г. Москва |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А41-17490/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ООО УК "ОКТЯБРЬ" - Пичугов Е.С. по доверенности от 06.06.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ТСН (Ж) "Зеленый остров" - Торшина Е.В. по доверенности от 03.08.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ГЖИ МО - Крахоткин Д.Ю. по доверенности от 07.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью УК "ОКТЯБРЬ" и Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2023 года по делу N А41-17490/23, по заявлению ТСН (Ж) "Зеленый остров" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконными бездействия и решений,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью УК "ОКТЯБРЬ",
УСТАНОВИЛ:
Товарищества собственников недвижимости (Ж) "Зеленый остров" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) с требованиями с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, о признании незаконными и отмене:
решения от 15.11.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-1940343329-66057897,
решения от 15.12.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001-1940343329-66057897,
решения от 27.12.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-1940343329-67357307,
решения от 22.02.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001-1940343329-67357307.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2023 года по делу N А41-17490/23 заявленные требования удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", выразившееся в непринятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в части сведений об управлении ТСН (Ж) "Зеленый остров" (ИНН 5027310753) многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. Южный, д.14.
Признаны незаконными решения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": от 15.12.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001- 1940343329-66057897; от 27.12.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-1940343329-67357307; от 22.02.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001-1940343329-67357307.
Суд обязал Главное управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести в реестр лицензий Московской области сведения об изменении способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. Южный, д.14 на - ТСН (Ж) "Зеленый остров" (ИНН 5027310753), исключив из реестра лицензий Московской области сведения об управлении - ООО УК "ОКТЯБРЬ".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО УК "ОКТЯБРЬ" и Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Таким образом, согласно статье 192 ЖК РФ лицензиатом является юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий). Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 г. N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 9 Порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с ч. 4 ст. 45, ч. 2 и ч. 3 ст. 47.1 ЖК РФ;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Судом первой инстанции, в том числе с учетом положений ст. ст. 199, 200, 201 АПК РФ, установлены следующие обстоятельства.
Так, на общем собрании собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. Южный, д.14, оформленным протоколом от 07.10.2022 N 07\10\2022-Пр, принято решение о смене способа управления многоквартирным домом на управление товариществом собственников недвижимости (п.3 повестки) и о расторжении с управляющей организацией ООО УК "СЭЗИР" договора управления (п.11 повестки) (л.д.140-145 т.1).
31.10.2022 Товариществом направлен пакет документов и заявление N 08Вх/14-731о внесении изменений в реестр лицензий (уведомление об изменении способа управления многоквартирным домом, о прекращении), с приложением подлинника протокола ОСС от 07.10.2022 N 07\10\2022-Пр, содержащего ссылку, что данный протокол размещен в системе открытого доступа на сайте https://www.gosuslugi.ru/ - 26.10.2022 (л.д. 15-17 т. 1).
По результатам рассмотрения данного заявления, Инспекцией принято решение от от 15.11.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-1940343329-66057897.
В адрес Товарищества Инспекцией направлен запрос от 18.11.2022 N 08Исх-17793/К о предоставлении доказательств соблюдения п.18 правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (л.д. 20 т.1).
Во исполнение требований запроса заявителем в адрес инспекции (Исх. N 11 от 28.11.2022 на от 18.11.2022 N 08Исх-17793/К) представлены: подлинник протокола от 24.11.2022 N 24\11\2022-Пр собрания правления Товарищества о начале управления многоквартирным домом; подлинник уведомления о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. Южный, д.14; копия Акта от 22.08.2022 о размещении уведомления о проведении внеочередного ОСС в месте, доступном для всех собственников МКД с приложением фото на 8 листах; копия Акта о размещении результатов ОСС в М/ОП от 07.10.2022 с приложениями 8 фото (л.д. 21 т.1).
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией принято решение от 15.12.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001-1940343329-66057897, указав в качестве основания для отказа, что в нарушение требований пп. "д" пункта 3 Порядка в заявлении отсутствуют сведения о размещении копии протокола ОСС; п.21 Требований к протоколу ОСС не приложен реестр собственников помещений и документы (копии документов), подтверждающие надлежащее уведомление собственников помещений в МКД о проведении ОСС.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что данное утверждение Инспекции, подлежит отклонению, поскольку оно противоречит фактическим обстоятельствам дела, а также представленным в материалы дела доказательствам.
Кроме того, необоснованным является и требование Инспекции о необходимости представления реестр собственников помещений, поскольку данный реестр подлежал размещению на сайте ГИС ЖКХ предыдущей управляющей организацией при представлении протокола ОСС спорного дома от 16.05.2022 N 01/05-УК.
Доказательств того, что испрашиваемый реестр собственников МКД (л.д. 147-193 т.) отсутствовал в распоряжении Инспекции и/или претерпел существенные изменения за период с 16.05.2022 по 07.10.2022, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что основания, препятствующие внесению изменений в Реестр лицензий Московской области, отсутствовали.
Не смотря на изложенное, Товарищество 27.12.2022 повторно обратилось в Инспекцию с заявлением N Р001-1940343329-67357307 о внесении изменений в реестр лицензий, приложив предусмотренный законодателем пакет документов.
По результатам рассмотрения данного заявления Инспекций принято решение от о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-1940343329-67357307 без указания соответствующих оснований (л.д. 25 т.1).
Во исполнение требований запроса заявителем в адрес инспекции (Исх. N 18 от на от 27.12.2022 N Р001-1940343329-67357307) представлены: пояснения исх.14 от 26.12.2022; реестр собственников помещений; уведомление о проведении ОСС от 22.08.2022; Акт о размещении данных о проведении ОСС на информационных досках от 22.08.2022; протокол ОСС от 16.05.2022 N 01/05/-УК; Акт о размещении протокола ОСС от 07.10.2022; уведомление в УК СЭЗИР об изменении порядка управления от 21.10.2022 и от 07.11.2022; уведомление Главы г.о. Котельника об изменении порядка управления от 21.10.2022; протокол ОСС от 07.10.2022 N 07\10\2022-Пр; протокол 24.11.2022 N 24\11\2022- Пр собрания правления Товарищества о начале управления многоквартирным домом; сопроводительное письмо с подтверждение направления данных документов ГЖИ от 28.11.2022; уведомление УК СЭЗИР (24.11.2022 N 24\11\2022-Пр собрания правления Товарищества о начале управления многоквартирным домом) (л.д. 26 т.1).
Однако Инспекцией 23.01.2023 N 08Исх-1050/К и 16.02.2023 N 08Исх-3132/К в адрес товарищества направлены уведомления о необходимости проведения проверки представленных документов по надуманным основаниям (л.д. 27, 28 т.1).
По результатам проведенной проверки Инспекция вновь принято решения от 22.02.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001-1940343329-67357307, со ссылками на непредставление копии устава товарищества, а также на то, что представлен акт о размещении информации на информационных стендах о проведении ОСС за десять дней до проведения собрания, и на отсутствие даты подписания решений (бюллетени) собственников помещений.
Приведенные обстоятельства, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе сведениям размещенным в открытом доступе на сайте https://egrul.nalog.ru/.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ размещенной на сайте https://egrul.nalog.ru/ Товариществом при регистрации юридического лица представлены: заявление о создании ЮЛ от 12.10.2022 N 8174943А, Устав ЮЛ от 07.10.2022; Решение о создании ЮЛ в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ от 07.10.2022, выписка из ЕГРН от 12.10.2022, документ об оплате государственной пошлины от 12.10.2022 и прочее.
Как верно установлено судом первой инстанции, доказательств того, что у Инспекции отсутствовала возможность запросить устав товарищества из налогового органа в порядке межведомственного взаимодействия, материалы дела не содержат.
Отсутствие даты голосования в бюллетенях ОСС не свидетельствует о невозможности их учета в целях определения кворума, поскольку ЖК не относит дату решений к числу обязательных требований к оформлению решения собственников помещений МКД для проведения ОСС.
Данная правовая позиция поддержана определением Верховного Суда РФ от 29.07.2020 N 307-ЭС20-9946 по делу N А44-7035/2019.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о наличии в реестре лицензий сведений об управлении спорным домом ООО УК "СЭЗИР" как препятствия к внесению изменений, подлежат отклонению.
Положения Порядка N 938/пр предусмотрены обязательные требования к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемые к такому заявлению документы.
Таким образом, указанный Порядок регулирует взаимодействие и действия лицензиата и органа государственного жилищного надзора.
Между тем согласно части 2 статьи 291 Гражданского кодекса РФ Товарищество собственников недвижимости (жилья) является некоммерческой организацией, не может являться лицензиатом, на него не распространяются требования Порядка.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ТСЖ подавать какие-либо заявления об исключении МКД из реестра лицензий, в связи с чем требования ГЖИ о необходимости соблюдения ТСЖ требований Порядка (в том числе путем подачи заявлений и документов) являются неправомерными.
В соответствии с частью 7 статьи 135 ЖК РФ в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из системного толкования норм статей 123.12 ГК РФ, 135, 191, 192, 195, 198 ЖК РФ, Порядка N 938/пр следует, что сведения об управлении МКД товариществом собственников недвижимости не включаются в реестр лицензий, поскольку оно не является лицензиатом и осуществляет деятельность по управлению МКД на основании принятого собственниками решения непосредственно с момента своей государственной регистрации в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ.
В случае изменения способа управления МКД, ранее управлявшегося управляющей организацией, на управление ТСН, Инспекцией вносятся изменения в реестр лицензий об исключении сведений о МКД из перечня домов, управление которыми осуществляется управляющей организацией, на основании уведомления ТСН, направленного в Инспекцию с приложением документов, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Таким образом, получив уведомление и документы от Товарищества Инспекция обязана была в течение 10 рабочих дней внести изменения в реестр лицензий, исключив сведения об управлении МКД ООО УК "СЭЗИР".
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2023 года по делу N А41-24685/22
Вместе с тем сведения о ООО УК "СЭЗИР" в установленный Порядком N 938/пр срок внесены не внесены.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что в нарушение пп. "д" п.3 Порядка к уведомлению не приложены сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в системе, подлежат отклонению.
Так, согласно подпункту "д" пункта 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы:
д) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом:
- сведения о размещении копии протокола (-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора;
- сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе;
- копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
Согласно Приказу Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр.
Приказом от 29.09.2015 N 368/691/пр установлено, что в составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства "в системе" подлежат размещению электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы (пункт 2.1 Состава сведений).
Таким образом, лицензиат, при размещении информации о заключении договора управления по результатам общего собрания собственников, обязан разместить в ГИС ЖКХ, в том числе протокол ОСС о выборе управляющей организации и утверждении условий договора управления в полном объёме, с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью.
При этом, согласно "Руководству пользователя_ЛК Гражданина", размещённом в ГИС ЖКХ, авторизованным собственникам помещений в МКД доступен подраздел "Протокол собрания собственников" раздела "Договоры управления".
Согласно подпункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" эксплуатация ГИС ЖКХ осуществляются, в том числе на основе принципа открытости, прозрачности и общедоступности информации, содержащейся в ГИС ЖКХ, недискриминационный доступ к такой информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
При рассмотрении спора заявителем представлены прин-скрины страниц с сайта ГИС ЖКХ, из которых следует, что в личном кабинете ТСН принимались меры по прикреплению протокола общего собрания с приложениями, однако по независящим от ТСН обстоятельствам, прикрепление данных документов не представлялось возможным в связи с возникновением ошибки.
Представителем Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в материалы дела представлено "Руководство пользователя работа в личном кабинете Товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива".
Согласно пояснениям заинтересованного лица, руководство содержит раздел 6 "Объекты управления", в соответствии с которым полежала размещению информация.
Заявителем в материалы дела представлена переписка с системными администраторами сайта, было указано на ошибку при загрузке документов, и не возможности дальнейшего прикрепления сведений по управлению МКД.
Наличие системной ошибки при прикреплении документов на сайте ГИС ЖКХ с целью размещения информации об управлении дома в конкретном разделе, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем, размещение сведений установленных подпунктом "д" пункта 3 Порядка не представляется возможным, по зависящим ТСН обстоятельствам.
Касаемо документов (копии документов), подтверждающих надлежащее уведомление собственников помещений в МКД о проведении ОСС, апелляционный суд отмечает следующее.
Так, во исполнение требований запроса заявителем в адрес Госжилинспекции (Исх. N 11 от 28.11.2022 на от 18.11.2022 N 08Исх-17793/К) представлены: подлинник протокола от 24.11.2022 N 24\11X2022-11р собрания правления Товарищества о начале управления многоквартирным домом: подлинник уведомления о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адрес) Московская область, г. Котельники, мкр. Южный, д. 14: копия Акта от 22.08.2022 о размещении уведомления о проведении внеочередного ОСС в месте, доступном для всех собственников МКД с приложением фото на 8 листах; копия Акта о размещении результатов ОСС в МОП от 07.10.2022 с приложениями 8 фото.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А41-89081/21.
Содержание реестра лицензий субъекта РФ предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресах МКД, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления МКД.
При сохранении стабильности правоотношений в сфере управления многоквартирным домом, необходимой для защиты прав большого количества собственников помещений многоквартирного дома, избравших способ управления домом, несоблюдение ТСЖ отдельных формальностей, не препятствующих установлению истинных намерений собственников, у Инспекции, по мнению суда, в рассматриваемом случае оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, не имеется.
Как указано Верховным Судом Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд.
Судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При этом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и интересы Товарищества.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при непредставлении заинтересованным лицом, доказательств нарушения ТСН положения Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр по представлению заявителем документов в неполном объеме, у Инспекции отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решений: от 15.11.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области NР001-1940343329-66057897, от 15.12.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления NР001 -194034332966057897, от 27.12.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области NР001-1940343329-67357307, решения от 22.02.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления NР001-1940343329-67357307, что по своей правовой природе подлежит признанию как незаконное бездействие, выразившегося в непринятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в части сведений об управлении ТСН (Ж) "Зеленый остров" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. Южный, д.14, чем допущено нарушения прав и законных интересов заявителя при осуществлении деятельности по управлению спорным МКД.
В силу приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии совокупности предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований, в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в части сведений об управлении ТСН (Ж) "Зеленый остров" многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. Южный, д.14, чем допущено нарушения прав и законных интересов заявителя при осуществлении деятельности по управлению спорным МКД; решений от 15.12.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001-1940343329-66057897, от 27.12.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-1940343329-67357307, решения от 22.02.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления N Р001-1940343329-67357307.
Отсутствие в рассматриваемом случае процессуальных оснований для признания незаконным решения от 15.11.2022 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-1940343329-66057897, ввиду пропуска заявителем, установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ срока на обжалование, в силу того, что рассматриваемое заявление подано в арбитражный суд лишь 07.03.2023.
Какие-либо препятствия для внесения изменений в реестр Инспекцией не доказаны и не установлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем, правомерно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2023 года по делу N А41-17490/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17490/2023
Истец: ООО "УК Октябрь", ТСН (Ж) "Зеленый остров"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10135/2024
19.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33158/2023
18.09.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15495/2023
29.06.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-17490/2023