г. Владимир |
|
12 сентября 2023 г. |
Дело N А39-8303/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Ковбасюка А.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.06.2023 по делу N А39-8303/2022,
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1027739334479, ИНН 6315376946) к Администрации городского округа Саранск (ОГРН 1021300978885, ИНН 1325126174) и казенному учреждению городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"
об устранении нарушений охранной зоны тепловой сети, о взыскании судебной неустойки,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации городского округа Саранск об обязании устранить на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1101097:85 по адресу: г. Саранск, ул. Косарева, д. 90 А, нарушение охранной зоны тепловых сетей и освободить охранную зону тепловых сетей от всех видов транспорта, установить на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1101097:85 по адресу: ул. Косарева, д. 90 А, в охранной зоне тепловой сети дорожный знак "Стоянка запрещена" в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать судебную неустойку в сумме 1000 руб. за каждый день неисполнения решения, судебные расходы в сумме 6000 руб., почтовые расходы в сумме 112 руб.
Определением суда от 10 января 2023 к участию в деле привлечено в качестве соответчика казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства".
Решением от 19.06.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Т Плюс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Апеллянт обращает внимание суда на то, что истец просил освободить ОЗТС от всех видов транспорта и указывал на фактическое осуществление на придомовой территории МКД стоянки транспортных средств как маневра. Доводов об организации ответчиком / собственниками помещений в МКД парковки в установленном законом порядке истец не заявлял.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве собственности принадлежит тепловая сеть, протяженностью 9901 м, расположенная в г.Саранске, кадастровый номер 13:23:0000000:3022.
Принадлежность тепловых сетей истец подтверждает свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2016 N 0099954.
По указанным сетям с использованием теплопунктов, охранные зоны которых зарегистрированы в установленном порядке, единая теплоснабжающая организация г.о.Саранск - ПАО "Т Плюс" осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям Октябрьского района города Саранск.
Как утверждает истец, в ходе проверки сотрудниками ПАО "Т Плюс" установлено, что в пределах охранных зон данных тепловых сетей, проходящих по территории земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101097:85, установлена автомобильная парковка.
Истцом в материалы дела представлен фотоматериал, схема сетей из программного комплекса "Zulu", схема расположения охранной зоны сетей на публичной кадастровой карте.
Указывая, что нахождение автомобильной стоянки в охранной зоне тепловой сети недопустимо, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ПАО "Т Плюс" с претензией обратилось к Администрации с требованием об устранении нарушений охранной зоны тепловой сети.
Поскольку требования истца в добровольном порядке Администрацией не исполнены, ПАО "Т Плюс" обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно пункту 47 Постановления N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Из анализа приведенных правовых положений усматривается, что условием удовлетворения требования об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов: наличия права собственности (иного вещного права) у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В пунктах 1-3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Типовые правила N 197), определено, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики. Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (пункт 4 Типовых правил N 197).
Согласно пункту 5 Типовых правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Земельный участок с кадастровым номером 13:23:1101097:85 (адрес: местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Косарева), площадью 16907 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения улиц и дорог, находится в собственности городского округа Саранск (дата регистрации права - 25.12.2013).
Указывая на то, что ответчик, Администрация, в силу принадлежности ей земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101097:85 является обязанным лицом по освобождению охранных зон тепловых сетей, истец предъявил требование об устранении нарушений охранной зоны тепловых сетей и об освобождении охранной зоны от всех видов транспорта, об установке дорожного знака "Стоянка запрещена".
В представленном в материалы дела Акте осмотра тепловой сети от 22 марта 2022 г. указывается, что в охранной зоне тепловой сети ТМ 3 находится автостоянка (напротив магазина "Арго", адрес: Косарева, 90а). В Акте осмотра тепловой сети содержится предписание перенести автостоянку из ОЗТС в безопасное место в течение 30 дней с момента получения обращения, установить дорожный знак "Стоянка запрещена".
К Акту прилагается схема расположения объекта с привязкой к местности и охранной зоне тепловой сети. К иску прилагаются фотоснимки с указанием охранных зон и припаркованных около жилого дома автомобилей.
Согласно пояснениям казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", автомобильная дорога по ул.Косарева (второстепенная), в пределах которой расположены охранные зоны тепловой сети, закреплена за учреждением на праве оперативного управления на основании распоряжения Главы Администрации городского округа Саранск от 20 декабря 2004 г. N 2581-р (с изменениями, внесенными постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 22 сентября 2010 г. N 2506).
Доказательств государственной регистрации права оперативного управления на автомобильную дорогу не представлено.
Согласно пункту 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Аналогичное определение парковки содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения).
Из приведенных положений нормативных актов следует, что парковка, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий строений или сооружений, создается как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.
Деятельность автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795, пунктом 2 которых установлено, что автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
При предъявлении иска как к органу местного самоуправления, так и к подведомственному ему учреждению, суду должны быть представлены доказательства совершения ответчиками действий, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, или препятствующие ремонту, а равно доказательства невозможности подхода и подъезда истца к объектам и сооружениям тепловых сетей.
Однако ПАО "Т Плюс" не представило доказательств создания со стороны ответчиков существующих, а не предполагаемых препятствий в пользовании спорным участком теплотрассы в связи со стихийным, не организованным размещением на участке автомобилей. В связи с чем на Администрацию и на казенное учреждение не может быть возложена обязанность по перемещению автотранспортных средств, не находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск, за пределы охранной зоны, даже при условии доказанности кратковременного нахождения таких технических средств в охранной зоне.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что места парковки и хранения транспортных средств не сформированы, соответствующей разметки, знаков для их обозначения не имеется, решение об организации автостоянки Администрацией либо учреждением на спорной территории не принималось, территория автостоянки не выделена и не обособлена. Доказательств обратного истцом не представлено.
Дорожные знаки в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отнесены к техническим средствам организации дорожного движения, то есть к сооружениям и устройствам, являющимся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения.
Установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования отнесены к полномочиям органов публичной власти в зависимости от принадлежности автомобильной дороги (статьи 5-7 Федерального закона N 443-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона N 443-ФЗ установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Проект организации дорожного движения разрабатывается в том числе для размещения информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования (подпункт 4 пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ).
Как следует из положений пункта 7 статьи 11 Федеральный закон N 443- ФЗ размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, не допускается.
Документация по организации дорожного движения (комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения) разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (пункт 1, 4 статьи 16 Федерального закона N 443-ФЗ).
Как следует из пояснений представителей ответчиков, размещение дорожных знаков "Стоянка запрещена" на спорной территории документацией по организации дорожного движения не предусматривается. Доказательств обратного суду не представлено.
Соответственно, в силу вышеуказанных норм на ответчиков не может быть возложена обязанность по установке дорожного знака, поскольку его дислокация не предусмотрена ни комплексной схемой организации дорожного движения, ни проектом организации дорожного движения.
В силу пункта 50 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 именно теплоснабжающая организация обязана обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование системы теплоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между абонентом и теплоснабжающей организацией.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что истцу созданы препятствия по установке на спорной территории общего пользования в целях сохранности тепловых сетей информационных табличек об их наличии и пролегании. Возможность и обязательность совершения действий по защите своего имущества предопределена как нормами статьи 210 ГК РФ, так и пунктами 1-3 Типовых правил N 197, возлагающих обязанность по охране тепловых сетей на их собственников. Однако попыток реализовать свое право на размещение доступной и наглядной информации о наличии и границах охранных зон тепловых сетей на спорной территории истцом предпринято не было.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод об отсутствии оснований для применения положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворения заявленных требований истца.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.06.2023 по делу N А39-8303/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8303/2022
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Администрация городского округа Саранск
Третье лицо: КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"