г. Москва |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А40-102270/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.М. Мухина,
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2023 по делу N А40-102270/23
по заявлению ООО "ПТФ "Даймон"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконными решений от 09.02.2023 года N N 33-5-102290/22-(0)-2, 33-5-102285/22- (0)-2, 33-5-102276/22-(0)-2, 33-5-102279/22-(0)-2,
при участии:
от заявителя: |
Гришин А.А. по дов. от 15.03.2021; |
от ответчика: |
Горчакова Е.А. по дов. от 22.12.2022 N 33-Д-1547/22; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2023, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая фирма "Даймон" (заявитель, Общество) о признании незаконными решения Департамента городского имущества города Москвы (заинтересованное лицо, Департамент) от 09.02.2023 N N 33-5-102290/22-(0)-2, 33-5-102285/22-(0)-2, 33-5-102276/22-(0)-2, 33-5-102279/22-(0)-2, суд также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет и заключения соответствующих договоров аренды в отношении земельных участков кадастровый номер 77:02:0005005:2143, уточнённой площадью 92 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 3; кадастровый номер 77:02:0005005:2140, уточнённой площадью 465 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 4; кадастровый номер 77:02:0005005:2144, уточнённой площадью 583 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 7; кадастровый номер 77:02:0005005:2141, уточнённой площадью 1136 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 8, согласно ранее представленным документам в порядке и сроки, установленные соответствующим законодательством.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что если отсутствует право на здание, строение, сооружение, то исключительное право на земельный участок не имеется.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, 20.10.2022 заявитель обратился в Департамент за оказанием государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельных участков кадастровый номер 77:02:0005005:2143, уточнённой площадью 92 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 3; кадастровый номер 77:02:0005005:2140, уточнённой площадью 465 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 4; кадастровый номер 77:02:0005005:2144, уточнённой площадью 583 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 7; кадастровый номер 77:02:0005005:2141, уточнённой площадью 1136 кв.м., адрес: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 8 (далее - Земельные участки).
Письмами от 16.11.2022 государственным регистратором сообщено о приостановлении действий по оказанию данной услуги.
В связи с получением Актов Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в оказании государственной услуги было отказано.
Полагая, что отказы департамента нарушает законные права и интересы заявителя, в частности, исключительное право собственника объекта недвижимости на аренду земельного участка, на котором он расположен, ООО "ПТФ "Даймон" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", суд первой инстанции признал оспариваемые отказы Департамента недействительными и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Судом установлено, что письмами от 09.02.2023 N N 33-5-102290/22-(0)-2, 33-5-102285/22-(0)-2, 33-5-102276/22-(0)-2, 33-5-102279/22-(0)-2 Департамент в оказании государственной услуги отказал на основании наличия Актов Госинспекции по недвижимости от 09.11.2022 N 9029737 и N 9029737/1, согласно которым:
- эстакада с кадастровым номером 77:02:0005005:1662 площадью 215,9 кв. м по адресу: город Москва, ул. Молодцова, дом 14А, соор. 3, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:2141 по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 8, обладает признаками самовольного строительства;
- ограждение с кадастровым номером 77:02:0005005:1664 протяженностью 421 м по адресу: город Москва, улица Молодцова, дом 14А, соор. 2, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:2140 по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 4, обладает признаками самовольного строительства;
- ограждение с кадастровым номером 77:02:0005005:1664 протяженностью 421 м по адресу: город Москва, улица Молодцова, дом 14А, соор. 2, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:2143 по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 3, обладает признаками самовольного строительства;
- ограждение с кадастровым номером 77:02:0005005:1664 протяженностью 421 м по адресу: город Москва, улица Молодцова, дом 14А, соор. 2, и эстакада с кадастровым номером 77:02:0005005:1662 площадью 215,9 кв. м по адресу: город Москва, ул. Молодцова, дом 14А, соор. 3, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:2143 по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 3 и земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:2144 по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, влд. 14А, стр. 7, обладают признаками самовольного строительства.
Вместе с тем, земельный участок под строением 9 Департаментом в аренду заявителю был предоставлен.
Как указывает Департамент, согласно письму Госинспекции по недвижимости от 20.01.2023 информация, изложенная в вышеуказанном Акте, является актуальной.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
В частности, согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации вышеуказанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее - Постановление N 199-ПП) утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом.
Постановление N 199-ПП имеет статус нормативного-правового акта, ввиду чего при предоставлении государственных услуг в сфере земельно-правовых отношений Департамент, а также лица, обращающиеся за получением государственных услуг, обязаны руководствоваться данным документом и не пренебрегать положениями последнего.
Согласно указанному Административному регламенту с 01.08.2015 прием запросов на предоставление, государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Официального сайта Мэра Москвы в разделе "Услуги и сервисы" https://www.mos.ru/services. Услуга предоставляется только зарегистрированным пользователям после получения индивидуального кода доступа к подсистеме "личный кабинет".
Юридические лица для получения индивидуального кода доступа к официальному сайту используют электронную подпись, соответствующую требованиям, установленным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра".
Предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам по письменным обращениям произвольной формы, а также прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на бумажном носителе, законом не предусмотрено.
Заявление на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению к Административному регламенту (п.п. 1.5., 2.4.3.2, 2.4.5, 2.5.1.1 Административного регламента).
Указанные положения являются общим стандартом предоставления государственных услуг города Москвы.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки могут быть предоставлены в аренду согласно гражданскому законодательству и Земельному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Порядок приобретения заявителями права аренды на земельный участок, в том числе, перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, определен статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса РФ, Административным регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Как установлено ч. 6 ст. 39.20 ЗК РФ, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения 7 торгов (в том числе в долгосрочную аренду), установлен ст. 39.16 ЗК РФ.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Между тем, Департамент в своем письменном отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка указывает на основания отказа, не предусмотренные ст. 39.16 ЗК РФ.
Наличие акта государственной инспекции не входит в перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, установленный ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Как правомерно указал суд первой инстанции, своими действиями Департамент нарушает право заявителя, являющегося собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, установленное ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, на приобретение данного земельного участка в аренду.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемых отказов, поскольку заявителем в Департамент были представлены все необходимые документы, для предоставления государственной услуги, в связи с чем, оснований для отказа в заключение договоров аренды земельных участков не имелось.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных обществом требований, суд правомерно обязал Департамент устранить нарушения прав и законных интересов ООО "ПТФ "Даймон" в установленном законом порядке и сроки.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2023 по делу N А40-102270/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102270/2023
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВАЯ ФИРМА "ДАЙМОН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ