г. Челябинск |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А07-30151/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лучихиной У.Ю., без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН: 1026303117092, ИНН: 6330017677; далее - АО "РН-Транс") на мотивированное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2023 по делу N А07-30151/2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик, АО "РН-Транс") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 113 825 руб. 39 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 971 руб. 79 коп. за период с 28.03.2023 по 03.08.2023 с продолжением начисления процентов с 04.08.2023 по день фактической оплаты.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2023, принятым путем подписания резолютивной части по делу N А07-30151/2023, в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивированное решение суда изготовлено 01.12.2023.
АО "РН-Транс" (далее также - податель жалобы, апеллянт) с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что простой 33 порожних вагонов в составе поезда N 3710 индекс 6500-785-6549 на путях общего пользования вызван действиями (бездействием) самого истца.
Так, несвоевременное освобождение истцом путей необщего пользования непосредственно влияет на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов ответчика на путях общего пользования.
Как отмечает заявитель, истец должен доказать наличие факта простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя или и/или владельца пути необщего пользования. Между тем, как полагает апеллянт, истцом вышеуказанное обстоятельство не доказано, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, простой порожних вагонов в составе поезда N 3710 индекс 6500-785-6549 на путях общего пользования произошел по причинам, не зависящим от ответчика. Вина АО "РН-Транс" в возникновении обстоятельств, послуживших основанием для оставления вагонов, отсутствует.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу. Указанным определением суд предложил сторонам не позднее 20.02.2024 представить в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу.
ОАО "РЖД" представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик), АО "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель), ПАО АНК "Башнефть" (владелец) заключен договор от 11.11.2019 N 4/41/1 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" по станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", согласно которому пользователь предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования для производства грузовых операций.
На промежуточной станции Лощинная Куйбышевской ж.д. (далее КБШ ж.д.) 17.03.2023 по приказу N 2674 отставлен от движения поезд N 3710 (6500-785-6549) в количестве 33 вагонов по причине, зависящей от АО "РН-Транс" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей станции Бензин КБШ ж.д. в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес АО "РН-Транс").
Извещение от 17.03.2023 N 10 о задержке поезда N 3710 (6500-785-6549) передано представителю АО "РН-Транс" Дорониной Э.А.
На промежуточной станции КБШ ж.д. 17.03.2023 оформлен акт общей формы N 406, подтверждающий задержку вагонов в составе поезда N 3710 (6500-785-6549) в связи с неприемом станцией назначения Бензин КБШ ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
Поезд N 3710 (6500-785-6549) Лощинная КБШ ж.д. 25.03.2023 отправлен на станцию назначения Бензин КБШ ж.д.
По данному факту составлен акт общей формы от 25.03.2023 N 457 на окончание задержки вагонов по причине, зависящей от АО "РН-Транс".
Извещение от 23.03.2023 N 13 об отправлении поезда N 3710 (6500-785-6549) передано представителю АО "РН-Транс" Габдуллину А.Т.
На станции назначения Бензин составлены акты общей формы N 1/1071, 1/1072, 1/1073, 1/1074, 1/1075, 1/1076, 1/1077, 1/1078, 1/1079, 1/1080, 1/1081, 1/1082, 1/1083, 1/1084, 1/1085, 1/1086, 1/1087, 1/1088, 1/1089, 1/1091 от 28.03.2023 для начисления платы за нахождение вагонов на путях общества "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожными накладными N N ЭГ658145, ЭД159140, ЭД159147, ЭД159150, ЭГ988409, ЭД526476, ЭД258683, ЭД526472, ЭД228574, ЭД414186, ЖД414195, ЭД414201, ЭД414202, ЭД414214, ЭД415323, ЭД415335, ЭД526466, ЭД415351, ЭД526463, ЭД115261, ЭД526482.
На основании вышеизложенного, АО "РН-Транс" начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по накопительным ведомостям N N 290310-290330 на общую сумму 110 853 руб. 60 коп. с НДС.
В адрес ответчика направлена претензия N ТЦФТОИП-23/380, которая оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате указанной задолженности не исполнены, ОАО "РЖД" обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт простоя вагонов, следовавших в адрес ответчика, в связи с чем, начисление ОАО "РЖД" АО "РН-Транс" платы за нахождение вагонов на путях общего пользования является правомерным. Нарушение сроков оплаты явилось основанием для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Частью 17 статьи 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава независимо от его принадлежности является дополнительной услугой, вопросы оплаты которой регулируются государством. Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы устанавливается Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3. Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Ссылка ответчика на пункт 4.6 Правил N 26 подлежит отклонению, поскольку данные правоотношения регулируются пунктом 4.7 указанных Правил N 26, согласно которому в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На основании актов общей формы, составленных на станции задержки вагонов, перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 утверждены Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения (далее - Правила N 256), вступившие в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.10.2020), то есть после 26.10.2020, следовательно, в спорный период являлись действующими.
Пункт 69 Правил N 256 устанавливает, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При задержке вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, в акте общей формы указывается причина задержки и время задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Пунктами 70, 71 Правил N 256 предусмотрено, что в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В акте общей формы, в зависимости от причины нахождения вагонов или иного железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего или необщего пользования, лицом, составляющим акт, должны быть указаны:
время уведомления перевозчиком грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования в порядке, установленном Уставом и иными нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта, о подаче вагонов, время подачи вагонов, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования до момента подачи под грузовые операции по истечении установленных Уставом двух часов с момента уведомления (в случае если груз, вагоны не приняты приема грузополучателем (получателем), владельцем пути необщего пользования вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика);
время начала и окончания задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема станцией назначения;
время подачи вагонов, контейнеров в места общего пользования под погрузку, выгрузку, время истечения установленного договорами технологического времени для выполнения операций по погрузке, выгрузке, и время окончания погрузки, выгрузки вагона, контейнера;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки груза, порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) владельца порожних вагонов, с момента получения заявителем переадресовки уведомления о прибытии вагонов, контейнеров на станцию назначения (при переадресовке на станции назначения) или с момента прибытия вагона на станцию, с которой будет осуществляться переадресовка (при переадресовке в пути следования), до момента предъявления заявителем переадресовки перевозочных документов и оплаты перевозчику всех причитающихся платежей по данной перевозке без учета предусмотренного Уставом времени принятия перевозчиком решения о переадресовке. Перевозчик в акте общей формы должен указать продолжительность времени, в течение которого им принималось решение о переадресовке с момента получения документов, предусмотренных Порядком перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом с переадресовкой;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в случае выявления технической неисправности, с момента обнаружения технической неисправности вагонов, контейнеров до подписания представителем грузоотправителя (отправителя) составленного акта общей формы на техническую неисправность, либо истечения установленного настоящей главой срока ожидания прибытия представителя грузоотправителя (отправителя) для участия в техническом осмотре вагона;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании подачи их на пути ремонтного предприятия и время его окончания;
время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель, время получения перевозчиком уведомления получателя об отказе от приема вагонов, время получения отправителем вагонов уведомления перевозчика об отказе получателя от приема вагонов, время окончания нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель.
Согласно пункту 75 Правил N 256 начало и окончание задержки груза и порожних вагонов в пути следования, произошедшей из-за отказа технических средств, обеспечивающих функционирование инфраструктуры и перевозочного процесса, отсутствия локомотива перевозчика, несвоевременной подачи локомотива, обеспечения проследования пассажирских поездов дальнего следования и пригородных поездов, задержанных по причине неисправности локомотива, произошедших по вине сторонних организаций, оформляются отдельными актами общей формы.
Акт общей формы, составленный для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, не предусмотренных в пункте 71 настоящего Порядка, направляется тем пользователям услугами железнодорожного транспорта, по причинам, зависящим от которых, вагоны находились на путях общего пользования. При несогласии с указанными в актах общей формы обстоятельствами, указанные пользователи вправе направить перевозчику, владельцу инфраструктуры свои мотивированные возражения (пункт 79 Правил N 256).
Пунктом 77 Правил N 256 установлено, что акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания: на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования; при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки; при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера - грузоотправителю (отправителю).
Акты общей формы, являющиеся основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, доступны в АС ЭТРАН.
Проверив расчет истца, согласно которому размер платы за нахождение вагонов ответчика на путях общего пользования в спорный период согласно тарифному руководству составил 113 825 руб. 39 коп., суд первой инстанции признал его верным, соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку ответчиком доказательств возмещения истцу платы за время задержки вагонов на путях общего пользования не представлено, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании с АО "РН-Транс" задолженности в заявленной сумме.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, апелляционный суд с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы и пояснений сторон, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в подтверждение заявленных требований, истцом представлены акты общей формы, накопительные ведомости, анализ занятости путей необщего пользования АО "РН-Транс" по станции Бензин с 17.03.2023 по 28.03.2023.
Возражения ответчика против исковых требований, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Отклоняя довод АО "РН-Транс" об отсутствии его вины в простое вагонов на путях общего пользования, а также о наличии вины перевозчика (владельца инфраструктуры) ввиду отсутствия должной организации движения (оборота) локомотивов апелляционная коллегия принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 4 договора от 11.11.2019 уведомление передается не позднее, чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Бензин, с указанием наименования груза, количества и рода вагонов и записью в книге уведомлений.
Согласно пункту 9 договора от 11.11.2019 готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 5,0 часов после получения уведомления от грузоотправителя (грузополучателя) о готовности их к уборке.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на место погрузки и выгрузки (пункт 5 договора).
Пунктом 7 договора установлено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
Как следует из абзаца 2 пункта 7 договора при наличии возможности у перевозчика допускается уборка части погруженной или выгруженной поданной группы вагонов.
Таким образом, уборка части группы вагонов является правом истца, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
Как следует из материалов дела, истцом составлен анализ занятости путей необщего пользования сверх технологического срока оборота вагонов на основании памяток приемосдатчика, представленных ответчиком. Из данного анализа следует, что ответчиком систематически нарушается установленный пунктом 11 договора срок оборота вагонов (2 часа).
Так, по памятке приёмосдатчика N 1163 15.03.2023 в 13:40 подано 37 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1164 в 15:58 15.03.2023 - 29 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1170 15.03.2023 в 23:00 подано 32 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1171 в 01:50 16.03.2023 - 28 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1175 16.03.2023 в 09:35 подано 32 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1177 в 11:50 16.03.2023 - 17 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1187 17.03.2023 в 05:15 подано 3 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1187 в 11:10 17.03.2023 - 27 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1196 18.03.2023 в 04:55 подано 32 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1197 в 09:40 18.03.2023 - 31 вагон (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1215 19.03.2023 в 15:20 подано 13 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1216 в 16:15 19.03.2023 - 29 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1232 20.03.2023 в 14:25 подано 3 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1233 в 15:55 20.03.2023 - 32 вагона (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1246 21.03.2023 в 05:04 подан 1 вагон, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1248 в 05:10 21.03.2023 - 28 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1266 22.03.2023 в 16:50 подано 30 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1267 в 21:10 22.03.2023 - 28 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1274 23.03.2023 в 07:35 подан 1 вагон, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1275 в 10:05 23.03.2023 - 27 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1296 24.03.2023 в 09:15 подано 32 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1297 в 10:35 24.03.2023 - 8 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 1305 25.03.2023 в 03:30 подано 13 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1306 в 04:05 25.03.2023 - 23 вагона (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Рассмотрев довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов, отсутствии технического осмотра порожних вагонов на момент составления спорных актов общей формы, апелляционный суд установил, что указанное не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит условиям договора, поскольку согласно пункту 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой, при этом техническое обслуживание вагонов, прибывающих в адрес ответчика, условиями договора не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из анализа условий договора следует, что пункты 9 и 7 договора взаимосвязаны и выполнение истцом пункта 9 договора возможно только при выполнении ответчиком пункта 7.
Из анализа представленных ответчиком памяток приемосдатчика и уведомлений следует, что данное требование не выполнено.
В соответствии со статьей 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке.
Довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов.
Довод ответчика о недоказанности его вины в нахождении вагонов на путях общего пользования в перевозочном процессе на промежуточных станциях являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно отклонен, поскольку факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов, установленных договором, подтверждается материалами дела. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Материалами дела установлено, что на станции назначения допущена задержка вагонов, что подтверждается представленными актами общей формы. В указанных актах перечислены вагоны, готовые к подаче на железнодорожный путь общего пользования, имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов, и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов.
Изложенные обстоятельства, носящие объективный характер, подтверждают, что вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, спорный простой вагонов допущен в связи с неисполнением ответчиком принятых обязательств, такое неисполнение обусловлено именно поведением ответчика и по его воле, продолжительность простоя вагонов указывает на то, что исследуемое длящееся нарушение ответчика не обусловлено объективными препятствиями, образующими основания для освобождения его от договорной ответственности. Также из материалов дела не следует, что ответчиком предприняты минимальные, обычные, разумные, добросовестные и осмотрительные действия, которые от него требовались по характеру спорного обязательства в целях недопущения нарушения срока оборота вагонов, в целях уведомления ответчиком истца о возникновении препятствий по соблюдению срока оборота вагонов.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы АО "РН-Транс" о том, что спорные вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по не зависящим от ответчика причинам, опровергаются материалами дела.
Таким образом, оформление и расчет платы произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 113 825 руб. 39 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Истец также просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 971 руб. 79 коп. за период с 28.03.2023 по 03.08.2023 с продолжением начисления процентов с 04.08.2023 по день фактической оплаты.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.
Расчет истца проверен судом первой инстанции и признан арифметически верным.
Поскольку задолженность на момент принятия обжалуемого решения не погашена, требование о взыскании процентов, начисленные на сумму основной задолженности, начиная с 04.08.2023 по день фактического исполнения решения суда, исходя из ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, обоснованно удовлетворено Арбитражным судом Республики Башкортостан.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционный суд, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального или процессуального права, неверное установление обстоятельств дела, влекущие изменение или отмену оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
мотивированное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2023 (резолютивная часть от 14.11.2023), принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А07-30151/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Судья |
У.Ю. Лучихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30151/2023
Истец: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала "РЖД"
Ответчик: АО РН-ТРАНС