г. Санкт-Петербург |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А56-129695/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Нестеров С.А., Полубехина Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Карпачев Р.О. по доверенности от 03.02.2021
от ответчика (должника): представитель Иневаткина К.Д. по доверенности от 03.05.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25207/2023) общества с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2023 по делу N А56-129695/2022 (судья Бугорская Н.А.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании решения незаконным
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" (ООО "Ветекс Электро", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (Комитет, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в заключении договора на размещение объекта, выраженное в письме N 05-26-43350/22-0-0 от 02.12.2022.
- обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в течение 10 дней с даты вступления в силу решения суда принять решение о заключении с ООО "Ветекс Электро" без проведения аукциона договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи согласно заявлению ООО "Ветекс Электро" N 78-03794/11-22 от 18.11.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить, удовлетворить его требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что, по его мнению, Обществом доказано, а Комитетом не опровергнуто следующее:
1. Не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи на территории зеленых насаждений.
2. Испрашиваемый земельный участок не относится к территории зеленых насаждений.
3. Общество имеет право на заключение договора на размещение антенно-мачтовых сооружений, в т.ч. и на территории зеленых насаждений.
4. Нахождение антенно-мачтового сооружения на испрашиваемом участке в настоящий момент исключает малейшую, даже гипотетическую возможность повреждения зеленых насаждений.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Ветекс Электро" обратилось в Комитет с заявлением о принятии решения о заключении договора на размещение антенной опоры на территории города Санкт-Петербурга от 18.11.2022 N 78-03794/11-22 (вх. N05-26-109654/22-0-0 от 21.11.2022) по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 50 м. северо-западнее д. 35 к.2.
Письмом N 05-26-43550/22-0-0 от 02.12.2022 Комитет отказал ООО "Ветекс Электро" в заключении договора на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
Комитет в оспариваемом отказе сослался на пп. 9 п. 4 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 521-118), в соответствии с которым уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения (в заключении договора) в случае, если размещение объекта на земельном участке и(или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Как указано Комитетом, использование земельного участка в заявленных целях (размещение антенно-мачтового сооружения связи) нарушает режим использования территории зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), установленный Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге".
По мнению ООО "Ветекс Электро", размещение антенно-мачтового сооружения связи не окажет негативного воздействия на территории зеленых насаждений и не нарушит возможность использования указанной территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. Также, размещение антенно-мачтового сооружения связи не нарушит ни один из запретов, установленных пунктом 3 Правил охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования, утверждённых постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8.
Кроме того, Заявитель указал, что на основании решения Комитета от 15.01.2021 N 7-ИЗУ/Д между Комитетом и Обществом ранее был заключён договор от 02.02.2021 N 13/ЗР-00007/2021 на размещение за плату объекта антенно-мачтовое сооружение связи (опоры) по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 50 м. северо-западнее д. 35 к.2.
14.06.2022 в адрес Общества Комитетом было направлено требование об освобождении участка в связи с односторонним отказом от исполнения Договора.
В настоящий момент по вышеуказанному адресу антенно-мачтовое сооружение фактически расположено.
Ссылаясь на то, что решение заинтересованного лица является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение подлежит отмене ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом Санкт-Петербурга N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила).
Согласно статье 2 данного Закона Санкт-Петербурга N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона Санкт-Петербурга N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена.
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
Таким образом, приведенными положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, являющихся движимым имуществом, на территории зеленых насаждений, а доказательства в подтверждение того, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на испрашиваемой территории на указанных в заявлении условиях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования указанных территорий для экологических, санитарногигиенических и рекреационных целей, Комитетом вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Указанный вывод подтверждается и сложившейся судебной практикой (дело N А56-20696/2021, дело N А56-71851/2021, дело N А56-71851/2021, дело N А56-72789/2022, дело N А56-71851/2021).
Вывод о допустимости размещения антенно-мачтового сооружения на испрашиваемом земельном участке подтверждается тем, что между Обществом и Комитетом уже ранее был заключён договор от 02.02.2021 N 13/ЗР-00007/2021 на размещение за плату объекта антенно-мачтовое сооружение связи (опоры) на территории города Санкт-Петербурга в кадастровом квартале 78:12:0006302 вблизи дома 33 корпус 2 литера Б по улице Крыленко (Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 50 м. северо-западнее д. 35 к.2) в отношении испрашиваемого в настоящий момент земельного участка.
Все доводы заинтересованного лица об уничтожении в случае предоставления Обществу спорных участков зеленых насаждений на всей площади испрашиваемых участков, носят предположительный характер и материалами дела не подтверждены, поскольку в настоящий момент указанное антенно-мачтовое сооружение связи размещено на спорном земельном участке.
Кроме того, находящийся вблизи дома 33 корпус 2 литера Б по улице Крыленко (Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 50 м. северо-западнее д. 35 к.2) не расположен на территории зеленых насаждений, т.к. в соответствии с Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 28.09.2021 N 291-р "Об утверждении перечня территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), на 2022 год" и от 25.10.2022 N 415-р "Об утверждении перечня территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), на 2023 год" территория зеленых насаждений по пр. Большевиков установлена в следующий границах:
четная сторона: д.2 газоны от плиточного мощения до тротуара; от д.2 до ул. Подвойского от проезжей части до местного проезда; от ул. Подвойского до д.10 от проезжей части до тротуара; вдоль границ парка Есенина до местного проезда у д.18; от ул. Дыбенко до ул. Крыленко от проезжей части до тротуара; газон у д.24 от проезжей части до тротуара; у д.26 от проезжей части до тротуара и от тротуара до местного проезда; у д.30 от местного проезда до асфальтной дорожки; газон у д.32 от проезжей части до пешеходной дорожки; газон у д.38 от проезжей части до тротуара; от ул. Народная до Октябрьской наб. от проезжей части до тротуара; разделительные газоны от ул. Народная до Октябрьской наб. (строка N 8 Перечня (Невский район));
нечетная сторона: от д.1 до ул. Антонова-Овсеенко от проезжей части до местного проезда; газоны от д.15 до д.17 от проезжей части до местного проезда; газон у д.19 от проезжей части до тротуара; от ул. Дыбенко до ул. Тельмана от проезжей части до местного проезда; газон от ул. Тельмана до д.51 по ул. Тельмана; от ул. Новосёлова до выезда из АЗС; газоны от д.57 до д.67, корп.1 от проезжей части до местного проезда; газон от местного проезда до Дальневосточного пр. от проезжей части до тротуара; от д.75, корп.1 по пр. Большевиков до д.100, корп.2 по Октябрьской наб. от проезжей части до тротуара (строка N 8 Перечня (Невский район));
а территория зеленых насаждений по ул. Крыленко установлена в следующий границах:
нечетная сторона: от Октябрьской наб. до д.39 по ул. Крыленко от проезжей части до тротуара; от пр. Большевиков до Якутской ул.; от ул. Якутской до местного проезда от проезжей части до тротуара (строка N 33 Перечня (Невский район));
четная сторона: от д.4 до Дальневосточного пр. от проезжей части до тротуара; от Дальневосточного пр. до пр. Большевиков вдоль границ бульвара б/н на ул. Крыленко (строка N 33 Перечня (Невский район)).
Суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы Комитета, положенные судом первой инстанции в обоснование оспариваемого решения, связанные с тем, что расстояние от испрашиваемого участка до здания школы по адресу: улица Крыленко, дом 33, корпус 2, литера Б составляет около 46 м и жилого здания по адресу: Санкт-Петербург, проспект Большевиков, дом 35, корпус 2, литера К составляет около 47 м.
По мнению Комитета, в данном случае обществом будут нарушены требования СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи", поскольку согласно указанному ату размещение антенн базовых станций сотовой связи как на отдельно стоящих опорах, так и на крышах жилых, общественных и других зданий допускается только при отсутствии превышений предельно допустимых уровней электромагнитных полей на территории жилой застройки и внутри жилых помещений.
Однако доказательств нарушения требований СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи" со стороны общества Комитетом не представлено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции также указал, что истцом не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка. Однако указанные обстоятельства не были основанием для отказа Комитета и также ссылки на них не были представлены в виде возражений при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Доводы подателя жалобы о том, что Обществом не доказана необходимость предоставления ему для размещения спорного антенно-мачтового сооружения земельного участка испрашиваемой площади также отклоняются апелляционным судом.
Так, в пункте 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 установлено, что Правительство Санкт-Петербурга устанавливает предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков для размещения отдельных видов объектов, а также случаи, когда предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков в целях размещения отдельных видов объектов не устанавливаются.
В соответствии с пунктом 11 перечня утвержденного Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 29.12.2021 N 119-р "Об установлении предельных размеров земельных участков для размещения отдельных видов объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300", минимальная и максимальная площадь не устанавливается для линии связи, линейно-кабельных сооружения связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Объективные и бесспорные доказательства того, площадь испрашиваемого земельного участка, равная 14 кв. м, является избыточной для размещения антенно-мачтового сооружения, принимая во внимания, что законодательно не введено каких-либо ограничений, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, Комитетом не исполнена возложенная на него обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону.
Ввиду изложенного, оспариваемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2023 по делу N А56-129695/2022 отменить, принять новый судебный акт.
Признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в заключении договора на размещение объекта, выраженное в письме N 05-26-43350/22-0-0 от 02.12.2022.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в течение 10 дней с даты вступления в силу постановления суда принять решение о заключении с обществом с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" без проведения аукциона договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи согласно заявлению ООО "Ветекс Электро" N 78-03794/11-22 от 18.11.2022.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ветекс Электро" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб., расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000,00 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-129695/2022
Истец: ООО "Ветекс Электро"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21825/2023
15.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25207/2023
07.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-129695/2022