г.Москва |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А40-48405/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гармаева Б.П.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "УК "ТЕХНОСЕРВИСИНВЕСТ"
на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2023 по делу N А40-48405/23
по исковому заявлению ГУП "ЭКОТЕХПРОМ"
к ООО УК "ТЕХНОСЕРВИСИНВЕСТ"
третье лицо - ООО "ЭКОЛАЙН",
о взыскании задолженности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ГУП "ЭКОТЕХПРОМ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО УК "ТЕХНОСЕРВИСИНВЕСТ" о взыскании задолженности в размере 186 393 руб. 03 коп.
Решением суда от 31.05.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.01.2022 между истцом (региональный оператор) действующим на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы от 13.05.2021 N 110-ДЖКХ/21 "О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" в лице ООО "ЭкоЛайн", действующего на основании договора на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Центрального административного округа города Москвы от 01.10.2021 N 32110565601 и доверенности от 22.10.2021 N 01-07-178/1 в лице представителя по доверенности Никулиной Натальи Абаевны, действующей на основании доверенности от 11.11.2021 N 121/21-ЭЛ и ответчиком (потребитель) заключен договор N 1-8-17417 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец свои обязательства по договору за период с января 2022 года по октябрь 2022 года исполнил в полном объеме, что подтверждается представленными универсальными передаточными документами N ЦАО-0003767 от 31.01.2022, N ЦАО-0019511 от 28.02.2022, N ЦАО-0030437 от 31.03.2022, N ЦАО-0040004 от 30.04.2022, N ЦАО-0050320 от 31.05.2022, N ЦАО-0061662 от 31.06.2022, N ЦАО0075406 от 31.07.2022, N ЦАО-0085109 от 31.08.2022, N ЦАО-0096128 от 30.09.2022, N ЦАО-0108048 от 31.10.2022 на общую сумму 186 393 руб. 03 коп., а также счетами, направленными в адрес ответчика.
Ответчик обязательства по договору не исполнил в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность за период с 01.01.2022 по 31.10.2022 в размере 186 393 руб. 03 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не представил доказательства оплаты услуг, требование о взыскании основной задолженности в размере 186 393 руб. 03 коп. подлежит удовлетворению.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Ответчик необоснованно указывает на то, что соответствующая услуга по обращению с ТКО ему не оказывалась.
В соответствии с п.1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 13.05.2021 N 01-01-13-105/21 ГУП "Экотехпром" присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Москве.
С 01.01.2022 ГУП "Экотехпром" приступило к исполнению своих обязанностей по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы.
В п.4 ст.24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Пунктом 2 ст.24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п.8 (17) Правил N 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.р.8(5) - 8(7) Правил N 1156 в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается Региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу Регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил N 1156).
Предложение о заключении договора на вывоз ТКО, адресованное неопределенному кругу лиц, опубликовано Региональным оператором в Вестнике Москвы от 16.11.2021 N 27, а также на официальном сайте ГУП "Экотехпром", размещенном в сети Интернет (https://eco-pro.ru).
Договор на обращение с ТКО между истцом и ответчиком вступил в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.8 (17) Правил N 1156).
Кроме того, истец направлял в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1-8-17417 от 01.01.2022, однако ответчик, получив проект договора, уклонился от его подписания.
Ответчик, действуя недобросовестно, уклонился от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, тем самым нарушил экологическое законодательство Российской Федерации в части обращения с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора на обращение с ТКО как единого подписанного сторонами документа не снимает с Регионального оператора обязанность оказывать услуги в соответствии с типовым договором.
При этом, независимо от даты заключения (подписания) договора на обращение с ТКО между собственником ТКО (потребителем) и Региональным оператором, датой начала оказания услуг Регионального оператора является дата начала деятельности Регионального оператора в г.Москве - 01.01.2022.
Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Местом накопления ТКО Ответчика служит контейнерная площадка по адресу: г. Москва, Кудринский пер., д. ЗБ, стр.2; г. Москва, ул. Тверская, д. 23, стр. 1.
Правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (ст.429.4 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п.2 ст.429.4 Гражданского кодекса РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами).
Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами.
Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.
Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае не востребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (п.2 ст.429.4 Гражданского кодекса РФ, п.33 Постановления N 49 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" от 25.12.2018).
По смыслу раздела I (1) Правил N 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО.
Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку.
Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения абонентской платы региональному оператору, во- вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
С учетом установленной абонентской обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности и факт заключения им договора на обращение с ТКО (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором, а также факт исполнения таким лицом обязанностей по указанному договору.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.".
В связи с тем, что региональный оператор оказывает услуги по всей территории г. Москвы, отходы, образующиеся у ответчика, неизбежно, попадают к Региональному оператору, так как ответчик мог вывозить ТКО, образуемые в результате деятельности, на любую контейнерную площадку (место накопления), включенную в территориальную схему.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере обращения с ТКО не содержит запрет на складирование ТКО вне зоны деятельности юридического лица, а именно: на контейнерных площадках, расположенных вблизи объектов согласно территориальной схеме обращения с ТКО для договоров с установленным нормативом накопления ТКО.
Пунктом 20 раздела VI типовой формы договора установлено, что потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По общему правилу п.5 ст.10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. При этом ненадлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств по договору может быть подтверждено потребителем только в порядке, предусмотренном пунктом 16 типовой формы договора.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие ненадлежащее исполнение Региональным оператором своих обязательств по договору на обращение с ТКО, перечисленные в разделе VI типовой формы договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Таким образом, Ответчик необоснованно указывает на то, что соответствующая услуга по обращению с ТКО ему не оказывалась.
Ответчик необоснованно указывает на то, что фактически услуга оказывалась третьим лицом.
Пунктом 2 ст.24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу, представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
Правом обращения с ТКО на территории г.Москвы в силу закона обладает только Региональный оператор - ГУП "Экотехпром", иные лица не имеют право осуществлять данный вид деятельности.
Ответчик в обоснование своих требований необоснованно ссылается на договор N 101 от 01.04.2019, заключенный между ответчиком и ООО "Гидроспецмонтаж".
ООО "Гидроспецмонтаж" не имело законных оснований для оказания услуг по обращению с ТКО на территории г.Москвы после 01.01.2022.
Представленный ответчиком договор не является договором на оказание услуг по обращению с ТКО, так как не содержит в себе весь комплекс услуг, указанных в ст.1 Федерального закона N 89-ФЗ, в п.1 формы типового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как указано в п.1.1 договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказания транспортных услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) с территории заказчика.
При этом отходы ответчика подлежали захоронению (размещению) в качестве отходов производства (п.1.1 договора N 72-ОП-2022 от 02.11.2021 между ООО "Гидроспецмонтаж" и АО "ПОЛИГОН ТИМОХОВО").
Отходы производства не относятся к ТКО, а являются самостоятельным видом отходов (ст.1 Федерального закона N 89-ФЗ, Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242).
ООО "Гидроспецмонтаж" не оказывало услуги по обращению с ТКО согласно Договору и не имело законных оснований для оказания услуг по обращению с ТКО на территории г.Москвы.
Согласно п.1 ст.24.7 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальная схема обращения с отходами города Москвы утверждена распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы N 01-01-14-590/19 от 26.12.2019 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами города Москвы" (с изм., утв. распоряжением от 30.12.2021 N 01-01-14/325/21), согласно которой, определяется нахождение источников образования отходов, количество образующихся отходов, целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, места накопления отходов, места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и др.
Данный договор нарушает Федеральный закон N 89-ФЗ, а также указанную выше территориальную схему обращения с отходами города Москвы, так как заключен с лицом, неуполномоченным на обращение с ТКО на территории г.Москвы.
Таким образом, ответчик необоснованно указывает на то, что фактически услуга оказывалась третьим лицом.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2023 по делу N А40-48405/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48405/2023
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Ответчик: ООО УК "ТЕХНОСЕРВИСИНВЕСТ"
Третье лицо: ООО "ЭКОЛАЙН"