г. Санкт-Петербург |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А56-104153/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Макарова Т.Б. по доверенности от 22.05.2020; Баландин А.А. по доверенности от 15.07.2022;
от заинтересованного лица: Челюмова Е.Ю. по доверенности от 17.08.2023; Павлиагло Д.И. по доверенности от 12.07.2023;
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25240/2023) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2023 по делу N А56-104153/2021 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная промышленная корпорация"
к Северо-Западной электронной таможне
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Балткомплект"
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная промышленная корпорация" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Западной электронной таможни (далее - Таможня) от 04.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до выпуска товаров по ДТ N 10228010/020821/6348219 от 02.08.2021, о признании недействительным отказа внести изменения в ДТ N 10228010/020821/6348219 от 02.08.2021.
Решением от 08.06.2023 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по дел новый судебный акт, которым отказать Обществу в заявленных требованиях в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что представленные декларантом сертификаты заполнены в нарушение пункта 2 Требований, следовательно, не могли быть приняты в качестве документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров. Сертификаты, содержат сведения, заполненные на языке отличным от установленных требованиями.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "Балткомплект" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, и верно установлено судом первой инстанции, в рамках внешнеторгового контракта, Обществом на Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10228010/020821/0348219.
Товар (N N 1, 2, 3, 4, 5) был ввезен на территорию ЕАЭС из Эстонии: по международной товарно-транспортной накладной (CMR) N 1476 от 30.07.2021 года, транзитной декларации N 10210100/020821/0017252 (ТП МАПП ИВАНГОРОД) 31.07.2021 года, инвойсу N BBF2021052 от 30 июля 2021 года, непреференциальному сертификату о происхождении товара общей формы ЕЕ351626 от 30.07.2021, непреференциальному сертификату о происхождении товара общей формы ЕЕ351627 от 30.07.2021.
Во всех документах в качестве отправителя и изготовителя товара указана Фирма "ВаШс Bearing Factory OU", Эстония, страны Европейского Союза.
Согласно сведениям, заявленным в графах 31 в отношении товаров N 1, 2, 3, 5, задекларированных по ДТ N 10228010/020821/0348219, а также представленной технической документации, Обществом задекларированы подшипники качения и части подшипников качения, классифицируемые в соответствии с Товарной номенклатурой внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТНВЭД ЕАЭС) кодами 8482 99 000 0, 8482 20 000 9, 8482 10 900 8, 8482 50 000 9.
В графах 34 в отношении товаров N 1, 2, 3, 5, задекларированных по ДТ N10228010/020821/0348219 декларантом заявлены сведения о стране происхождения рассматриваемых товаров - Эстонская Республика (ЕЕ). В целях подтверждения заявленных сведений о происхождении рассматриваемых товаров обществом при таможенном декларировании посредством автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС) представлены непреференциальные сертификаты общей формы от 30.07.2021 N ЕЕ351626 и от 30.07.2021 N ЕЕ351627, выданные Торгово-Промышленной палатой Эстонской Республики.
По результатам проведенного до выпуска товаров таможенного контроля Северо-Западным таможенным постом (центром электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни было установлено, что сведения о происхождении рассматриваемых товаров не подтверждены, в связи с чем, необходимо применение мер защиты внутреннего рынка, а именно, начисление антидемпинговой пошлины.
Декларанту в виде электронного документа было направлено требование о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары (далее - Требование), в части внесения изменений в графы 34 в отношении товаров N 1, 2, 3, 5 "Код страны происхождения" с заявленного обществом кода "ЕЕ" (Эстонская Республика) на "00" (Неизвестно); в графу 47 "Исчисление платежей"; в графу В "Подробности подсчета" в части исчисления антидемпинговой пошлины по ставке в размере 41,5% от заявленной таможенной стоимости.
В последствие, по результатам проведенной на основании обращения ООО "СЗПК" поверки документов и сведений после выпуска товаров Северо-Западной электронной таможней составлен соответствующий акт от 20.09.2021 N 10228000/213/200921/А0441, которым установлено, что происхождение товаров N 1, 2, 3, 5, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/020821/0348219, не подтверждено. Повторно представленные непреференциальные сертификаты общей формы от 30.07.2021 N ЕЕ351626 и от 30.07.2021 N ЕЕ351627, выданные Торгово-Промышленной палатой Эстонской Республики не могут рассматриваться в качестве документа, подтверждающего происхождение товаров.
На основании чего, в соответствии с подпунктом б пункта 18 Порядка, Обществу было отказано во внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары, в связи с отсутствием документов, подтверждающих вносимые изменения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества с заявлением в суд.
Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" товары, классифицируемые кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются антидемпинговой пошлиной.
В рассматриваемом случае, согласно представленной Обществом в таможенный орган технической документацией, задекларированный по Декларациям товар имеет указанные выше классификационные коды.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена Евразийского экономического союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства-члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство-член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно положениям части 1 статьи 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара - коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
В статье 2 ТК ЕАЭС указано, что "коммерческие документы" - документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара. Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49).
Пунктом 25 Правил N 49 установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая, подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил N 49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования). Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров. Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил N 49.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (часть 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТКЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Требования к сертификату о происхождении товара для непреференциальных целей установлены в Приложении к названным Правилам.
В соответствии с пунктом 1 Приложения Правил сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.
Согласно пункту 2 Приложения Правил сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Как указано в пункте 3 Приложения Правил сертификат может быть выдан до или после отправки товара.
Согласно пункту 5 Приложения Правил сертификат должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В соответствии с пунктом 6 Приложения Правил, указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения, представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.
При этом согласно пункту 9 Приложения Правил наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предоставленные Обществом Сертификаты содержат все обязательные реквизиты, указанные в п. 5 Требований к сертификату о происхождении товара, а именно: наименование страны происхождения товара, номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат, наименование и адрес экспортера, наименование и адрес грузополучателя, описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, вес брутто, реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, информация об удостоверении сертификата (печать органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица, дата выдачи сертификата).
Так, в сертификатах происхождения товара N ЕЕ3516326 от 30.07.2021 года, N ЕЕ351627 от 30.07.2021 года указано: Сертификаты N ЕЕ3516326, N ЕЕ3516327 - оригиналы (графа 1); Сертификат происхождение - Европейский Союз (графа 1); Страна происхождения - Европейский Союз (графа 3); грузоотправитель - BALTIK BEARING FACTORY OU, Эстония (графа 1); подробности о транспортировке (не обязательно) - Инвойс BBF2021052 (графа 4); Артикул, маркировка, количество и вид упаковки, описание товара (графа 6) полностью совпадает с Декларацией, Дополнительным соглашением N 52/2021 от 30.07.2021 года к Контракту N BBF016-04 от 28.07.16 между ООО "СЗПК" (Покупатель) и BALTIK BEARING FACTORY OU, Эстония (Поставщик), место заключения - Таллин, Эстония; упаковочным листом; графа 7 - стоит штамп Эстонской Торгово-Промышленной палаты; графа 8 - нижеподписавшийся орган удостоверяет, что товары, описанные выше, происходят из страны, указанной в графе 3 - Штамп Эстонская Торгово-Промышленная палата, 30 июля 2021года; бланк сертификата изготовлен в Эстонии, Таллин.
Все указанные документы не противоречат друг другу, соответствуют данным, указанным в Сертификатах: наименование изготовителя-отправителя (Эстония, Европейский Союз), наименование и количество товара, тарных мест.
Таким образом, формальная ошибка (указание в пунктах 1 Сертификатов наименования и адрес изготовителя на эстонском языке) в силу пункта 9 Приложения Правил, не влияет на достоверность сведений, содержащихся в Сертификатах, не ставит под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения Сертификатов в качестве документов о происхождении товаров по Декларациям.
Согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (далее - Конвенция), а именно - положения специального приложения "К" к Конвенции, регламентирующего порядок оформления сертификатов о происхождении и устанавливающие общие для стран - участниц Конвенции принципы определения страны происхождения товаров. Российская Федерация присоединилась к Конвенции (Федеральный закон от 03.11.2010 N 279-ФЗ) и для нее Конвенция вступила в силу 4 июля 2011 года.
В пункте 6 Главы 2 Специального приложения "K" "Происхождение товаров" содержатся рекомендации к Договаривающимся сторонам использовать при пересмотре действующих форм или подготовке новых форм сертификатов о происхождении использовать образец бланка, приведенного в Приложении I к настоящей главе, в соответствии с примечаниями в Приложении II и с учетом Правил в Приложении III.
В свою очередь, в приведенном в Конвенции образце бланка, а также правилах заполнения бланка сертификата (Приложении II и III) - отсутствуют условия необходимости включения в сертификат происхождения товаров информации аналогичной той, которая содержится в подпункте 7 пункта Требований к сертификату о происхождении товара (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49).
При этом согласно положениям Конвенции сведения, вносимые в образец бланка сертификата о происхождении в целом, ограничиваются информацией, посредством которой обеспечивается возможность идентификации товаров для таможенных целей (а именно, указание в сертификате наименования и адреса отправителя и получателя товара, сведений о транспорте, сведений о весе, упаковке и описании товара); представленный Обществом Сертификат N А109354 данную информацию содержит.
Статьей 2 Конвенции установлено, что каждая из Договаривающихся Сторон принимает на себя обязательство содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур и с этой целью соблюдать в соответствии с положениями настоящей Конвенции содержащиеся в Приложениях к настоящей Конвенции Стандарты, Переходные стандарты и Рекомендации по практическому применению. Однако ничто не препятствует Договаривающейся Стороне предоставлять более благоприятные условия, чем предусмотренные ими, и каждой из Договаривающихся Сторон рекомендуется предоставлять такие более благоприятные условия всегда, когда это возможно.
На необходимость учета положений данной Конвенции указано в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", согласно которому в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации при разрешении споров, возникающих из таможенных отношений, суды применяют принципы таможенного регулирования (стандарты), нашедшие отражение в Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, действующей в редакции Протокола от 26 июня 1999 года.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания неправомерными требования Северо-Западной электронной таможни от 04.08.2021 о внесении изменений (дополнений] в сведения, заваленные в декларации на товары, до выпуска товаров по ДТ 10228010/020821/6348219 от 02.08.2021 года, отказа внести изменения в ДТ N 10228010/020821/6348219 от 02.08.2021.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нарушения норм процессуального права не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции года.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2023 года по делу N А56-104153/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104153/2021
Истец: ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ"
Ответчик: Северо-Западная электронная таможня
Третье лицо: ООО "БАЛТКОМПЛЕКТ", Баландин Александр Александрович, Макарова Татьяна Борисовна