г. Владимир |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А43-4121/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.А. рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2023 по делу N А43-4121/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Княгининский Стройгаз" (ИНН 5217003648) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30.01.2023 N 052/04/9.21-2793/2021 о привлечении к административной ответственности, без вызова сторон и ведения протокола судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Княгининский Стройгаз" (далее - заявитель, ООО "Княгининский Стройгаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 30.01.2023 N 052/04/9.21-2793/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Корягина Елена Константиновна (далее - Корягина Е.К.).
Определением от 22.02.2023 арбитражный суд принял исковое заявление к производству, и назначил к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В установленный судом срок Управление представило в материалы дела отзыв на заявление.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2023 (резолютивная часть решения от 12.05.2023) заявленное требование удовлетворено, и оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Административный орган настаивает на том, что материалы дела подтверждают наличие в действиях ООО "Княгининский Стройгаз" события и состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Установлено по делу, в Управление поступило обращение Корягиной Е.К. на действия ООО "Княгининский Стройгаз", связанные с необоснованным отказом в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, 13.12.2022 уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении ООО "Княгининский Стройгаз" протокол N 052/04/9.21-2793/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
30.01.2023 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление N 052/04/9.21-2793/2022 о привлечении ООО "Княгининский Стройгаз" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не доказал наличие оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
С 18.10.2021 порядок подключения к сетям газораспределения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547).
Согласно пункту 1 Правил N 1547 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (далее - объект капитального строительства).
Пунктом 2 Правил N 1547 определены следующие понятия:
"заявитель" - юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, намеренные осуществить или осуществляющие строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство сети газораспределения или реконструкцию существующей сети газораспределения, принадлежащей ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве;
"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
"основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления;
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 1547 подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации. В случае, если подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства осуществляется к сети газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, либо к сети основного абонента, которая технологически связана с сетью газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, то договор о подключении заключается между заявителем и региональным оператором газификации (исполнителем).
В силу пункта 10 Правил N 1547 для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении в офис исполнителя, либо через личный кабинет заявителя на сайте Единого или регионального оператора газификации, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через региональный портал государственных и муниципальных услуг при наличии технической возможности приема соответствующих заявок.
Единый оператор газификации, региональный оператор газификации и исполнитель обязаны обеспечить принятие в электронном виде заявок о подключении и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок о подключении юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны исполнителя договора о подключении и технических условий, дате заключения договора о подключении, ходе выполнения исполнителем технических условий, фактическом присоединении, а также о составлении и подписании акта о готовности, о составлении и подписании акта о подключении (технологическом присоединении), на своем официальном сайте без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств.
Согласно пункту 21 Правил N 1547 единый оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации такой заявки (за исключением случая, предусмотренного пунктом 21(1) настоящих Правил) направляет заявителю уведомление о принятии в работу заявки через многофункциональный центр, личный кабинет заявителя на официальном сайте единого оператора газификации, посредством единого портала, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения.
Согласно пункту 21 (1) Правил N 1547 в случае, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько газораспределительных организаций, исполнителем по договору о подключении является газораспределительная организация, чьи сети газораспределения расположены на наименьшем расстоянии, измеряемом по прямой линии (наименьшее расстояние) от границ земельных участков, на которых располагаются (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя, к которым планируется подключение (технологическое присоединение).
В целях определения исполнителя единый оператор газификации или региональный оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации такой заявки направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), уполномоченный на утверждение программы газификации, запрос об определении исполнителя для направления ему полученной заявки о подключении.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган публичной власти федеральной территории), уполномоченный на разработку программы газификации, в течение 2 рабочих дней со дня поступления обращения единого оператора газификации или регионального оператора газификации направляет сведения об исполнителе, чьи сети газораспределения расположены на наименьшем расстоянии, измеряемом по прямой линии (наименьшее расстояние) от границ земельных участков, на которых располагаются (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя, к которым планируется подключение (технологическое присоединение).
Привлекая Общество к административной ответственности, Управление посчитало, что Общество нарушило пункты 28, 120 Правил N 1547.
Согласно пункту 22 Правил N 1547 в случае направления заявителем заявки о подключении посредством личного кабинета заявителя на официальном сайте исполнителя или посредством регионального портала такая заявка принимается и рассматривается исполнителем.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1547 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3 экземплярах в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 Правил, а также для случая подключения в рамках раздела VII Правил.
Пункт 29 Правил N 1547 предусматривает, что основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган.
В силу пункта 30 Правил N 1547 исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на дату подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанную дату не утратившие силу, и которые на дату рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
В силу пункта 48 Правил N 1547 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган.
Разделом VII Правил N 1547 предусмотрены особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации.
В соответствии с пунктом 119 данного раздела Правил N 1547 в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 7 (далее - заявка о догазификации).
В соответствии с пунктом 120 Правил N 1547 основаниями для направления уведомления о невозможности заключения договора в рамках догазификации являются отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя либо объект капитального строительства, в котором размещены фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории либо котельная, предназначенная для отопления и горячего водоснабжения объектов капитального строительства, в которых располагаются государственные или муниципальные общеобразовательные организации и (или) дошкольные образовательные организации и (или) медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
В иных случаях отказ в заключении договора в рамках догазификации не допускается.
В Нижегородской области уполномоченным лицом Единого оператора газификации ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" организован прием заявок о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
30.11.2021 в адрес ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" поступила заявка Корягиной Е.К. на технологическое присоединение объекта капитального строительства расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Рассветная, д.25В, которая перенаправлена для исполнения в ООО "Княгининский Стройгаз".
ООО "Княгининский Стройгаз" направило Корягиной Е.К. письмо от 22.03.2022 N 141, в котором сообщило об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к газораспределительным сетям.
В результате технического сбоя заявка от 30.11.2021 N 52-01-0004026 была аннулирована технической поддержкой Портала Единого оператора газификации 05.04.2022, а впоследствии - и оператором ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", соответственно, 23.08.2022 была сформирована новая заявка, которая вновь направлена в ООО "Княгининский Стройгаз".
Письмом от 15.09.2022 N 380 ООО "Княгининский Стройгаз" вновь отказало в заключении договора о подключении по причине отсутствия технической возможности.
Административный орган посчитал, что такие действия Общества образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество, являясь по отношению к объекту Корягиной Е.К. газораспределительной организацией, обязано заключить договор о технологическом присоединении в рамках догазификации.
Между тем, суд установил, что Советский районный суд г.Нижнего Новгорода рассмотрел коллективное исковое заявление граждан к ПК ТИЗ "Новое Покровское" и ООО "Княгининский Стройгаз" о понуждении к заключению договора на подключение (технологическое присоединение) жилых домов, и устранению препятствий в пользовании (дело N 2-49/2022).
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 11.04.2022 по делу N 2-49/2022 установлены обстоятельства, которые суд первой инстанции правомерно принял во внимание при рассмотрении настоящего дела:
потребительский кооператив ТИЗ "Новое Покровское" (далее- ПК ТИЗ "Новое Покровское") является собственником газопровода низкого и среднего давления с кадастровым номером 52:18:0000000:14549 и газопровода низкого давления с кадастровым номером 52:00:0000000:245, построенного в 2008 году, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с договорами аренды сетей газоснабжения от 04.12.2018 N 8А и от 04.12.2018 N 7А, заключенными между ПК ТИЗ "Новое Покровское" (арендодатель) и Обществом (арендатор), арендодатель предоставил, а арендатор принял за договорную плату во временное владение и пользование для транспортировки газа вышеобозначенные распределительные газопроводы высокого и низкого давлений жилой застройки (225 жилых дома).
Между ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" и ООО "Княгининский Стройгаз" заключен договор на оказание услуг по транспортировке газа населению в транзитном потоке.
Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 12.11.2020 N 43/10 Обществу установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Общества (период действия с 01.01.2021 по 31.12.2021). Таким образом, ООО "Княгининский Стройгаз" является газораспределительной организацией (далее - ГРО) на сетях газораспределения, проложенных в районе принадлежащего ПК ТИЗ "Новое Покровское" участка.
ПК ТИЗ "Новое Покровское" является действующим юридическим лицом, объединением граждан, осуществляющим свою деятельность на основании Устава в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.
Решением общего собрания кооператива утверждены Правила пользования объектами общей инфраструктуры.
В соответствии с п. 3.1.-3.3 указанных Правил член ПК ТИЗ "Новое Покровское" с правом решающего голоса имеет право на подключения к линии газоснабжения только одной точки подключения. По заявлению члена кооператив выдает разрешение на подключение. Данная точка подключения и разрешение предоставляются только в случае полной оплаты паевого взноса в соответствии Положением о взносах кооператива. Разрешение на подключение к газопроводу кооператива предоставляется после полной оплаты обязательного паевого взноса (ОПВ). В случае оплаты обязательного паевого взноса в рассрочку, член ПК ТИЗ "Новое Покровское" не вправе использовать сети газоснабжения кооператива до момента внесения последнего платежа. Технические условия на подключение к сетям газоснабжения не предоставляются до полной оплаты ОПВ.
При несоблюдении графика оплаты ОПВ кооператив вправе отказать в предоставлении временного подключения к ЛЭП и запретить пользоваться объектами общей инфраструктуры кооператива.
Для не членов ПК ТИЗ "Новое Покровское" подключение к газу не предоставляется (пункт 3.3).
Также решением общего собрания кооператива утверждено Положение о взносах, в соответствии с которым разрешение на подключение к газопроводу кооператива предоставляется после полной оплаты обязательного паевого взноса (пункты 3.1 и 3.2).
Истцы не обращались в ПК ТИЗ "Новое Покровское" с заявлениями о вступлении в его члены, не оплачивали обязательные взносы при вступлении в кооператив, на момент строительства линии газопровода истцы также не являлись членами кооператива, денежные средства на строительство газопровода не оплачивали.
Как следует из Устава ПК ТИЗ "Новое Покровское", кооператив имеет обособленное имущество (в т.ч. ограждения, инженерные коммуникации, оборудование, дороги, инвентарь и т.д.), отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности (пункт 1.9). Для осуществления своей деятельности кооператив формирует фонды, составляющие имущество кооператива, виды размеры, порядок их формирования и использования устанавливаются уставом и общим собранием членов кооператива (пункт 6.5.2). Неделимый фонд кооператива образуют, в том числе социально-бытовая инфраструктура общего пользования, приобретенная (созданная) на общие средства всех членов кооператива (пункт 6.7.1.1). Неделимый фонд кооператива является совместной собственностью всех членов кооператива без определения долей и выделу не подлежит (пункт 6.7.2).
Требование ПК ТИЗ "Новое Покровское" о вступлении в члены кооператива и уплате обязательного паевого взноса как необходимых условий для подключения к сетям газопотребления и (или) газораспределения обусловлено решением общего собрания членов кооператива, которое в установленном порядке не оспорено, и не признано недействительным.
ПК ТИЗ "Новое Покровское" не является садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, которое не вправе отказать гражданину, ведущему садоводство или огородничество на земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в даче согласия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, принадлежащего такому гражданину, к сети газораспределения и (или) газопотребления, являющейся имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а потому на него не может быть возложена безусловная обязанность дать свое согласие на технологическое присоединение объекта истцов к газораспределительной системе.
Газопровод является общей совместной собственностью всех членов кооператива, а членами кооператива могут быть граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, дома и домовладения, расположенные на территории кооператива (пункт 4.2 Устава).
При установленных обстоятельствах в их совокупности суд пришел к выводу о том, что из представленных в материалы дела N 2-2487/2021 доказательств не следует возможность технологического присоединения объектов ИЖС истцов (в том числе Корягиной Е.К.) к газопроводу исключительно через газораспределительную сеть ПК ТИЗ "Новое Покровское".
С учетом правоположений Правил N 1547, подключение жилых домов к сетям основного абонента ПК ТИЗ "Новое Покровское" возможно без его согласия только в случае, если это является единственно возможным способом газификации.
Однако согласно данным сайта Единого оператора газификации на улицах ПК ТИЗ "Новое Покровское", в границах которого располагаются принадлежащие истцам (в том числе Корягиной Е.К.) земельные участки, имеются сети таких газораспределительных организаций как ООО "ГазСервисРаспределение", ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", к которым можно подключить объекты капитального строительства.
Статья 13 Гражданского процессуального кодекса РФ указывает, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае отказ Общества в заключении договора не противоречит пунктам 28, 120 и другим пунктам Правил N 1547, не выходит за пределы осуществления гражданских прав, соответственно, не образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 24.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим назначение административного наказания.
Проверив процедуру проведения проверки в отношении ООО "Княгининский Стройгаз", суд не установил существенных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому заключению о том, что постановление Управления от 30.01.2023 N 052/04/9.21-2793/2021 о привлечении ООО "Княгининский Стройгаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным и обоснованным.
Арбитражный суд Нижегородской области правомерно удовлетворил требование Общества.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Одновременно судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Изложенная в апелляционной жалобе позиция Управления фактически сводится к несогласию с произведенной судом первой инстанции оценкой установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку они не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.06.2023 по делу N А43-4121/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.А.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4121/2023
Истец: ООО "КНЯГИНИНСКИЙ СТРОЙГАЗ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Корягина Елена Константиновна
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4478/2023
25.01.2024 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-4121/2023
14.09.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4478/2023
01.06.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-4121/2023