г. Вологда |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А05-1831/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тройка плюс" Чертова Ю.И. по доверенности от 08.09.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тройка плюс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июня 2023 года по делу N А05-1831/2023,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, оф. 10; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тройка плюс" (ОГРН 1072907000693, ИНН 2922007493; адрес: 165224, Архангельская обл., Устьянский р-н., с. Малодоры, ул. Центральная, д. 19; далее - Общество) о взыскании 1 408 114 руб. в возмещение ущерба, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Решением суда от 14 июня 2023 года исковые требования Управления удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что в выделе 31 квартала 91 и смежном выделе 34 Железнодорожного участкового лесничества породный состав деревьев совпадает. Указанные выделы идентичны, следовательно, вред экосистеме не причинен. Просит снизить размер взыскиваемого ущерба.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по договору аренды лесного участка от 06.08.2009 N 733, заключённому Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественником Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальным органом которого является истец, арендодатель) и Обществом (арендатор) последнему в аренду предоставлен лесной участок общей площадью 356 га на территории муниципального образования "Устьянский муниципальный район" Архангельской области в границах квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества (участок Железнодорожное) Устьянского лесничества. Лесной участок предоставлен в целях заготовки древесины.
Договор аренды заключен на срок с 06.08.2009 по 05.08.2058, зарегистрирован в установленном законом порядке.
Общество представило в Управление лесную декларацию от 08.11.2019 N 01-19/208, в которой заявило об использовании лесов по названному договору аренды в период с 19.11.2019 по 18.11.2020 для заготовки древесины в выделе 31 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества.
Как следует из материалов дела, 10.08.2022 на участке лесного фонда в выделе 34 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества сотрудниками государственного казенного учреждения Архангельской области "Устьянское лесничество" была выявлена и в акте о лесонарушении от 10.08.2022 N 4 зафиксирована незаконная рубка 286 деревьев породы ель, осина, берёза общим объёмом 217,665 куб. м.
Ущерб от незаконной рубки составил 1 408 114 руб.
При проверке органом следствия в связи с обращением руководителя государственного казённого учреждения Архангельской области "Устьянское лесничество" факт незаконной рубки подтвердился.
Как отражено в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 10.10.2022, лесные участки в смежных выделах 34 и 31 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества, находятся в аренде у Общества. В лесной декларации от 08.11.2019, представленной Обществом, содержался материал отвода в рубку делянки в выделе 31 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества. При отводе делянки в рубку на местности представителем Общества была неправильно выбрана начальная точка отвода и, несмотря на соблюдение конфигурации делянки, произошло её поступательное смещение относительно разрешенных границ. В связи с этим, вместо разрешенного к отводу выдела 31 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества Общество фактически произвело отвод и последующую рубку деревьев в смежном выделе 34 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества.
Управление 06.12.2022 направило Обществу претензионное письмо от 05.12.2022 N 1368 с требованием возместить ущерб, причинённый незаконной рубкой, в сумме 1 408 114 руб.
Поскольку ответчик в добровольном порядке сумму ущерба не возместил, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд удовлетворил требования истца в полном объеме.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
В силу части 3 статьи 25 ЛК РФ использование лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 100 ЛК РФ предусмотрена ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам: граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 15 названного Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу положений статьи 25 ЛК РФ допускается использование лесов для целей заготовка древесины.
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 29 ЛК РФ).
Использование лесов осуществляется в соответствии с лесной декларацией, которая представляет собой заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 26 ЛК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Из материалов дела усматривается и ответчиком не отрицается, что при отводе делянки в рубку на местности представителем Общества была неправильно выбрана начальная точка отвода и, несмотря на соблюдение конфигурации делянки, произошло её поступательное смещение относительно разрешённых границ. В связи с этим вместо разрешённого к отводу выдела 31 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества Общество фактически произвело отвод и последующую рубку деревьев в смежном выделе 34 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества.
Факт совершения Обществом лесонарушения, выразившегося в незаконной рубке деревьев породы ель, осина и береза в выделе 34 квартала 91 Железнодорожного участкового лесничества Устьянского лесничества, подтвержден материалами дела.
Довод ответчика о том, что рубка леса была произведена в пределах лесного участка, переданного в аренду, судом не принимается, так как рубка леса осуществляется на основании лесной декларации; в рассматриваемом случае рубка была произведена за пределами лесосеки, указанной в декларации, следовательно, Обществом совершено лесонарушение, за которое установлена соответствующая ответственность.
Иное толкование означало бы возможность для лесопользователя производить вырубку леса произвольно, без учета представленной лесной декларации, что не соответствует принципу охраны лесного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 (далее - Постановление N 1730), при незаконной рубке, выкапывании, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более ущерб рассчитывается из 50-кратной стоимости древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Расчет суммы ущерба произведен истцом на основании Постановления N 1730, исходя из 50-кратной стоимости незаконно срубленной древесины, определенной по ставкам платы за единицу древесины, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с применением коэффициента индексации 2,38, установленного постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363.
Расчет ущерба проверен судом первой инстанции и является верным, с чем апелляционная коллегия согласна.
Ответчиком указанный расчет ущерба не оспорен, контррасчет не представлен.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим подлежат отклонению.
Основания для снижения суммы ущерба апелляционным судом не установлены.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июня 2023 года по делу N А05-1831/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тройка плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1831/2023
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами
Ответчик: ООО "ТРОЙКА ПЛЮС"