г. Вологда |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А13-1972/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" Кудревановой К.М. по доверенности от 11.09.2020, от общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" Онищук Н.А. по доверенности от 24.08.2022, от муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" Красильниковой Е.В. по доверенности от 09.01.2023, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Сучкова О.Н. по доверенности от 26.09.2022, от Прокуратуры Вологодской области Трапезниковой Ю.А. по доверенности от 11.07.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Магистраль", общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" и муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 июня 2023 года по делу N А13-1972/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магистраль" (ОГРН 1103525014449, ИНН 3525248053; адрес: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 32, офис 27; далее - ООО "Магистраль"), общество с ограниченной ответственностью "Дорсервис" (ОГРН 1153525044320, ИНН 3525363835; адрес: 160031, Вологодская область, город Вологда, улица Хлюстова, дом 18В, кабинет 305; далее - ООО "Дорсервис") и муниципальное казенное учреждение "Служба городского хозяйства" (ОГРН 1183525035792, ИНН 3525432133; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 15; далее - учреждение) обратились в Арбитражный суд Вологодской области с заявлениями о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - управление) от 26.01.2023 по делу N 035/01/16-211/2022.
Соответствующие дела N А13-1972/2023, А13-2422/2023, А13-2106/2023 определением Арбитражного суда Вологодской области от 11.04.2023 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А13-1972/2023.
К участию в деле привлечена Прокуратура Вологодской области (ОГРН 1033500042696, ИНН 3525044123; адрес: 160035, город Вологда, улица Пушкинская, дом 17).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 09 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано, ООО "Магистраль" и ООО "Дорсервис" из федерального бюджета возвращено по 2 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
ООО "Магистраль" с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значении для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, нарушение норм процессуального права. Указывает на отсутствие наступления последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов вследствие действий заявителей.
ООО "Дорсервис" с решением суда также не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное изучение материалов дела, отсутствие оценки каждому имеющемуся доказательству. Указывает на недоказанность факта наступления последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранения с него хозяйствующих субъектов.
Учреждение также не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнения от 17.08.2023), в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, нарушение норм материального права, отсутствие оценки доводов учреждения.
Представители ООО "Магистраль", ООО "Дорсервис" и учреждения в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционных жалоб.
Управление в отзыве на апелляционные жалобы и представитель управления в судебном заседании с изложенными в жалобах доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Прокуратурой отзыв на жалобу не представлен, представитель прокуратуры в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, поддержал выводы обжалуемого судебного акта.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, 31.03.2022 в управление из Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Вологодской области поступили материалы уголовного дела N 12102190030062144, в которых управлением усмотрены признаки нарушения учреждением, ООО "Магистраль" и "Дорсервис" антимонопольного законодательства (пунктов 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ)).
По выявленным признакам нарушений управлением вынесен приказ от 29.04.2022 N 45 о возбуждении дела N 035/01/16-211/2022 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения данного дела управлением принято решение от 26.01.2023, которым учреждение, ООО "Магистраль", "Дорсервис" признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с данным решением, заявители обратились в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Закон N 135-ФЗ, согласно части 1 статьи 1, определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В силу статьи 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа государственной власти субъекта Российской Федерации как не соответствующих статье 16 Закона N 135-ФЗ необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
Пунктом 18 статьи 4 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что для целей соответствующего правового регулирования под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В данном случае управлением установлено, что основанием возбуждения Следственным управлением Следственного Комитета Российской Федерации по Вологодской области уголовного дела N 12102190030062144 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, послужили материалы оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) УФСБ России по Вологодской области, установившие факты разработки и изготовления проектно-сметной документации (далее - ПСД, сметы) на осуществление ремонтных работ дорог общего пользования и внутридворовых территории муниципального образования "Город Вологда" в интересах ООО "Магистраль", "Дорсервис", последующей передачи этой документации учреждению для организации и проведения закупок и заключения муниципальных контрактов с ООО "Магистраль" и "Дорсервис".
Материалы ОРД свидетельствуют о систематической реализации должностными лицами учреждения (Смирнов В.Н.), ООО "Магистраль" (Волков П.В., Широпаев А.М.), ООО "Дорсервис" (Федотов Д.А.) противоправной схемы по подготовке ПСД в целях заключения муниципальных контрактов на выполнение вышеназванных работ. Передача ПСД осуществлялась посредством пересылки на электронные почтовые адреса ООО "Магистраль", "Дорсервис", учреждения, а также путем незаконных указаний руководителя учреждения Смирновым В.Н. своим подчиненным о направлении ПСД ООО "Магистраль" и "Дорсервис" в целях корректировки/переработки смет под интересы указанных хозяйствующих субъектов и предоставления коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
В рамках ОРД (постановление о предоставлении результатов ОРД органу дознания, следователю или суд от 25.06.2021, протокол осмотра предметов (документов) от 10.11.2021 и иные материалы ОРД) установлено, что Волков П.В. (ООО "Магистраль") организовал схему заключения муниципальных контрактов путем регистрации номинальных индивидуальных предпринимателей Белоусова Ф.А. и Скороходова К.С., которые фактически не осуществляли самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, но подавали коммерческие предложения в адрес учреждения для формирования НМЦК.
Согласно протоколу осмотра предметов (документов) от 10.11.2021 ведется электронная переписка должностных лиц заявителей, которая свидетельствует о том, что учреждением, ООО "Магистраль" и "Дорсервис" ведется систематический обмен информацией (документами), редактирование смет и их проектов, согласование стоимости на отдельные позиции смет (например, на стоимость асфальта), направление коммерческих предложений и их корректировка, в том числе от имени индивидуального предпринимателя Скороходова К.С., ООО "Дорсервис" ( dorservis_4@mail.ru). Зафиксированы факты переписки по вопросам редактирования смет и их проектов, согласования стоимости на отдельные позиции смет, направления коммерческих предложений и их корректировка до проведения закупок и заключения муниципальных контрактов от 10.04.2020 N 82, от 03.03.2020 N 48, от 03.03.2020 N 49, от 30.03.2020 N 73, от 17.07.2020 N 133.
В ходе допроса свидетель Ковчина Н.В. (инженер-сметчик учреждения, работает на указанной должности с 10.01.2019 по настоящее время (на 22.10.2021)) подтвердила факты переписка с ООО "Магистраль" (с адресатом электронной почты "Волков Павел") и ООО "Дорсервис" (с адресатом электронной почты "Федотов Дмитрий") по вопросам обмена информацией (документами) по планируемым закупкам, по согласованию и корректировки смет, стоимости отдельных позиций смет, получения необходимых коммерческих предложений (протокол допроса от 22.10.2021).
Свидетель Дудорова И.Н. (инженер-сметчик ООО "ДомСтрой" с 2013 года, учредителем ООО "ДомСтрой" является Волков П.В.) указала на то, что Волков П.В. как учредитель ООО "ДомСтрой" давал ей указания/поручения по проверке и корректировке смет для учреждения. Дудорова И.Н. по поручению Волкова П.В. передавала откорректированные сметы сотрудникам учреждения. В дальнейшем откорректированные сметы входили в состав закупочной документации на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных в городе Вологде, и по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде. По результатам проведенных закупок заключались муниципальные контракты с ООО "Магистраль" (протокол допроса от 19.11.2021).
Свидетель Солодянкина Г.А. (инженер-сметчик ООО "Дорсервис4", ООО "Магистраль" (по совместительству)) при допросе указала, что ООО "Дорсервис4" и "Магистраль" находятся по одному адресу (г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 32). Волков П.В., Широпаев А.М. (ООО "Магистраль") и Скороходов К.С. (ООО "Дорсервис4") давали ей указания/поручения про проверке и корректировке смет для учреждения. Солодянкина Г.А. по поручению указанных лиц передавала откорректированные сметы сотрудникам учреждения. В дальнейшем откорректированные сметы входили в состав закупочной документации на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных в городе Вологде, и по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде. По результатам проведенных закупок заключались муниципальные контракты с ООО "Магистраль" (протокол допроса от 19.11.2021).
Свидетель Широпаев А.А. (главный инженер ООО "Магистраль" с 2010 года) пояснил, что среднесписочная численность ООО "Магистраль" составляет порядка 20 человек, в своей деятельности общество активно привлекает субподрядные организации, в частности, индивидуального предпринимателя Скороходова К.С., ООО "Дорсервис", "Бисад". Основную часть аукционов по ремонту дорог и дворовых территорий выигрывали ООО "Магистраль" и "Дорсервис" в связи с тем, что на территории города Вологды отсутствуют организации, способные выполнить условия муниципальных контрактов и обладающие необходимым объемом трудовых ресурсов, техники и опыта работы. Крупные игроки, такие как ЗАО "ВАД", "Вологдаавтодор" не проявляют особого интереса к данным контрактам, так как специализируются на ремонте и содержании областных федеральных дорог. Широпаев А.А. знал, что инженеры-сметчики Солодянкина Г.А. и Дудорова И.Н. оказывали помощь учреждению в разработке, корректировке ПСД. Руководство ООО "Магистраль" было не против такой помощи (протокол допроса от 23.11.2021).
Свидетель Волков П.В. указал, что с 2010 года является директором и соучредителем ООО "Магистраль" совместно со своей матерью. Среднесписочная численность ООО "Магистраль" составляет порядка 25 человек. В своей деятельности ООО "Магистраль" использует услуги субподрядных организаций: предпринимателя Скороходова К.С., ООО "Волдомстрой", "Дорсервис". Фактически большинство работ по заключаемым ООО "Магистраль" выполняется мощностями предпринимателя Скороходова К.С. ООО "Магистраль" получает от таких взаимоотношений процент за генеральный подряд, оказывает инженерное сопровождение работ. Работы выполняются силами и техникой предпринимателя Скороходова К.С. Со слов Волкова П.В., на аукционы заявлялись ООО "Магистраль" и "Дорсервис", на территории Вологды не так много организаций имеющих достаточно свободных денежных средств в обороте, чтобы произвести работы по муниципальным контрактам, а также не каждая организация соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупок. Волков П.В. знал, что инженеры-сметчики Солодянкина Г.А. и Дудорова И.Н. оказывали помощь учреждению в разработке, корректировке ПСД, не возражал против такой работы (протокол допроса от 23.11.2021).
Свидетель Федотов Д.А. (директор ООО "Дорсервис" с 2015 года по 14.01.2022) пояснил, что среднесписочная численность организации составляет порядка 100 человек. На балансе ООО "Дорсервис" имеется движимое и недвижимое имущество: асфальтобетонный завод (г. Вологда, ул. Элеваторная, д. 33) и дорожно-строительная техника. ООО "Дорсевис" практикуется привлечение субподрядных организаций, наиболее крупными субподрядчиками являются ООО "Бисад", индивидуальный предприниматель Курбанов М. по мнению Федотова Д.А., "крупные игроки на рынке строительства дорог, такие как ПАО "Вологдаавтодор", ЗАО "ВАД" не заявляются на аукционы по ремонту дорог ввиду слишком малых объемов работ, а более мелкие организации не имеют достаточного количества оборотных средств, персонала, техники, чтобы выполнить условия муниципальных контрактов (протокол допроса от 25.01.2022).
Свидетель Мальцева А.Н. (инженер-сметчик ООО "Дорсервис" с 04.06.2018 по 15.05.2020, с мая 2021 года директор ООО "Автодор35") пояснила, что в период с 2018 года Федотов Д.А. просил ее проверить правильность определения сметной стоимости по ремонту внутридворовых территорий многоквартирных домов и ремонту дорог. Общалась с сотрудником МКУ "СГХ" Ковчиной Н.В. Переписку вела по электронной почте dorservis_4@mail.ru. В дальнейшем откорректированные сметы входили в состав закупочной документации на выполнение работ по ремонту внутридворовых территорий многоквартирных домов и по ремонту дорог. По результатам проведенных закупок заключались муниципальные контракты с ООО "Дорсервис" (протокол допроса от 25.01.2022).
От Прокуратуры города Вологды управлением получены материалы проверки в том числе информация из МИФНС России N 11 по Вологодской области; УМВД России по г. Вологде; договоры субподряда, заключенные ООО "Магистраль", "Дорсервис" с иными хозяйствующими субъектами; объяснения руководителей хозяйствующих субъектов; копии судебных актов по взысканию с учреждения дополнительных средств в пользу ООО "Магистраль" и иные документы.
К материалам проверки прокуратуры приобщены объяснения Скороходова К.С. от 29.03.2022, в которых он указал, что с 2014 года по 2021 год осуществлял предпринимательскую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности являлось выполнение работ по ремонту автомобильных дорог. С октября 2020 года занимает должность директора ООО "Дорсервис-4", основным видом деятельности ООО "Дорсервис-4" является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог. Индивидуальный предприниматель Скороходов К.С., ООО "Дорсервис-4" заключали договоры субподряда с ООО "Магистраль" в рамках исполнения обязательств по муниципальным контрактам. Скороходов К.С. не участвовал в закупках на ремонт и строительство автомобильных дорог, поскольку не имел практики, опыта в данной сфере. Цена по договорам субподряда обговаривалась с директором ООО "Магистраль". ООО "Дорсервис-4" работает только с ООО "Магистраль", иных договоров ни с кем не заключало.
Из объяснений Белоусова Ф.А. от 31.03.2022 следует, что до октября 2020 года являлся индивидуальным предпринимателем, с октября 2020 года занимает должность директора ООО "ДСК". Решение о прекращении статуса индивидуального предпринимателя принял в связи со сложностями взятия кредитов. По предложению Волкова П.В. выкупил ООО "ДСК" у последнего. ООО "ДСК" работает только с ООО "Магистраль". В ходе личного общения Волков П.В. озвучивает Белоусову Ф.А. объем работ и сумму. Цену договора определяет Волков П.В, потом заключается договор между ООО "Магистраль" и "ДСК". В 2020, 2021 годах и в истекшем периоде 2022 года ООО "Магистраль" и "ДСК" заключены договоры субподряда на содержание автомобильных дорог. Весь объем работ по содержанию автомобильных дорог передается ООО "ДСК". В 2020, 2021 годах и в истекшем периоде 2022 года ООО "ДСК" и "Автобан", директором и учредителем которого является Волков П.В., заключаются договоры аренды техники на содержание автомобильных дорог. ООО "ДСК" и индивидуальный предприниматель Белоусов Ф.А. не принимали участие в закупках, ввиду нехватки опыта. ООО "ДСК" соответствует требованиям, указанным в техническом задании муниципальных контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, но обществу не хватает техники.
Материалы проверки прокуратуры включают информацию о закупках на содержание и ремонт автомобильных дорог за период с марта 2019 года по март 2022 года. В указанный период муниципальные контракты учреждение заключило с ООО "Магистраль" и "Дорсервис".
Комиссией управления установлено, что учреждение 05.03.2020 разместило извещение N 0830600001620000013 о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде с НМЦК 313 246 375 руб. 11 коп.
Согласно ЕИС в составе документации о закупке размещено два файла "Сметная документация" и "Документация РЕМОНТ дорог (313 млн.)".
При загрузке файла "Сметная документация" открываются документы о сметах расходов на ремонт улиц города Вологды, положительные экспертные заключения на расчет стоимости ремонта.
При открытии свойств файлов автором документа указана "Галина Александровна", например, файл "Локальная смета Железнодорожная.doc", "ЛС ремонт ул. Мохова.doc" и другие.
Данные сведения ЕИС подтверждают показания свидетеля Солодянкиной Галины Александровны (инженер-сметчик ООО "Дорсервис4", "Магистраль" (по совместительству)) о том, что она готовила сметы и передавала их учреждению. Должностные лица учреждения размещали документы (сметы), разработанные должностным лицом ООО "Магистраль". Согласно материалам уголовного дела сметчика/инженера-сметчика в учреждении с именем и отчеством "Галина Александровна" нет.
Учреждением и ООО "Магистраль" заключен муниципальный контракт от 10.04.2020 N 82 (реестровый номер в ЕИС N 3352543213320000084). Цена контракта составила 302 282 751 руб. 95 коп. Размер обеспечения исполнения контракта составлял 93 973 912 руб. 53 коп. (30 %). Контракт исполнен на сумму 290 051 835 руб. 26 коп.
ООО "Магистраль" и предприниматель Скороходов К.С. заключили договор субподряда от 10.04.2020 N 4 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, указанных в муниципальном контракте от 10.04.2020 N 82. Цена договора субподряда составила 293 214 269 руб. 39 коп.
23.06.2020 в ЕИС размещено извещение N 0830600001620000044 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде: ул. Архангельская, от ул. Конева, д.35 до ул. Архангельской, д.17 с НМЦК 23 726 440 руб. 80 коп.
Согласно ЕИС в составе документации о закупке размещено два файла "Документация РЕМОНТ дорог ул. Архангельская" и "Сметная документация". При загрузке файла "Сметная документация" открываются следующие документы, а именно: Заключение ЛК-ВЛГ-11845, смета по улице Архангельской. При открытии свойств файлов автором документа указана "Галина Александровна", а именно: файл "Смета ул. Архангельская.doc".
Учреждением и ООО "Магистраль" заключен муниципальный контракт от 17.07.2020 N 133 (реестровый номер в ЕИС 3352543213320000136) как с единственным участником закупки. Цена контракта (с учетом дополнительного соглашения) составила 24 183 370 руб. 80 коп. Размер обеспечения исполнения контракта составлял 7 117 932 руб. 24 коп. Контракт исполнен на сумму 24 004 530 руб.
Предметом муниципального контракта от 17.07.2020 N 133 являлось выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети города Вологды, ул. Архангельская, от ул. Конева, д. 35 до ул. Архангельской, д.17.
ООО "Магистраль" и предприниматель Скороходов К.С. заключили договор субподряда от 17.07.2020 N 10 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, указанных в муниципальном контракте от 17.07.2020 N 133. Цена договора субподряда составила 23 014 647 руб. 58 коп.
10.02.2020 в ЕИС размещено извещение N 0830600001620000004 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов с НМЦК 126 122 450 руб. 19 коп.
03.03.2020 учреждением заключен муниципальный контракт N 49 с ООО "Магистраль" как с единственным участником закупки. Контракт заключен на сумму 126 122 450 руб. 19 коп. Размер обеспечения исполнения контракта составил 37 836 735 руб. 06 коп.
Предметом муниципального контракта от 03.03.2020 N 49 являлось выполнение работ по ремонту дворовых территории многоквартирных домов в городе Вологде, расположенных по адресам: ул. Ленинградская, д. 80, ул. Ленинградская, д. 76А, ул. Машиностроительная, д. 4, ул. Машиностроительная, д. 5, ул. Машиностроительная, д. 3, ул. Горького, д. 116, ул. Горького, д. 120 А, ул. Гоголя, д. 95, ул. Гоголя, д. 97, ул. Гоголя, д. 99, ул. Гоголя, д. 101, ул. Горького, д. 118, ул. Городской Вал, д. 28, ул. Некрасова, д. 70Б, ул. Некрасова. д. 72, ул. Галкинская, д. 74, ул. Ярославская, д. 25А, ул. Ярославская, д. 25Б, ул. Ярославская, д. 27А, ул. Гончарная, д. 13, ул. Кирпичная, д. 3, 1 мкр. ГПЗ-23, д.2.
ООО "Магистраль" и предпринимателем Скороходовым К.С. заключен договор субподряда от 02.04.2020 N 3 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов в городе Вологде по адресам, идентичным в муниципальном контракте от 03.03.2020 N 49. Цена договора субподряда составила 121 563 807 руб. 41 коп.
10.02.2020 в ЕИС размещено извещение N 0830600001620000005 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов с НМЦК 70 791 915 руб. 26 коп.
Учреждением заключен муниципальный контракт от 03.03.2020 N 48 с ООО "Дорсервис" как с единственным участником закупки. Контракт заключен на сумму 70 791 915 руб. 26 коп. Размер обеспечения исполнения контракта составил 21 237 574 руб. 58 коп.
19.03.2020 ООО "Дорсервис" и предприниматель Скороходов К.С. заключили договор субподряда N 2 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов по идентичным адресам, указанным в муниципальном контракте от 03.03.2020 N 48. Цена договора субподряда составила 17 120 241 руб. 09 коп.
05.03.2020 в ЕИС размещено извещение N 0830600001620000014 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде с НМЦК 233 953 671 руб. 53 коп.
30.03.2020 учреждение заключило муниципальный контракт N 73 с ООО "Дорсервис" как с единственным участником закупки. Контракт заключен на сумму 226 935 061 руб. 37 коп. Размер обеспечения исполнения контракта составил 70 186 101 руб. 46 коп.
В рамках исполнения муниципального контракта от 30.03.2020 N 73 ООО "Дорсервис" заключило договоры подряда/субподряда от 11.05.2020 с предпринимателем Курбановым М.А., от 01.06.2020 N 74 с ООО "СтройРесурс", от 11.06.2020 N 04-20 с ООО "Дорлайн", от 01.10.2020 с предпринимателем Ухановым В.В., от 19.10.2020 с ООО "ВСК".
Таким образом, совокупность действий учреждения и ООО "Магистраль", учреждения и ООО "Дорсервис" по совместной разработке и согласованию ПСД (смет) и иной документация в целях организации и проведения закупок на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных в городе Вологде, по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде, создали ООО "Магистраль" и "Дорсервис" преимущественные условия для участия в таких закупках и заключению муниципальных контрактов, возможность для таких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и отказу иных хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на таком товарном рынке, что привело к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка и/или устранению с него иных хозяйствующих субъектов.
Сведения ЕИС подтверждают, что в 2020 году по результатам проведенных закупок учреждением с ООО "Магистраль" заключены муниципальные контракты от 03.03.2020 N 49, от 10.04.2020 N 82, от 17.07.2020 N 133 на сумму 452 588 573 руб., с ООО "Дорсервис" заключены муниципальные контракты от 03.03.2020 N 48, от 30.03.2020 N 73 на сумму 304 745 587 руб. Общая сумма заключенных контрактов составила 757 334 160 руб. Муниципальные контракты заключены в рамках реализации Национального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Согласно сведениям ЕИС и информации о закупках на содержание и ремонт автомобильных дорог за период с марта 2019 года по март 2022 года (письмо Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды от 31.03.2022 N 13-2-2-8/2649/4261) за период с 2019 по 2022 год учреждением проведены закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них (извещения N 0830600001619000128, 0830600001619000147, 0830600001620000051, 0830600001620000052, 0830600001621000006, 0830600001621000007, 0830600001621000079, 0830600001621000079, 0830600001622000009).
По результатам проведения закупок учреждение заключило с ООО "Магистраль" муниципальные контракты от 30.09.2019 N 122 (на сумму 85 720 039 руб. 56 коп.), от 30.12.2019 N 163 (на сумму 299 911 813 руб. 30 коп.), от 28.09.2020 N 195 (на сумму 151 954 757 руб. 81 коп.), от 28.09.2020 N 194 (на сумму 39 730 258 руб. 43 коп.), от 23.03.2021 N 43 (на сумму 218 180 913 руб. 81 коп.), от 23.03.2021 N 42 (на сумму 28 190 155 руб. 10 коп.), от 27.12.2021 N 193 (на сумму 70 781 143 руб. 73 коп.), от 11.01.2022 N 1 (на сумму 359 992 367 руб. 52 коп.), от 28.03.2022 N 33 (на сумму 14 990 739 руб. 40 коп.).
По всем перечисленным контрактам ООО "Магистраль" заключало договоры субподряда с предпринимателями Белоусовым Ф.А., Скороходовым К.С., ООО "ДСК" (Белоусов Ф.А.), ООО "Дорсервис-4" (Скороходов К.С.) и ООО "Дорсервис". Весь объем работ по муниципальным контрактам выполнен субподрядчиками.
Анализ описания объекта закупок (технических заданий) муниципальных контрактов и договоров субподряда свидетельствует об их идентичности. Технические задания муниципальных контрактов и договоров субподряда включают обширный перечень необходимых к выполнению работ, в том числе мойка и подметание улиц, уборка мусора, вывоз снега, обработка противогололедными материалами, устранение деформаций и повреждений покрытия, мероприятия по окрашиванию сооружений, покос газонов, текущий ремонт мостов, павильонов и прочих искусственных сооружений, праздничное украшение города.
Данные обстоятельства исключают возможность участия в закупках хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении муниципального контракта только в части содержания автомобильных дорог или в иной части, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства. Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый вид вышепоименованных услуг (работ), а также иных услуг (работ), включенных в технические задания муниципальных контрактов, создает условия участия в закупах в интересах ООО "Магистраль".
Иные хозяйствующие субъекты лишаются возможности участвовать в закупках, например, субъекты малого и среднего предпринимательства - участники рынка работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог, по содержанию территорий общего пользования, по уборке территории, по праздничному оформлению территорий, что способствует ограничению доступа к участию в закупках указанных лиц.
Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о несоблюдении учреждением (заказчиком) принципов результативности и эффективности осуществления закупок (эффективного использования источников финансирования), ненадлежащем планировании закупок, а также о возможности создания условий для введения в заблуждение потенциальных участников закупок.
Доводы заявителей о том, что фрагменты переписок, показания свидетелей подтверждают исключительно оказание помощи по проверке показателей ПСД в силу ограниченного штатного ресурса учреждения, суд первой инстанции справедливо оценил критически, поскольку подготовка сметной документации и корректировка сметных расчетов осуществлялась непосредственно должностными лицами ООО "Магистраль" и "Дорсервис", которые выигрывали торги. Сам по себе факт участия будущих подрядчиков в оформлении и расчете аукционной документации на стадии подготовки к торгам, а также участие в изменении документации на стадии исполнения контрактов в пользу подрядчиков указывает на нарушение принципов гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предоставлении названным обществам преимуществ, которые иным участникам рынка не предоставлялись.
Недостаточное количество штатных работников учреждения не давало право для переложения обязанности по подготовке закупочной документации непосредственно потенциальным участникам торгов.
Доводы заявителей о том, что контракты с ООО "Дорсервис" и "Магистраль" заключены по рыночной стоимости работ не подтверждены достоверными и относимыми доказательствами, поскольку в технические задания муниципальных контрактов и договоров субподряда включен широкий спектр разных по специфике и функционалу работ, каждый из которых имеет свою стоимостную оценку. Объединение их в один контракт делает невозможным оценить рыночную стоимость, поскольку среднеарифметическое значение не отражает фактическую реальность. Суд справедливо отметил, что подтверждение достоверной стоимости отдельных расчетов не свидетельствует о рыночной стоимости всех работ в совокупности по каждому заключенному контракту.
Вопреки позиции апеллянтов, выводы управления о зависимости субподрядных организаций от ООО "Магистраль" и "Дорсервис" основаны на показаниях свидетелей, полученных в рамках уголовного дела, оснований для сомнений в достоверности показаний не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден как факт совместной разработки и согласования ПСД (смет) и иной документация в целях организации и проведения закупок на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных в городе Вологде, по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде, так и факт невозможности в силу исключительных условий аукционной документации участия в закупках хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении муниципального контракта только в части содержания автомобильных дорог или в иной части, чем созданы ограничения доступа к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства (в частности по критериям подтверждения опыта выполнения работ, внесения обеспечения исполнения контракта, наличия ресурсов для выполнения работ).
Анализ содержания аукционной документации в том числе формирование цены, объединение разных, функционально не взаимосвязанных работ, их общая стоимость в отношении каждого контракта, позволяют сделать вывод о наличии субъективных препятствий (поскольку они смоделированы исключительно по воле заявителей) для участия в торгах иных участников. В связи с этим сами по себе доводы заявителей о наличии у заинтересованных субъектов права участвовать в закупке не свидетельствуют о фактической возможности потенциальных исполнителей соответствующих работ принять участие в закупке исходя из ее условий.
Ссылки заявителей на отсутствие доказательств возможности заключения контрактов на более выгодных условиях, а также того, что работы могли быть выполнены на более выгодной цене, не опровергают выявленного в деянии заявителей нарушения, поскольку не влияют на установление состава нарушения по пункту 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности (статья 5, часть 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Учреждение в силу пункта 1.1 Устава (далее - Устав), утвержденного постановлением Администрации города Вологды от 17.10.2018 N 1305, является муниципальным казенным учреждением, на которое возложено осуществление функций по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда" и обеспечению безопасности дорожного движения на них, по благоустройству и озеленению территории муниципального образования "Город Вологда", по благоустройству дворовых территорий и территорий общего пользования муниципального образования "Город Вологда", обеспечению сохранности и содержания муниципального жилищного фонда, муниципальных нежилых помещений и зданий, имущества казны, участию в создании коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Вологда", по организации освещения улиц, обращению с животными без владельцев (кошками и собаками), обитающими на территории городского округа, в соответствии с законом Вологодской области от 15.01.2013 N 2966-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (с последующими изменениями), оказанию иного содействия в реализации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда".
Таким образом, учреждение наделено отдельными полномочиями органов местного самоуправления муниципального образования "Город Вологда". В соответствии с пунктом 2.3 Устава для выполнения поставленных целей учреждение осуществляет выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Город Вологда", в частности, строительство, проектирование, содержание, ремонт и капитальный ремонт, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Вологда".
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ, пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке по выполнению работ по ремонту в ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (код 42.11.20 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, коды 42.11, 42.13 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).
1. Временной интервал исследования: с 2019 года по настоящее время.
2. Продуктовые границы товарного рынка - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
3. Географические границы товарного рынка совпадают с географическими границами муниципального образования "Город Вологда", установленными Законом Вологодской области от 06.12.2004 N 1103-ОЗ "Об установлении границ городского округа город Вологда и наделении его статусом городского округа".
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности управлением нарушения заявителями требований пункту 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ ввиду того, что совокупность действий заявителей по совместной разработке и согласованию ПСД (смет) и иной документация в целях организации и проведения закупок на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных в городе Вологде, по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Вологде, действия учреждения по проведению закупок и заключению муниципальных контрактов на выполнение работ по содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, создали преимущественные условия для участия в таких закупках и заключению муниципальных контрактов, возможность для ООО "Магистраль", "Дорсервис" в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и отказу иных хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на таком товарном рынке, что приводит или может привести к ограничению доступа на товарный рынок, выходу из товарного рынка и/или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апеллянтов не содержат обстоятельств, достоверно опровергающих наличие в деянии заявителей установленного нарушения антимонопольного законодательства.
Само по себе несогласие апеллянтов с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка заявителями фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на ООО "Магистраль" и "Дорсервис" в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 июня 2023 года по делу N А13-1972/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Магистраль", общества с ограниченной ответственностью "Дорсервис" и муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.