г. Челябинск |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А07-36095/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан и Прокуратуры Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2023 по делу N А07-36095/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Каменный край" - Кабиров А.У. (доверенность от 14.11.2022, диплом),
Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Гафаров Н.И. (доверенность от 01.08.2023, диплом),
Прокуратуры Республики Башкортостан - Дроженко И.Н. (прокурор).
Общество с ограниченной ответственностью "Каменный край" (далее - заявитель, общество, ООО "Каменный край") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным приказа N 1213п от 07.11.2022 и в качестве способа восстановления нарушенного права обязать в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда внести соответствующие изменения в государственный реестр лицензий на пользование недрами, информационную систему "Недра", ФГИС "АСЛН", включить в лицензионное дело УФА 03905ТЭ.
Определением суда первой инстанции от 09.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Республики Башкортостан (далее - Прокуратура).
Решением суда первой инстанции требования общества удовлетворены, приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан N 1213п от 07.11.2022 признан незаконным. Суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Каменный край". Распределены судебные расходы.
Министерство, Прокуратура, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции.
Министерство в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на наличие доказательств нарушения заявителем требований условий лицензии УФА 03905 ТЭ. ООО "Каменный край" осуществляет добычу сланца на месторождении, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем допускается прекращение лицензии без предварительного уведомления о допущенных нарушениях. Руководитель ООО "Каменный край" также неоднократно привлекался к административной ответственности. Повторные нарушения условий лицензии допускались заявителем в 2022 году. Общество осуществляло свою деятельность по недропользованию с многочисленными нарушениями, в том числе с нарушениями, которые создают непосредственную угрозу жизни или здоровью людей. Полагает, что несоблюдение порядка досрочного прекращения права пользования недрами со стороны Министерства несоразмерно тем нарушениям, которое допустило ООО "Каменный край".
В апелляционной жалобе Прокуратура указывает на взыскание с ООО "Каменный край" в рамках дела Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-6221/2022 ущерба. Приходя к выводу о нарушении Министерством процедуры уведомления заявителя о досрочном прекращении права пользования недрами, суд не установил фактическое устранение заявителем выявленных нарушений, что свидетельствует о признании обществом допущенных нарушений. Кроме того, суд не указал способ восстановления нарушенного права, что делает судебный акт неисполнимым.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Каменный край" являлось недропользователем на основании выданной Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан лицензии от 16.07.2021 серии УФА N 03905 ТП на разведку и добычу сланцев (строительный камень) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, участок недр имеет статус геологического отвода, дата окончания лицензии 01.08.2031.
Приказом Министерства N 1213п от 07.11.2022 досрочно прекращено право пользования недрами, предоставленное ООО "Каменный край" в целях разведки и добычи сланцев (строительный камень) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан на основании пункта 3 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пунктом 3 части 7 статьи 19 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан N 144-з).
Не согласившись с досрочным прекращением лицензии УФА 03905 ТЭ, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что со стороны недропользователя имелись нарушения порядка пользования недрами, однако Министерством допущено нарушения порядка досрочного прекращения лицензии, что лишило общество возможности устранить нарушения.
Заслушав объяснения представителей сторон и Прокуратуры, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере недропользования регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В силу пункта 2 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
В силу пункта 7 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями предоставления права пользования участками недр является, в том числе, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Статьей 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Статьей 5 Закона N 144-з предусмотрено, что основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является, в том числе, решение республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный республиканским органом в сфере регулирования отношений недропользования, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (подпункт "д" пункта 1 статьи 5).
В силу статьи 6 Закона N 144-з предоставление лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Закона (часть 1). Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляются республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования (часть 2).
В соответствии с пунктом 3.20 Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 N 200 (далее - Положение), Министерство определено в качестве республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Пунктом 3.20 Постановления Правительства Республики Башкортостан N 200 от 17.05.2013 "Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан", заинтересованное лицо в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции предоставления права пользования участками недр местного значения, включая принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения.
Таким образом, оспариваемый приказ N 1213п от 07.11.2022 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленное заявителю в целях разведки и добычи сланцев (строительный камень) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан принят Министерством в пределах своей компетенции.
Порядок осуществления функции предоставления права пользования участками недр местного значения, включая принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения, принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения определен административным регламентом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользования участками недр местного значения", утвержденным Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан N 81п от 12.03.2013 "Об утверждении Административного регламента Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Лицензирование пользования участками недр местного значения" (далее - Административный регламент).
Пунктом 3 Административного регламента определено, что основанием для осуществления административной процедуры по принятию решения о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения является:
1) письменное заявление владельца лицензии о прекращении права пользования недрами по его инициативе;
2) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации;
3) представления (предложения) по результатам проверок уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации, с приложением копий актов проверок, в том числе контрольных, и, в случае наличия, копий предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок;
4) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации;
5) данные, полученные при осуществлении полномочий Минэкологии РБ, содержащие основания для принятия решений о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения;
6) документы о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок был предоставлен в пользование, полученные Минэкологии РБ.
Порядок принятии решения о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр местного значения включает в себя следующие действия (пункт 3.3.1. Административного регламента):
1) прием и регистрация заявления;
2) рассмотрение заявления, представления контрольных органов по результатам проверок (далее - представление) и направление материалов на Комиссию для принятия решения;
3) рассмотрение материалов на Комиссии и принятие решения;
4) оформление приказа о прекращении, досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования участком недр местного значения или отказа в предоставлении государственной услуги;
5) направление приказа пользователю недр.
Пунктом 3.3.1.4. Административного регламента предусмотрено, что решение о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения должно содержать:
- основание для принятия решения о прекращении, досрочном прекращении права пользования участком недр в соответствии со статьей 20 Закона о недрах;
- условия прекращения права пользования участком недр;
- мероприятия, которые необходимо осуществить в соответствии с условиями лицензии и в связи с прекращением права пользования участком недр;
- порядок и сроки выполнения установленных мероприятий;
- дату вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования участком недр.
Пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами.
Пунктом 3 части 2 статьи 19 Закона N 144-з установлено, что право пользования участками недр местного значения может быть досрочно прекращено республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования в случаях систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами;
Протоколом от 27.10.2022 N 99 Комиссии по рассмотрению заявок на предоставление права пользования участками недр, внесение изменений, дополнений, переоформление лицензий, а также прекращение, досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на территории Республики Башкортостан по участкам недр местного значения установлено следующее.
Согласно пункту 5.6 Условий пользования недрами в целях разведки и добычи сланцев (строительный камень) на месторождении Водораздельное (приложение N 1 к лицензии УФА 03905 ТЭ от 16.07.2021) пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства по охране окружающей среды, а именно не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации участка недр обеспечить его постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, общество не обеспечило постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (т.1, л.д. 91-92).
Основные права и обязанности ООО "Каменный край" как пользователя недр в целях разведки и добычи сланцев (строительный камень) на месторождении Водораздельное, расположенного в муниципальном районе Хайбуллинский район Республики Башкортостан, определены в Условиях пользования недрами, являющимися приложением к лицензии УФА 03905 ТЭ (т.1, л.д.45-49).
В соответствии с разделом 5 Условий пользования недрами общество приняло обязательства (пункт 5.3.):
- обеспечить регистрацию объемов добычи, реализации, перевозки и транспортировки ОПИ в Единой республиканской автоматизированной системе учета объемов добычи реализации, общераспространенных полезных ископаемых (ЕРАИС) и соблюдение иных требований в соответствии с Порядком эксплуатации Единой республиканской автоматизированной информационной системы учета объемов добычи и реализации общераспространенных полезных ископаемых, порядка представления информации в эту систему, формы представления информации, формы и порядка направления запросов о предоставлении информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", утвержденным приказом Минэкологии РБ от 15.07.2019 N 679п;
- не позднее 6 месяцев со дня государственной регистрации лицензии - обеспечить заключение соглашения о соблюдении социально-экономических, экологических интересов населения территории с органом местного самоуправления Республики Башкортостан, на территории которого расположен участок недр местного значения, в соответствии с критериями, установленными Минэкологии РБ (приказ Минэкологии РБ N 736п от 14.08.2019), и представление его копии не позднее 15 календарных дней с даты заключения в Минэкологии РБ;
- не позднее, чем за три месяца до планируемого срока ликвидации предприятия направить уведомление о планируемой ликвидации предприятия в Минэкологии РБ, а также выполнить рекультивацию нарушенных земель в установленном законодательством порядке, копию акта рекультивации земель в срок не позднее 7 календарных дней с даты подписания представить в Минэкологии РБ.
В случае рубки лесных насаждений на лицензионном участке, расположенном на землях лесного фонда, Пользователь недр обязан соблюдать Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604.
В связи с тем, что ООО "Каменный край" в установленные Условиями пользования недрами не обеспечил регистрацию объемов добычи, реализации, перевозки и транспортировки ОПИ в Единой республиканской автоматизированной системе учета объемов добычи реализации, общераспространенных полезных ископаемых (ЕРАИС), сам заявитель, так и его единоличный исполнительный орган привлечены Министерством к административной ответственности постановлениями N 118 от 05.08.2021 по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ (материалы электронного дела от 15.12.2022), N 119 от 05.08.2021 по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ (материалы электронного дела от 15.12.2022), N 174 от 28.09.2021 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (материалы электронного дела от 15.12.2022), N 28 от 07.09.2022 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (т.1, л.д. 84-85), N 29 от 07.09.2022 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (т.1, л.д. 86-87).
Согласно пункту 5.6 Условий пользования недрами, общество приняло на себя обязательства по охране окружающей среды:
- соблюдение требований законодательства по охране окружающей среды;
- не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации участка недр обеспечить его постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- соблюдение требований Водного кодекса Российской Федерации в части охраны водных объектов от загрязнения, засорения, истощения и соблюдение ограничений и запретов при использовании водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, установленных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
- принятие необходимых мер для предотвращения или сокращения загрязнения, вызванного деятельностью предприятия по добыче полезных ископаемых;
- ведение мониторинга месторождения полезных ископаемых и состояния окружающей среды в пределах Лицензионного участка, в соответствии с программой, согласованной до начала добычных работ с Минэкологии РБ;
- строительство и эксплуатацию очистных сооружений, пылеулавливающих устройств и иных защитных сооружений, препятствующих попаданию вредных веществ, образующихся на производстве, в окружающую среду;
- очистку карьерных вод (подземные воды и атмосферные осадки) перед сбросом в поверхностные водные объекты до норм, утвержденных ПДС;
- размещение отвалов и отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств с минимальным воздействием на окружающую среду и осуществление систематического контроля их состояния;
- при ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части - осуществление мероприятий по соблюдению требований по охране окружающей среды, промышленной безопасности, природоохранного законодательства, рекультивации нарушенных земель;
- оперативное извещение Минэкологии РБ и других уполномоченных органов обо всех авариях, связанных с загрязнением окружающей среды.
В связи с тем, что ООО "Каменный край" допустило нарушение законодательства об охране окружающей среде, уполномоченным органом заявитель так и его единоличный исполнительный орган привлечены Министерством к административной ответственности постановлениями N 30 от 07.09.2022 по статьей 8.46 КоАП РФ (т.1, л.д. 87-88), N 27 от 07.09.2022 по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ (т.2, л.д. 82-83).
Таким образом, Министерством установлено систематическое нарушение ООО "Каменный край" условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами УФА 03905 ТЭ, по существу факты наличия систематических нарушений условий пользования недрами ООО "Каменный край" не оспорены.
Следовательно, у Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан имелись основания для досрочного прекращения права ООО "Каменный край" пользования недрами по лицензии УФА 03905 ТЭ в связи с систематическими (два и более раза в течение четырех лет) нарушениями условий пользования участком недр.
Между тем, судом первой инстанции установлено нарушение Министерством порядка досрочного прекращения право пользования недрами по лицензии УФА 03905 ТЭ в связи с систематическими нарушениями ее условий.
В силу части 3 статьи 20 Закона о недрах при несогласии пользователя недр с решением о досрочном прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. В случае признания решения о досрочном прекращении права пользования недрами незаконным в порядке, предусмотренном законодательством, право пользования недрами подлежит восстановлению.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен статьей 21 Закона о недрах, где в части 4 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от указанного лица, не было ему вручено либо пользователь недр или его представитель не ознакомились с ним. Письменное уведомление о допущенных нарушениях направляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Министерство не направляло в адрес ООО "Каменный край" уведомление о допущенных им нарушениях, содержащее предупреждение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Закона о недрах, что лишило заявителя реальной возможности принять какие-либо меры по их устранению и соблюдению сроков, установленных уведомлением.
Оценивая доводы Министерства о том, что при досрочном прекращении лицензии по основанию, связанному с возникновением непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования недрами (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах), уведомление не требуется, коллегия судей приходит к следующим выводам.
Действительно, в силу положений части 3 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 1, 5, 9, 10 и 11 части второй статьи 20 настоящего Закона, пользование недрами досрочно прекращается непосредственно с даты принятия органом, предусмотренным частью первой настоящей статьи, решения о досрочном прекращении права пользования недрами с письменным уведомлением об этом пользователя недр.
Между тем, буквальное содержание приказа Министерства N 1213п от 07.11.2022 свидетельствует о том, что основанием для досрочного прекращения права пользования недрами явились положениям пункта 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах, то есть систематическое нарушение обществом условий пользования участком недр по лицензии УФА 03905 ТЭ.
При проверке законности и обоснованности ненормативных актов в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд руководствует буквальным содержанием ненормативных актов и не может подменять государственный орган, дополняя тем или иным содержанием оспариваемый нормативный акт.
Следовательно, ссылка Министерства на порядок досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренным при прекращении на основании пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах, не может быть принята, поскольку противоречит обстоятельствам делам и содержанию оспариваемого приказа.
По аналогичным основаниям отклоняется довод Министерства о привлечении общества к административной ответственности за административные правонарушения, которые потенциально несли угрозу жизни или здоровью людей в результате осуществления пользования лицензионным участком недр.
Доводы апеллянтов о том, что в любом случае ООО "Каменный край" нарушения не оспорены, равно как и их систематичность, а выявленные нарушения не устранены, судом не принимаются.
Установленный частью 4 статьи 21 Закона о недрах порядок досрочного прекращения права пользования недрами направлен на предоставление недропользователю возможности устранить выявленные нарушения, а его несоблюдение влечет необоснованное ограничение прав лица на устранение нарушений.
Как следует из материалов дела, ранее 16.09.2021 Министерством уже была инициирована процедура досрочного прекращения права пользования ООО "Каменный край" недрами на основании лицензии УФА 03905 ТЭ.
Так, 16.09.2021 Министерством в адрес ООО "Каменный край" было направлено уведомление N 08/14251, где указывалось на выявленные нарушения и последствия их неустранения - досрочное прекращение лицензии (т.1, л.д.61).
17.09.2021 в ответ на указанное уведомление ООО "Каменный край" поступили сведения о выполнении лицензионного соглашения (т.1. л.д. 62).
19.11.2021 на заседании Комиссии Министерства принято рекомендательное решение об отмене процедуры досрочного прекращения лицензии УФА 0305 ТЭ ввиду поступивших от ООО "Каменный край" документов (т.1, л.д. 79-81).
Таким образом, в 2021 году ООО "Каменный край" реализовало предоставленное право по устранение выявленных нарушений, допущенных в ходе недропользования, с целью недопущения досрочного прекращения лицензия, однако в 2022 г. при досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УФА 0305 ТЭ в связи систематическим (два и более раза в течение четырех лет) нарушением условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами Министерство лишило общество права на устранение выявленных нарушений.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что между датами повторного привлечения общества к административной ответственности (07.09.2022) и принятием Министерством приказа о досрочном прекращении лицензии (07.11.2022) е прошло менее 3-х месяцев, что также является нарушением части 4 статьи 21 Закона о недрах.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 1862-О-О от 21.12.2011 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 20, 21 Закона Российской Федерации "О недрах", статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона Российской Федерации "О недрах") обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. Так, согласно оспариваемой части четвертой статьи 21 названного Закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21 от 28.06.2022 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Если конкретные нарушения, связанные с несоблюдением порядка принятия решения, невыполнением требований к форме и содержанию решения, определены законом как существенные (грубые), сам факт наличия этих нарушений является достаточным для вывода о его незаконности (например, пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), части 1 и 2 статьи 91 Закона о контроле).
Допущенное Министерством нарушение порядка досрочного прекращения прав пользования ООО "Каменный край" недрами по лицензии УФА 0305 ТЭ является существенным, в связи с чем судом первой инстанции приказ Министерства от 07.11.2022 N 1213п правомерно признан незаконным.
Относительно доводов Прокуратуры о способе восстановления прав судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом положений части 8 той же статьи, исполнение решения суда при оспаривании ненормативных правовых актов заключается в неприменении такого правового акта, в случае признания его недействительным.
При этом положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса не предусмотрена обязанность арбитражного суда указывать в резолютивной части решения конкретные действия, направленные на устранение допущенных указанным решением, нарушения прав и законных интересов, равно как и способ устранения нарушений.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что по смыслу разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 11.04.2000 N 6-П, признание ненормативного правового акта недействительным означает изъятие незаконного акта из системы правового регулирования, то есть объявление его лишенным юридической силы изначально, с момента его издания.
В связи с чем, с учетом отсутствия у суда права по выполнению функций административного органа, судом первой инстанции правомерно указано на обязание Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Каменный край".
Доводы Прокуратуры на отсутствие судом первой инстанции оценки обстоятельства, установленным в рамках дела Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-6221/2022, не влияют на законность обоснованность выводов суда первой инстанции, фактическое устранение обществом выявленных нарушений в ходе недропользования спорным участком недр не входит в предмет доказывания по настоящему спору.
Поскольку доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.06.2023 по делу N А07-36095/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан и Прокуратуры Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-36095/2022
Истец: ООО "КАМЕННЫЙ КРАЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Прокуратура РБ
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2025 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2747/2025
17.01.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9120/2023
18.09.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11641/2023
26.06.2023 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-36095/2022