г. Самара |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А65-14991/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Котельникова А.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищнокоммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 27.07.2023, мотивированное решение от 07.08.2023), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-14991/2023 (судья Аппакова Л.Р.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803), г. Казань
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению"Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 102 1606755851, ИНН 1648007544) г. Зеленодольск
о взыскании основного долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания" Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" о взыскании 50 792 руб. 94 коп. долга за услуги по обращению с ТКО по контракту N 1648007544/1 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, 6 710 руб. 53 коп. пени за период с 03.10.2022 по 19.05.2023, а также пени с 20.05.2023 по день фактической оплаты.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 27.07.2023, мотивированное решение от 07.08.2023), принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" 42 327 руб. 45 коп. долга за услуги по обращению с ТКО по контракту N 1648007544/1 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, 5 592 руб. 11 коп. пени за период с 03.10.2022 по 19.05.2023, начисленную на сумму долга неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, за период с 20.05.2023 года по день фактической оплаты, 1 916 руб. расходов по оплате госпошлины.
ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 10.07.2023, мотивированное решение от 24.07.2023) и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что истцом правомерно предъявлено требование о взыскании с ответчика суммы задолженности с учетом НДС.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании Соглашения N 72 от 09.11.2018 с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности Республики Татарстан со сроком действия 10 лет со дня утверждения единого тарифа Регионального оператора.
На основании данного Соглашения, с 01.01.2019 Региональный оператор - ООО "УК "ПЖКХ" начал осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с применением единого тарифа, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, в следующих муниципальных образованиях: г. Казани, Алексеевском, Алькеевском, Апастовском, Арском, Атнинском, Балтасинском, Буинском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Дрожжановском, Зеленодольском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Кукморском, Лаишевском, Пестречинском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Спасском, Тетюшском, Тюлячинском районах.
Таким образом, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую, в том числе, включен и городской округ г. Казань.
Как следует из материалов дела, на основании полученной от ответчика заявки на заключение договора, ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" подготовило и направило в адрес МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" проект договора N 1648007544/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020 с расчетами исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно которому Региональный оператор обязуется принять твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством РФ, а Потребитель обязуется оплатить услуги Регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В подпункте 4 пункта 1 договора установлена дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: с 01 января 2020 года.
В Приложении N 1, Приложении N 2 к договору указаны объемы оказываемых услуг, места сбора и накопления ТКО, а также размер ежемесячной платы за оказанные услуги по обращению с ТКО.
В п.п. 5 п. 2 договора определено, что под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц.
Данный проект договора со стороны ответчика не подписан и не возвращен в адрес истца.
Поскольку у истца отсутствуют сведения о том, что у ответчика имеется объект размещения отходов, расположенного в границах его земельного участка, договорные отношения между истцом и ответчиком являются обязательными.
В связи с тем, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами не подписан, то с 01 января 2020 года между истцом и ответчиком действуют условия типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ввиду неисполнения ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг у МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" возникла задолженность за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате долга. Оставление данной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
МБОУ "Открытая (сменная) общеобразовательная школа N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" отзыв на исковое заявление не представило, возражений относительно предъявленного иска не заявило.
Суд первой инстанции дал оценку представленным доказательствам и вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.
Согласно подпункту "б" пункта 13 и пункту 15 типового договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами N 505, потребитель обязан обеспечивать такой учет.
Заключенный сторонами договор на условиях типового договора является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем
по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Факт оказания ответчику услуг по вывозу ТКО с площадки за спорный период истец подтвердил актами оказанных услуг, подписанными в одностороннем порядке.
Мотивированный отказ от подписания актов ответчик в установленные сроки не представил.
Также в материалах дела отсутствуют направленные ответчиком в адрес истца требования о нарушении обязательств (в частности, о вывозе ТКО в объеме меньшем, чем это установлено договором). Доказательства направления ответчиком в адрес истца акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору, в том числе о не вывозе ТКО, ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта надлежащего оказания услуг истцом и возникновении у ответчика обязанности по их оплате.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 699-53/тко-2021) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО. На 2020-2022 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодием 2021 года - 380,50 руб.; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407,14 руб., за второе полугодие 2022 года - 423, 43 руб./куб. м. Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 N 649-33/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 24.03.2023 N 27-4/тко-2023) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО на 2023 год: тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет 440,37 руб./куб.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
К услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Как следует из постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N699-53/тко-2021), постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 18.11.2022 N 649-33/тко (в редакции постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 24.03.2023 N27-4/тко-2023) на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "УК "ПЖКХ"" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан установлен единый тариф на 2020-2022 годы, 2023 год, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, 2023 год, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и поскольку оказываемые истцом ответчику услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости произвести перерасчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители", без учета НДС. По подсчету суда первой инстанции размер основного долга ответчика без учета НДС составил 42 327,45 руб.
Суд апелляционной инстанции проверил данный расчет и признал его правильным.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной на сумму долга 50 792,94 руб. за период просрочки с 03.10.2022 по 19.05.2023 в размере 6 710,53 руб.
Суд первой инстанции признал данное требование основанным на нормах закона (статья 330 ГК РФ) и положениях типового договора - пункт 33, согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки; и пункт 10 договора, согласно которому потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
С учетом уменьшения размера основного долга суд первой инстанции пересчитал и размер взыскиваемой неустойки. По подсчету суда размер неустойки за указанный в иске период (за исключением периода моратория), составил 5 592,11 руб.
Заявленное истцом требование о взыскании неустойки, начисленной за каждый день просрочки от суммы долга за период с 20.05.2023 по день фактической оплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент фактической оплаты долга, основано на положениях закона (п. 3. ст. 395 ГК РФ) с учетом разъяснений, приведенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
При вынесении решения суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и представленные в дело доказательства в совокупности, правильно применил нормы права. Оснований для иной оценки обстоятельств и материалов настоящего дела, а также сделанных судом выводов арбитражный апелляционный суд не находит, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 27.07.2023, мотивированное решение от 07.08.2023), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-14991/2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14991/2023
Истец: ООО "Управляющая компания"Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Открытая(сменная) общеобразовательная школа N1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", г.Зеленодольск