г. Москва |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А40-234849/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Россетти Ленэнерго"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-234849/22
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Черепанова О.А. по доверенности от 01.12.2022, Шалманов Е.Г. по доверенности от 05.12.2022, Целиков Д.В. по доверенности от 18.10.2021; |
от заинтересованного лица: |
Савостина Е.В. по доверенности от 09.01.2023; |
от третьего лица: |
Шитт Я.Р. по доверенности от 09.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Заявитель, ПАО "Россети Ленэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - Заинтересованное лицо, ФАС России, Антимонопольный орган) о признании незаконным решения ФАС России от 29.07.2022 N СП/72090/22 в части выводов, изложенных в пунктах 5 и 6.2 мотивировочной части решения.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечен Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 в удовлетворении заявления ПАО "Россети Ленэнерго" отказано.
ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители ПАО "Россети Ленэнерго" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель Заинтересованного лица в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Третьего лица в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области приказом от 30.12.2021 N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" установил тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также величину необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ПАО "Россети Ленэнерго".
Не согласившись с принятым тарифным решением, ПАО "Россети Ленэнерго" в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 (далее - Правила N 533), обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с ЛенРТК.
По результатам рассмотрения разногласий ФАС России принято решение от 29.07.2022 N СП/72090/22, которым заявленные на разногласия требования удовлетворены частично, при этом по статьям затрат "Излишне полученный доход в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования" (пункт 5 мотивировочной части оспариваемого решения) и "Корректировка необходимой валовой выручки по неподконтрольным расходам" (подстатья "Налог на прибыль за 2020 год") (пункт 6.2. мотивировочной части оспариваемого решения) в удовлетворении требований было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующего. Суд указал, что действия ЛенРТК полностью соответствуют требованиям пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, согласно которому регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных, в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.
Учитывая, что излишне полученный доход ПАО "Россети Ленэнерго" был учтен органом регулирования в НВВ 2021 года, ЛенРТК соблюден 5-летний срок для принятия мер, направленных на исключение из расчетов экономически необоснованных доходов, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования.
Судом первой инстанции учтены выводы судов, изложенные в рамках дела N А40-166481/2021.
Также суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктами 5, 6 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации 13 декабря 2011 года N 585 ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета. Суд указал, что фактические данные, отраженные в представленных ПАО "Россети Ленэнерго" налоговых декларациях за 2019 и 2020 годы такого раздельного учета не предусматривают; отраженные в отчетах ПАО "Россети Ленэнерго", ежегодно предоставляемых в соответствии с Порядком N 585 в орган регулирования, отражают экономическую обоснованность расходов по уплате налога на прибыль с учетом соблюдения пунктов 5, 6 Основ ценообразования.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения.
Пунктом 5.3.22. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение N 331),установлено, что ФАС России, рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения.
Порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике установлен Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 (далее - Правила N 533).
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), в необходимую валовую выручку включается компенсация неподконтрольных расходов, в том числе налога на прибыль организаций, исходя из фактических значений затрат.
Согласно положениям пунктов 20 и 28 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям. Расходы на уплату налога на прибыль учитываются в составе иных расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции, и определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 15-35 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит НВВ - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации налог на прибыль организаций за отчетный период отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 N 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - Порядок N 585).
В соответствии с пунктами 21, 22 ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина РФ от 19.11.2001 N 114н (далее - ПБУ 18/02) сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. соответствует величина текущего налога на прибыль, который согласно приложению N 1 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н отражается по строке 2411 "текущий налог на прибыль" в отчете о финансовых результатах, являющемся частью бухгалтерской отчетности.
ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение сумм, не относящихся к налогу на прибыль отчетного периода в соответствии с законодательством Российской Федерации (изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств).
Отложенное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив могут оказать влияние на величину налога на прибыль в будущем, то есть носят вероятностный характер, и не учитываются при расчете величины налога, подлежащей уплате в текущем периоде, что подтверждается пунктом 21 ПБУ 18/02 и приложением к данному положению, согласно которым в расчет текущего налога на прибыль не включаются суммы отложенного налогового обязательства и отложенного налогового актива.
Таким образом, отложенное налоговое обязательство, равно как и отложенный налоговый актив, могут оказать влияние на величину налога на прибыль, то есть носят вероятностный характер, но не учитывается при расчете величины данного налога, подлежащей уплате в текущем периоде.
Текущим налогом на прибыль в силу положений пункта 21 ПБУ 18/02 признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фактический налог на прибыль за отчетный период, исчисленный в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета, подлежащий учету при расчете корректировки неподконтрольных расходов за данный период, отражается в составе бухгалтерской отчетности по строке "текущий налог на прибыль" и соответствует налоговой декларации. Его распределение по видам деятельности осуществляется на основании учетной политики организации.
Как указано в пункте 3.23.11. Положения по учетной политике ПАО "Россети Ленэнерго" текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Общество использует способ определения величины текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Согласно разделу 5 Учетной политики ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 год базой для распределения налога на прибыль по видам деятельности является бухгалтерская прибыль до налогообложения.
Из представленного в материалы дела Отчета о финансовых результатах ПАО "Россети Ленэнерго" за 2020 год следует, что величина прибыли до налогообложения за 2020 год в целом по организации составила 17 115 820 тыс. руб., величина текущего налога на прибыль в целом по организации составила 3 468 432 тыс. руб.
Согласно таблице 1.3 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов за 2020 год прибыль до налогообложения в ПАО "Россети Ленэнерго" составила 17 115 820 тыс. руб., в том числе на территории Ленинградской области от оказания услуг по передаче электрической энергии прибыль до налогообложения составила 3 451 323 тыс. руб. и прибыль до налогообложения от технологического присоединения - 1 072 721 тыс. руб. Убыток до налогообложения по прочим видам деятельности составил 401 459 тыс. руб.
Из представленной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2020 год, сумма начисленного налога на прибыль в целом по ПАО "Россети Ленэнерго" составила 3 468 432 тыс. руб., в том числе величина налога в федеральный бюджет - 618 037 тыс. руб., в бюджет Ленинградской области - 1 039 806 тыс. руб.
С учетом распределения налога в федеральный бюджет пропорционально налоговой базе по субъектам РФ, в соответствии с Учетной политикой Заявителя, общая величина налога, относимого на Ленинградскую область, составляет 1 223 301 тыс. рублей (1 039 806 + 183 495 (налоговая база из декларации в размере 6 116 502 тыс. рублей*3 %)).
Согласно пояснениям Заявителя, в связи с формированием отрицательного финансового результата по прочей деятельности Заявителя за 2020 год (подтверждается данными формы 1.3 Порядка ведения раздельного учета) весь текущий налог на прибыль в размере 1 223 301 тыс. рублей относится на регулируемые виды деятельности.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции и Антимонопольного органа о том, что при корректировке неподконтрольных расходов величины налога должны приниматься в соответствии с информацией, отраженной в строке 120 Таблицы 1.3 Порядка.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, не основанному на нормах действующего законодательства и не вытекающему из пункта 20 Основ ценообразования, о том, что Таблица 1.3 Порядка "Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме "Отчет о прибылях и убытках" является документом бухгалтерского учета.
Величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности для включения в НВВ должна соответствовать нормативным актам в сфере регулирования цен (тарифов), а именно положениям пункта 20 Основ ценообразования, предусматривающего включение в НВВ расходов по оплате налога на прибыль, то есть текущего налога.
В рассматриваемом случае ФАС России и судом первой инстанции не установлено и материалами дела не подтверждено наличие каких-либо нарушений ведения Заявителем бухгалтерского учета, в том числе с учетом внесенных в ПБУ 18/02 изменений приказом Минфина России от 20 ноября 2018 года N 236н, которые бы привели к недостоверному отражению информации о величине налога на прибыль, подлежащего учету в НВВ.
Нарушений заполнения Заявителем налоговой декларации за 2020 год материалы дела также не содержат.
В этой связи суд апелляционной инстанции не может согласиться и с выводом суда первой инстанции о разрешении аналогичного вопроса в решении ФАС России от 23.07.2021 года N СП/61880/21.
Так, в указанном решении предметом рассмотрения являлась плановая величина налога на прибыль с целью учета в необходимой валовой выручке ПАО "Россети Ленэнерго" на 2021 год.
В настоящем же деле Заявитель не согласен с размером включенной фактической величиной налога на прибыль.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает выводы, изложенные в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26.04.2024 по делу 3а-187/2022.
Следовательно, в настоящем деле установлены иные, нетождественные обстоятельства рассмотренным в решении ФАС России от 23.07.2021 N СП/61880/21, и, как следствие, при рассмотрении дела А40-166481/2021.
Таким образом, судом первой инстанции необоснованно применена статья 16 АПК РФ со ссылкой на дело А40-166481/2021.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что такой подход ФАС России при определении фактической величины налога на прибыль за 2020 год нарушает положения действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанная норма содержит указание на период, в течение которого регулирующий орган может исключать из НВВ (распределять) экономически необоснованные доходы и расходы, а не на период, за который были выявлены соответствующие необоснованные доходы и расходы организации, на что необоснованно указал суд первой инстанции.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что регулирование ПАО "Россети Ленэнерго" в 2019-2020 годах на территории Ленинградской области осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала в соответствии с Методическими указаниями N 228-э.
С 2021 года на территории Ленинградской области ПАО "Россети Ленэнерго" регулируется с применением метода долгосрочной индексации НВВ в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Согласно пункту 39 Основ ценообразования при изменении метода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год.
Следовательно, ЛенРТК при корректировке НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" 2022 года обязан был руководствоваться Методическими указаниями N 228-э.
Пунктом 42 Методических указаний N 228-э определено, что при установлении тарифов на 2022 год (i год) корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по итогам 2020 года (i-2).
*,
* - компенсация фактически понесенных в году i-2 неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов на год i-2, определяемая в соответствии с пунктами 20 - 21 указанных Методических указаний. Компенсация может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
*.
* - объем неподконтрольных расходов, установленный регулирующими органами, при корректировке НВВ (тарифов) на год i-2;
* - фактический объем неподконтрольных расходов, определяемый регулирующими органами с учетом результатов анализа обоснованности понесенных расходов регулируемой организации за год i-2.
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний N 228-э ЛенРТК при установлении цен (тарифов) на 2021 год произведена оценка итогов ПАО "Россети Ленэнерго" за 2019 год.
По итогам 2019 года ПАО "Россети Ленэнерго" понесло фактические расходы на уплату налога на прибыль на территории Ленинградской области в размере 1 421 843 тыс. руб.
При определении НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2019 год ЛенРТК плановая величина расходов по статье "Налог на прибыль" была учтена в размере 601 579 тыс. руб.
При установлении цен (тарифов) на 2022 год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний N 228-э производится оценка итогов 2020 года.
Проведение оценки деятельности ПАО "Россети Ленэнерго" за 2019 год (i-3) при установлении цен (тарифов) на 2022 год не соответствует положениям Методических указаний N 228-э.
Итоги деятельности ПАО "Россети Ленэнерго" за 2021 год, в котором, по мнению ЛенРТК, в НВВ был учтен излишне полученный доход, подлежат учету в соответствии с Методическими указаниями N 98-э при определении корректировки НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2023 год.
На момент принятия приказа ЛенРТК от 30.12.2021 N 603-п отчетный 2021 год был не завершен.
С учетом положений норм законодательства, у органа регулирования отсутствовала объективная возможность провести оценку итогов деятельности за 2021 год и определить излишний и (или) недополученный доход ПАО "Россети Ленэнерго" за 2021 год.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования (*тыс.руб.) определяется по формулам:
* (1),
Вi - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных, в том числе, по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний N 98-э и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования N 1178.
где:
*- расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний N 98-э.
Указанные расходы определяются следующим образом:
* - корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра.
В этой связи является неверным вывод суда первой инстанции о том, что ЛенРТК соблюден 5-летний срок для принятия мер, направленных на исключение из расчетов экономически необоснованных доходов, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования, поскольку суд первой инстанции неправильно квалифицировал соответствующие действия ЛенРТК.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, решение ФАС России от 29.07.2022 N СП/72090/22 в части пунктов 5 и 6.2 мотивировочной части решения в части отказа в удовлетворении требований ПАО "Россети Ленэнерго" по статьям: "Излишне полученный доход в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования" и "Корректировка необходимой валовой выручки по неподконтрольным расходам" признается судом апелляционной инстанции незаконным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2023 подлежит отмене, заявление ПАО "Россети Ленэнерго" - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.03.2023 по делу N А40-234849/22 отменить.
Признать незаконным решение Федеральной антимонопольной службы от 29.07.2022 N СП/72090/22 в части пунктов 5 и 6.2 мотивировочной части решения в части отказа в удовлетворении требований ПАО "Россети Ленэнерго" по статьям: "Излишне полученный доход в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования" и "Корректировка необходимой валовой выручки по неподконтрольным расходам".
Взыскать с Федеральной антимонопольной службы в пользу ПАО "Россети Ленэнерго" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3 000 руб.
Взыскать с Федеральной антимонопольной службы в пользу ПАО "Россети Ленэнерго" расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб.
Возвратить ПАО "Россети Ленэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234849/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области