прекращению со стороны Управления, поскольку истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Общества в полном объеме.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 мая 2023 года по делу N А56-10140/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу, общества с ограниченной ответственностью "Пулково Люкс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10140/2023
Истец: ООО "ПЛГ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу
Третье лицо: Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, ООО "ПУЛКОВО ЛЮКС", Правительство Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18729/2023
15.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21446/2023
03.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9619/2023
23.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10140/2023
05.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9731/2023