г. Москва |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А40-22216/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
С.М. Мухина, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Агроторг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2023 по делу N А40-22216/23 (130-167)
по заявлению ООО "Агроторг" (ОГРН: 1027809237796, ИНН: 7825706086)
к Управе района Братеево города Москвы
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Гусева Е.Р. по дов. от 03.03.2022 N 65438025/2022; |
от ответчика: |
Ткаченко Л.С. по дов. от 08.11.2022 N Бр-16-787/2; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управе района Братеево города Москвы (далее- Управа, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении срока для рассмотрения обращения о предоставлении государственной услуги, обязании в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу оказать государственную услугу: "Выдача решения о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве".
Решением суда от 31.05.2023 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Агроторг" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что все документы, необходимые для рассмотрения обращения о предоставлении государственной услуги были представлены в Управу через ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" и приняты 06.09.2022 ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", о чем выдана расписка. Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что документы на предоставление компенсации в форме гранта фактически в Управу района Братеево города Москвы не поступали, так как префектура Южного административного округа города Москвы установила некомплектность пакета документов, не имеет правового значения. В силу Порядка предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.05.2022 N 921, в процессе получения компенсации в форме гранта участвуют только две стороны: орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы, указанное в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа и лицо, претендующее на компенсацию, то есть заявитель. Ни префектура Южного административного округа города Москвы, ни ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" участниками соглашения не являются.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика решение суда поддержал в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06 сентября 2022 года ООО "Агроторг" (далее - заявитель, Общество) в Управу района Братеево города Москвы (далее - ответчик, Управа) через ГБУ г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", МФЦ района Савеловский было подано Заявление о предоставлении компенсации в форме гранта (далее - Заявление) в размере 100 000 рублей - сумма административного штрафа по делу об административном правонарушении: Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы N 5-20.6.1-1773/2021 от 15.07.2021 г.
В подтверждение принятия заявления МФЦ района Савеловский выдана расписка рег. N 1634479-2022 от 06.09.2022 (л.д.39). В расписке указано, что вместе с заявлением представлены и приняты следующие документы: постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, документ, подтверждающий уплату штрафа, иной документ доверенность N78512863/2022 от 25.08.2022, иные документы документ удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина РФ).
Так как в нарушение установленного срока органом исполнительной власти города Москвы не принято решение о предоставлении компенсации в форме гранта или об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта, ООО "Агроторг" посчитало бездействие Управы незаконным и нарушающим его права и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с разъяснительным письмом от 28.04.2023 N 02-5-8049/23 поступившим из МФЦ г. Москвы, МФЦ 09.09.2022 года в установленном порядке принятые комплекты документов направили в префектуру Южного административного округа города Москвы. Для принятия решения документы были приняты по реестру передачи документов. При приемке сотрудниками префектуры Южного административного округа города Москвы заявлений и приложенных к ним пакетов документов было установлено, что комплектность не соответствует требованиям, а именно, в постановлениях по делу об административном правонарушении требуется проставить заверенную копию печати уполномоченной организации (суд, МФЦ) (синяя печать), отсутствует подтверждение полномочий о передаче прав от ООО "Агроторг" к ООО "Корпоративный центр ИКС 5" в лице Шехтермана И.В. Материалы были направлены в МФЦ района Савеловский города Москвы для передачи Заявителю в целях устранения несоответствий, что подтверждается документами префектуры Южного административного округа города Москвы: Реестр передачи документов от 12 сентября 2022 г. N 93, Акт о несоответствии сведений, указанных в реестре документов на отправку от 12.09.2022 г. посредством спецсвязи. Так как сотрудники МФЦ не смогли связаться с Заявителем по указанному номеру телефона в Заявлении, документы на предоставление компенсации в форме гранта в размере 100 000 рублей в управу района Братеево города Москвы не поступали, незаконное бездействие ответчика отсутствует.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции неверными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с Положением об Управе района города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, Управа района города Москвы (далее - управа района) - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы.
Правительством Москвы 24.05.2022 г. было принято Постановление N 921-ПП "О дополнительных мерах поддержки отдельных категорий граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в условиях санкций" (далее - Постановление N 921-ПП).
Постановлением N 921-ПП предусмотрена возможность получения юридическими лицами компенсаций штрафов, назначенных за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 2.1 Постановления N 921-ПП установлено, что компенсация предоставляется гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, уплатившим административные штрафы, назначенные за несоблюдение требований, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, на основании постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, вынесенных в связи с возбуждением и (или) рассмотрением органами исполнительной власти города Москвы, государственными казенными учреждениями города Москвы дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ и статьей 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 921-ПП компенсация в форме гранта предоставляется в заявительном порядке при обращении в многофункциональный центр предоставления государственных услуг.
Порядок предоставления мер поддержки регламентирован совместным приказом от 26.05.2022 N 30/22/61-02-212/22/пр-95/22/210 "Об утверждении Порядка к предоставления дополнительных мер поддержки отдельным категориям граждан, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в условиях санкций" (далее - Совместный приказ).
Согласно п. 4 Совместного приказа компенсация предоставляется на основании заявления о предоставлении компенсации по форме согласно приложениям 2, 3 к настоящему приказу (далее - заявление), подаваемого плательщиком административного штрафа, его представителем (далее - Заявитель, представитель Заявителя) через филиалы Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу в органы исполнительной власти города Москвы, государственные казенные учреждения города Москвы, возбудившие (рассмотревшие) соответствующие дела об административных правонарушениях.
Пунктом 5 Совместного приказа установлены документы, предоставляемые вместе с заявлением о предоставлении компенсации в МФЦ.
В силу пункта 9 Совместного приказа при подаче заявления работник МФЦ:
9.1. Осуществляет прием и регистрацию заявления и документов с использованием автоматизированной информационной системы многофункциональных центров в день обращения с заявлением;
9.2. Обеспечивает при отсутствии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, передачу в течение трех рабочих дней заявления и документов на бумажном носителе в орган исполнительной власти города Москвы или государственное казенное учреждение города Москвы в соответствии с наименованием органа исполнительной власти города Москвы или государственного казенного учреждения города Москвы, указанным в решении суда либо постановлении о назначении административного штрафа;
9.3. Отказывает Заявителю в приеме заявления и выдает по требованию Заявителя уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причин отказа при наличии оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка. Взаимодействие органа исполнительной власти города Москвы, государственного казенного учреждения города Москвы с МФЦ осуществляется на основании заключаемых соглашений о взаимодействии.
Согласно пункта 11.1 Совместного приказа Орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы в течение 30 календарных дней для индивидуальных предпринимателей или 60 календарных дней для юридических лиц с момента подачи Заявителем документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении компенсации в форме гранта или об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта. В силу пункта 11.2. При наличии оснований для отказа в предоставлении компенсации, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка, орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы в срок 7 календарных дней со дня принятия решения об отказе направляет Заявителю на адрес электронный почты (в случае отсутствия адреса электронной почты - на почтовый адрес), указанный в заявлении, уведомление об отказе в предоставлении компенсации в форме гранта с указанием причин отказа.
Согласно пункту 13 Совместного приказа Орган исполнительной власти города Москвы, государственное казенное учреждение города Москвы также направляет копию уведомления об отказе в предоставлении компенсации в МФЦ по месту подачи Заявителем заявления в срок не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения об отказе.
Пунктом 17 Совместного приказа установлено, что Органами исполнительной власти города Москвы, государственными казенными учреждениями города Москвы, осуществляющими принятие решения о предоставлении компенсаций в соответствии с настоящим Порядком, являются, в том числе, Префектуры административных округов города Москвы (управы районов города Москвы) (п.17.8).
В соответствии с Положением об Управе района города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, Управа района города Москвы (далее - управа района) - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы
Из материалов дела следует, что заявление ООО "Агроторг" от 06.09.2022 было принято МФЦ района Савеловский, о чем выдана расписка рег. N 1634479-2022 от 06.09.2022. Оснований для отказа в приеме заявления МФЦ не усмотрело, передав заявление с пакетом документов в Префектуру Южного административного округа города Москвы. Между тем, в соответствии с п.11 Совместного приказа обращение Общества не было рассмотрено Органом исполнительной власти города Москвы.
Учитывая, что представление заявления непосредственно в Управу района Братеево города Москвы ни Постановлением N 921-ПП, ни Совместным приказом не предусмотрена, апелляционный суд считает, что подача заявления в МФЦ района Савеловский и принятие заявления влекут за собой обязанность Органа исполнительной власти города Москвы рассмотреть обращение Общества по существу. При этом физическое не поступление документов в Управу района Братеево города Москвы не имеет правового значения, так как возможность возврата, принятых МФЦ документов, обратно заявителю ни Постановлением N 921-ПП, ни Совместным приказом не установлена, решение об отказе в предоставлении компенсаций не выносилось, заявитель не может повлиять на порядок взаимодействия органа исполнительной власти города Москвы, государственного казенного учреждения города Москвы с МФЦ.
При таких условиях коллегия считает, что не рассмотрение в 60- дневный срок со дня поступления в МФЦ обращения ООО "Агроторг" (06.09.2022) о предоставлении государственной услуги "Выдача решения о выплате компенсации в форме гранта в целях дополнительных мер поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в городе Москве", является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя. В связи с чем, на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, заявление ООО "Агроторг" подлежало удовлетворению.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом восстановления нарушенного права. При этом суд вправе самостоятельно определять такой способ.
С учетом признания незаконным бездействия Управы, апелляционный суд в целях восстановления нарушенного права заявителя считает возможным обязать Управу района Братеево города Москвы рассмотреть в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу заявление ООО "Агроторг" о предоставлении государственной услуги, направленного в МФЦ района Савеловский и зарегистрированного за номером N 1634479-2022 от 06.09.2022.
Судебные расходы по делу в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2023 по делу N А40-22216/23 отменить.
Заявленное ООО "Агроторг" требование удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управы района Братеево города Москвы, выразившееся в нарушении срока для рассмотрения обращения о предоставлении государственной услуги.
Обязать Управу района Братеево города Москвы восстановить нарушенные права ООО "Агроторг" путем рассмотрения в тридцатидневный срок со дня вступления постановления в законную силу заявления ООО "Агроторг" о предоставлении государственной услуги, направленного в МФЦ района Савеловский и зарегистрированного за номером N 1634479-2022 от 06.09.2022.
Взыскать с Управы района Братеево города Москвы в пользу ООО "Агроторг" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб., за рассмотрение дела в апелляционной инстанции 1500 руб.
Возвратить ООО "Агроторг" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. по п/п от 24.07.2023 N 65700.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22216/2023
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: УПРАВА РАЙОНА БРАТЕЕВО ГОРОДА МОСКВЫ