г. Владивосток |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А51-2095/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камчатка Лайнс",
апелляционное производство N 05АП-4766/2023
на решение от 29.06.2023
судьи М.С.Кирильченко
по делу N А51-2095/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камчатка Лайнс" (ИНН 2536204024, ОГРН 1082536007718)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Приморскому краю (ИНН 2540010720, ОГРН 1042504383228)
о признании недействительным решения N 12/211 от 17.11.2022 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля,
при участии:
представитель ООО "Камчатка Лайнс" Фиш Н.А. (участие онлайн) по доверенности от 13.08.2023 сроком действия на 6 месяцев, диплом о высшем юридическом образовании N 839, свидетельство о заключении брака, паспорт;
представители Межрайонной ИФНС N 14 Ефременко Я.В. по доверенности от 09.01.2023 сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании N260, служебное удостоверение; Цицилина И.А. по доверенности от 21.11.2022 сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Камчатка Лайнс" обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Приморскому краю N12/211 от 17.11.2022 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать ответчика ознакомить общество с перечнем документов, ссылки на которые имеются в акте проверки
Решением от 29 июня 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства, указав в обоснование жалобы на следующее.
Налоговый орган нарушил процедуру оформления результатов и рассмотрения материалов налоговой проверки. Налоговый орган неправомерно отказав в ознакомлении с документами, указанными в описательной части акта, лишив налогоплательщика возможности подготовить возражения на акт в момент вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Инспекцией в порядке, установленном статьей 89 НК РФ, проведена выездная налоговая проверка ООО "Камчатка Лайнс" по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
В ходе проверки выявлены нарушения Обществом законодательства о налогах и сборах, что явилось основанием для составления акта налоговой проверки от 29.08.2022 N 12/182 (далее - акт от 29.08.2022 N -12/182).
На основании п. 6 ст. 101 НК РФ налоговым органом принято решение от 17.11.2022 N 12/211А "О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля", которое получено 18.11.2022 представителем ООО "Камчатка Лайнс" - Говорухиной О.М.
Не согласившись с решением о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля Общество обратилось с жалобой в УФНС России по Приморскому краю. Решением УФНС России по Приморскому краю от 18.01 2024 N 13-09/01501@ жалоба ООО "Камчатка Лайнс" оставлена без удовлетворения.
В связи с чем, ООО "Камчатка Лайнс" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Приморскому краю от 17.11.2022 N12/211А "О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля".
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что выявленные в ходе выездной налоговой поверки ООО "Камчатка Лайнс" налоговые правонарушения отражены в акте налоговой проверки от 29.08.2022 N 12/182, который с приложениями на СД-диске, и вместе с извещением от 29.08.2019 N12/5654 о времени и месте рассмотрения материалов проверки (назначено на 07.10.2022) получен 05.09.2022 представителем налогоплательщика Рим А. А. (доверенность от 01.08.2022).
Не согласившись с фактами, изложенными в акте от 29.08.2022 N 12/182, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик представил 05.10.2022 (вх. N053834) письменные возражения от 04.10.2022 на данный акт. В данных возражениях Общество сообщало о представлении инспекцией не всех документов к акту, в связи с чем, просило ознакомить его с недостающими документами.
Акт от 29.08.2022 N 12/182 и материалы выездной налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений от 05.10.2022 рассмотрены 07.10.2022 в присутствии представителя Общества Говорухиной О.М. (доверенность от 22.08.2022 N02/22), о чем составлен протокол N182/1.
Из данного протокола усматривается, что в ходе заседания представителем налогоплательщика поддержаны доводы, изложенные в возражениях, а также заявлено ходатайство о переносе (об отложении) рассмотрения материалов проверки на 1 месяц, для ознакомления с документами.
Ходатайство налогоплательщика удовлетворено, налоговым органом принято решение от 07.10.2022 N 12/190 "О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки" (назначено на 08.11.2022), которое направлено и получено по телекоммуникационным каналам связи 10.10.2022.
Налоговым органом уведомлением от 12.10.2022 N 12-08/9749 "О вызове в налоговый орган налогоплательщика" Общество приглашено для ознакомления с материалами проверки. 24.10.2022 представитель ООО "Камчатка Лайнс" Говорухина О.М. (доверенность от 22.08.2022 N 02/22) ознакомлена с материалами налоговой проверки, что подтверждается протоколом ознакомления от 24,10.2022.
Обществом 07.11.2022 в инспекцию представлены возражения от 07.11.2022 (вх. N 058995) на акт от 29.08.2022 N 12/182. В данных возражениях Общество также сообщало о представлении инспекцией не всех документов к акту, в связи с чем, просило ознакомить его с недостающими документами.
Акт от 29.08.2022 N 12/182 и материалы выездной налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений от 05.10.2022, 07.11.2022 рассмотрены 08.11.2022 в присутствии представителя Общества Говорухиной О.М. (доверенность от 22.08.2022 N02/22), о чем составлен протокол N162/1.
Из данного протокола усматривается, что в ходе заседания представителем налогоплательщика поддержаны доводы, изложенные в возражениях, а также сообщено, что документы по налоговой проверке представлены не в полном объеме.
О необходимости ознакомления со всеми имеющимися документами проверки ООО "Камчатка Лайнс" также заявлено в письменном ходатайстве (вх. от 08.11.2022 N 058995).
Налоговым органом уведомлением от 08.11.2022 N 12-08/10813 "О вызове в налоговый орган налогоплательщика" Общество приглашено для ознакомления с материалами проверки. 09.11.2022 представитель ООО "Камчатка Лайнс" Говорухина О.М. (доверенность от 22.08.2022 N 02/22) ознакомлена с материалами налоговой проверки, что подтверждается протоколом ознакомления от 09.11.2022.
При этом протокол подписан представителем с замечаниями, а именно указано, что документы представлены не в полном объеме. При этом представитель не конкретизировал, какие именно документы не представлены и рекомендовал записать на CD-диск все представленные на обозрение документы.
Налоговый орган на ходатайство ООО "Камчатка Лайнс" об ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки и с учетом замечаний налогоплательщика письмом от 11.11.2022 N 12-08/024892 пояснил, иго налогоплательщик неоднократно знакомился с материалами проверки, которые вручались представителю на CD-дисках согласно реестрам, иные документы отсутствуют.
Таким образом, на момент рассмотрения 08.11.2022 материалов выездной налоговой проверки за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 Общество неоднократно знакомилось с материалами проверки.
Кроме того, инспекцией дополнительно Обществу с письмом от 11.11.2022 N 12- 08/024892 представлены записанные на CD-диск материалы предыдущей выездной налоговой проверки за период 01.01.2016 по 31.12.2017, с которыми налогоплательщик ознакомлен ранее с актом проверки от 25.12.2020 N 12/101. Данное письмо получено 11.11.2022 представителем ООО "Камчатка Лайнс" Говорухиной О.М.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Положениями подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен, быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Пунктом 4 ст. 100 НК РФ предусмотрено, что форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель, руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
В соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ, начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если НК РФ предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки, которое должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.
Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в.результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено п. 6.1 ст. 101 НК РФ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть принято при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании имеющихся материалов налоговой проверки, или, когда рассмотренные материалы недостаточны для установления факта совершенного правонарушения в области налогового законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вынесение налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля предусмотрено нормами НК РФ и связано с получением дополнительных сведений, необходимых для принятия объективного решения. Решение вопроса о необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля отнесено исключительно к компетенции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, принимающего решение.
Конституционный суд Российской Федерации, в Определении N 650-0-0 от 27.05.2010 разъяснил, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится после того, как руководителем (заместителем руководителя) налогового органа будут установлены юридически значимые обстоятельства, в частности: совершало или не совершало лицо, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах и образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.
Целью дополнительных мероприятий налогового контроля, согласно п. 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П, является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными в ходе проверки правонарушениями, отраженными в акте налоговой проверки, следовательно налоговый орган наделен правом на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах с целью подтверждения или опровержения данного факта.
Как усматривается из материалов, представленных инспекцией, налоговым органом на основании п. 6 ст.101 НК РФ, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств подтверждения факта совершения ООО "Камчатка Лайнс" нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, принято решение от 17.11.2022 N 12/211 о проведении в срок по 17.12.2022 дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанное решение получено 18.11.2022 представителем по доверенности Говорухиной О.М.
Вынесение налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля предусмотрено нормами НК РФ и связано с получением дополнительных сведений, необходимых для принятия объективного решения. Решение вопроса о необходимости проведения дополнительных мероприятий налогового контроля отнесено исключительно к компетенции руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, принимающего решение, и не зависит от наличия или отсутствия возражений проверяемого налогоплательщика.
По верному суждению суда первой инстанции, процедура принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в первую очередь, служит интересам налогоплательщиков, поскольку с ее помощью обеспечиваются дополнительные гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов проверяемых лиц.
Исходя из положений статей 30, 31, 32, 82, 87, 88, 89 НК РФ, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 01.12.1997 N 18-П, от 16.07.2004 N 14-П, контрольная функция, присущая налоговым органам, как специализированным государственным органам, осуществляющим функцию по осуществлению контроля за уплатой налогов и сборов, предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические нормативно установленные формы ее осуществления.
Право определять необходимость и объем проведения тех или иных контрольных мероприятий, устанавливать причинно-следственную взаимосвязь действий между конкретными организациями при доказывании по делу о налоговом правонарушении принадлежит налоговому органу, а не налогоплательщику, и не подлежит оценке со стороны подконтрольных субъектов.
В рамках настоящего дела налоговый орган пояснил, что действия по назначению дополнительных мероприятий налогового контроля были вызваны необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки. В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких мероприятий, указаны сроки и конкретные формы их проведения.
Так, решение от 17.11.2022 N 12/211 о проведении в срок по 17.12.2022 дополнительных мероприятий налогового контроля было принято в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств подтверждения факта совершения ООО "Камчатка Лайнс" нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, в том числе для сбора информации о полном объеме расходов, понесенных при оказании услуги морской перевозки путем повторного истребования у контрагентов первичных документов, а также по вопросам фактического участия контрагента ООО "Сияние" в приеме-передаче грузов.
Как верно отметил суд первой инстанции ООО "Камчатка Лайнс" не представило доказательств того, каким образом сам факт вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля нарушил его права и интересы при проведении налоговой проверки, возложил какие-либо обязанности, создал иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и в чем выразилось несоответствие решения закону.
Довод апелляционной жалобы о том, что признание Арбитражным судом Приморского края недействительным оспариваемого решения повлечет возможность применения положений п. 14 ст. 101 НК РФ при оспаривании итогового решения, а непризнание судом оспариваемого решения недействительным повлечет невозможность ссылаться на нарушение положений п. 14 ст. 101 НК РФ, был заявлен также и в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен по мотиву надуманности и несоответствия нормам как налогового, так арбитражного процессуального законодательства.
Учитывая, вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал апеллянту в удовлетворении заявленных требований.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2023 по делу N А51-2095/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2095/2023
Истец: ООО "КАМЧАТКА ЛАЙНС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ