г. Санкт-Петербург |
|
17 сентября 2023 г. |
Дело N А56-14041/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Суворова Н.А. по доверенности от 18.07.2023,
от ответчика: Прошин А.Н. по доверенности от 09.01.2023,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22820/2023) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2023 по делу N А56-14041/2023, принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Жилищному комитету
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец, ПАО "ТГК-N 1", теплоснабжающая организация) Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Жилищному комитету (далее - ответчик, Комитет) о взыскании 29 367 415 рублей 92 копейки убытков в виде межтарифной разницы.
21.02.2022 при рассмотрении дела в суде первой инстанции истец заявил ходатайство о выделении в отдельное производство требований о взыскании с ответчика убытков в размере 15 869 991 рублей в виде межтарифной разницы на тепловую энергию, потребленную обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственность. "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (далее - третье лицо, ООО "ЖКС N 3 Центрального района").
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил ходатайство истца.
Решением суда от 14.05.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу судебным актом, полагая его неправомерным, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет сослался на отсутствие оснований для взыскания межтарифной разницы, поскольку с исполнителем коммунальных услуг не согласованы акты сверок в целях подтверждения объемов тепловой энергии, отпущенной для теплоснабжения в многоквартирных домах, жилых домах.
По мнению апеллянта, основания для взыскания убытков отсутствуют ввиду недоказанности их размера и отсутствия виновного бездействия со стороны Санкт-Петербурга.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
14.09.2023 в судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, истец возражал против доводов апелляционной жалобы ответчика.
Третье лицо, надлежащим уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участи с судебном заседания не направило. Апелляционный суд на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО "ЖКС N 3 Центрального района".
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что ПАО "ТГК-N 1" осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии/теплоносителя Абонентам (третьим лицам) по договорам теплоснабжения (и(или) по актам бездоговорного потребления).
В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" от 23.03.2016 N 111-17 (далее - Закон о льготных тарифах), для истца, в соответствии с Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р (в ред. Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 198-р), от 19.12.2018 N 199-р (в редакции Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.06.2019 N 57-р), от 26.03.2021 N 158 (в редакции Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.03.2021 N 259-р) были установлены следующие тарифы на тепловую энергию для льготной группы потребителей:
- период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 1 765,33 руб./Гкал (с НДС);
- в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 1 818,29 руб./Гкал (с НДС);
- в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 1 818,29 руб./Гкал (с НДС);
- в период с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 1 880,11 руб./Гкал (с НДС).
- в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 1 880,11 руб./Гкал (с НДС);
В то же время, в соответствии с вышеуказанными Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, для истца были установлены следующие тарифы на тепловую энергию для группы потребителей "население":
- в период с 01.01.2020 по 30.06.2020-2 100,30 руб./Гкал (с НДС);
- в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 2 178,52 руб./Гкал (с НДС);
- в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 2 178,52 руб./Гкал (с НДС);
- в период с 01.07.2021 по 31.12.2021-2 327,74 руб./Гкал (с НДС);
- в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 2 327,74 руб./Гкал (с НДС).
В связи с отпуском тепловой энергии по тарифам, ниже экономически обоснованных, в марте 2022 года, у истца возникли убытки, вызванные межтарифной разницей, в размере 15 869 991 рублей, что послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно части 1 статьи 7 ФЗ "О теплоснабжении" одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. На основании пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В Санкт-Петербурге Правительством ежегодно устанавливаются два тарифа: экономически обоснованный тариф для ресурсоснабжающей организации, включающий все необходимые затраты, связанные с производством тепловой энергии, и тариф для расчета размера платы за коммунальные услуги для населения - тариф ниже экономически обоснованного.
Разница между тарифом для Общества и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Нарушение прав Общества выражается в несении убытков, связанных с отсутствием компенсации разницы в тарифах со стороны субъекта РФ притом, что данные убытки являются следствием реализации субъектом РФ (Санкт-Петербургом) своих полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию реализованных принятием Комитетом по тарифам распоряжений об установлении тарифов, ниже экономически обоснованных.
Требования, предъявленные Жилищному комитету, основаны на разъяснениях, содержащихся в Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) и Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума N 87 надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных "межтарифной разницей", является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
В пункте 1 Постановления указано, что, если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию.
Таким образом, устанавливая для расчета размеры платы с населения тарифы ниже экономически обоснованных, Субъект РФ (Санкт-Петербург), тем самым, автоматически порождает убытки для ресурсоснабжающих организаций, связанные с отсутствием возмещения расходов и затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
Такого рода убытки не связаны с виновными действиями Жилищного комитета или иного субъекта, а обоснованы, как указал Конституционный суд, необходимостью реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом компенсация соответствующих убытков не ставится в зависимость от соблюдения каких-либо условий, а возмещается в связи с самим фактом поставки тепловой энергии по тарифам ниже экономически обоснованных.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Факт поставки Обществом тепловой энергии в заявленном размере подтверждается материалами дела.
Неподписание актов сверки потребителями тепловой энергии не свидетельствует о том, что истцом не подтвержден объем поставленного коммунального ресурса, доказательства того, что истец завысил объем тепловой энергии, потребленной абонентами в спорный период, исходя из которого исчислен размер убытков, в материалах дела отсутствуют, ответчиком таких доказательств не представлено.
Комитет обязан возместить истцу реальные расходы за поставленную истцом тепловую энергию по тарифу ниже экономически обоснованного.
Несоблюдение истцом порядка получения субсидий и отсутствие у Комитета долга перед ПАО "ТГК-N 1" ответчиком не доказано, притом, что правомерность требований истца, предъявленных к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, вне зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений, подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", а также разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Несоблюдение истцом порядка обращения за получением субсидий не влияют на право возмещения убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Поскольку ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме расходов истца, вызванных межтарифной разницей, исковые требования Общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и признаны несостоятельными. Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы по приведенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2023 по делу N А56-14041/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14041/2023
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ