г. Санкт-Петербург |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А56-17372/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей А.Б. Семеновой, Н.А. Мильгевской,
при ведении протокола судебного заседания: В.Э. Макашевым,
при участии:
от заявителя: О.О. Горбачевская, доверенность от 01.06.2023;
от заинтересованного лица: О.Р. Азизова, доверенность от 09.01.2023;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18957/2023) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2023 по делу N А56-17372/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N1 Московского района" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо - Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга,
третье лицо - публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее также - заинтересованное лицо, Инспекция) от 09.02.2023 по делу об административном правонарушении N73/23, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ПАО "ТГК-1").
Решением арбитражного суда от 26.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Вынесенное решение обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта, податель жалобы просит признать незаконным спорное постановление Инспекции от 09.02.2023 N 73/23.
Податель жалобы, в том числе обращает внимание на то, что в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности границей балансовой принадлежности Общества является наружная стенка ТК-24 на р/с Орджоникидзе со стороны дома 2, корпус 1, ул.Пулковская, г.Санкт-Петербург.
Расчеты нормативных потерь от участка тепловой сети объектов теплоснабжения расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул.Пулковская, дом 2, корпус 1 осуществляет ресурсоснабжающая организация ПАО "ТГК-1", на основании акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, и отображает в ежемесячных счетах Обществу.
Основанием для начисления собственнику жилого помещения N 313, дома 2 корпус 1, ул. Пулковская, г.Санкт-Петербург по строке "Отопление" ("Изменение размера платы) является именно выставленные в адрес Общества и оплаченные заявителем счета - фактуры ресурсоснабжающей организацией ПАО "ПТК-1" (тепловые потери).
По мнению Общества, также имеются основания для применения в рассматриваемой ситуации правил статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
В отзыве на жалобу ПАО "ПТК-1" указывает, что правомерно производило начисления Обществу за тепловые потери, поскольку, согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, на балансе Общества находятся внутридомовые тепловые сети от границы раздела балансовой принадлежности до места установки прибора учета.
Инспекция в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, в обоснование своих доводов ссылается на то, что решения о начислении платы за тепловые потери собственниками помещений МКД не принималось.
Заинтересованное лицо в обоснование своей позиции также дополнительно сослалось на судебную практику.
Определением заместителя председателя суда от 13.09.2023 в составе суда, рассматривающего настоящее дело, судья Л.В. Зотеева заменена на судью А.Б. Семенову.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, на момент проверки 19.01.2023, проведенной ведущим специалистом - государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга Отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги на основании Решения о проведении документарной проверки N 12/1/23-К-р от 10.01.2023 по адресу:
Санкт-Петербург, Пулковская ул., дом 2, корпус 1 (далее также - МКД) выявлены нарушения, а именно: между собственниками помещений МКД и ПАО "ТГК-1" с 01.12.2021 заключены прямые договоры горячего водоснабжения и отопления, таким образом, с декабря 2021 исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению является ПАО "ТГК-1".
МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, состоящем из 2-х узлов (далее - УУТЭ), а именно: секция 1-2 (N 6007), секция 3-4 (N 3707).
Исходя из отчетов по теплопотреблению, предоставленных ПАО "ТГК-1", в МКД потреблено следующее количество ТЭ: ноябрь 2022: N 6007 - 298,834 Гкал, N 3707 - 365,866 Гкал; декабрь 2022: N 6007 - 422.922 Гкал, N 3707 - 494.193 Гкал.
В платежных документах, предоставленных ПАО "ТГК-1", расчет платы за отопление собственникам помещений МКД, в частности кв.313, в указанные периоды рассчитывался, учитывая указанный объем ТЭ (ноябрь 2022 - 664,7 Гкал, декабрь 2022 -917.115 Гкал).
Таким образом, ПАО "ТГК-1" при выставлении начислений по отоплению было учтено полное количество ТЭ, зафиксированное общедомовым прибором учета МКД.
При этом, на основании письменных пояснений Общества, а также исходя из предоставленных платежных документов АО "ВЦКП "Жилищное хозяйство" за ноябрь, декабрь 2022 по лицевому счету квартиры N 313, Инспекцией выявлены дополнительные начисления со стороны Общества по статье "отопление", которые являются согласно пояснениям Общества тепловыми потерями.
Вместе с тем, отдельного решения о начислении платы за тепловые потери собственниками помещений МКД не принималось.
Учитывая изложенное, Обществом при начислении платы за отопление по лицевому счету квартиры N 313 за период ноябрь - декабрь 2022 нарушена часть 7.5 статьи 155 ЖК РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте документарной проверки с приложением материалов проверки от 19.01.2023 N 12/1/23-К-р.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 27.01.23 N 12/1/23-Р.
Постановлением от 09.02.2023 по делу об административном правонарушении N 73/23 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как следует из части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в данном случае собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пулковская, дом 2, корпус 1 на основании договора управления многоквартирным домом и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 03.04.2015 N 78-000029.
Таким образом, Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания указанной нормы следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, между собственниками помещений МКД и ПАО "ТГК-1" с 01.12.2021 заключены прямые договоры горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, с декабря 2021 года исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению является ПАО "ТГК-1".
Перечень коммунальных услуг установлен частью 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Данной норме корреспондирует пункт 4 Правил N 354.
При этом, исполнителем коммунальной услуги по отоплению является ПАО "ТГК-1", соответственно выставляющее счета на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений МКД.
Согласно части 9.2. статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил N 491, истинное определение порядка распределения объема коммунального ресурса на общедомовые нужды собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (более слабой стороны в отношениях, возникающих с управляющими организациями - профессиональными участниками рынка управления многоквартирными домами) должно быть прямо выражено путем принятия отдельного решения по указанному вопросу в связи с его особой значимостью для них.
Собственниками помещений в многоквартирном доме должно быть принято конкретное решение по вопросу определения порядка распределения объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, формулировка которого должна соответствовать действующему законодательству, освобождающему исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате ресурсоснабжающей организации разницы между фактическим и нормативным объемом коммунальной услуги, предоставленной на обще домовые нужды. Принимая такое решение, собственники должны понимать, что они добровольно и осознанно принимают указанные расходы на себя.
Таким образом, объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (исполнитель коммунальной услуги), оплачивает за счет собственных средств, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не приняли иное решение.
Вместе с тем, доказательств принятия собственниками помещений в МКД отдельного решения о начислении платы за тепловые потери, распределении сверхнормативного потребления в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ материалы дела не содержат.
Материалами дела, в том числе актом документарной проверки с приложением материалов проверки от 1.01.2023 N 12/1/23-К-р и протоколом об административном правонарушении, подтверждается факт совершения Обществом вмененного правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ
Арбитражным судом также не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, принимая во внимание, что совершенное Обществом правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере, а также учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения правил статьи 2.9 КоАП РФ и признания рассматриваемого правонарушения малозначительным.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, административное наказание назначено Инспекцией в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
При назначении наказания административный орган руководствовался правилами глав 3 и 4 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, и отклонены за необоснованностью, как не опровергающие обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и по существу влияющие на правильность принятого решения.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции само по себе не является основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2023 по делу N А56-17372/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17372/2023
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 1 МОСКОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"