г. Киров |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А29-195/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми и УФНС России по Республике Коми - Бабиковой Ю.П., действующей на основании доверенностей от 27.09.2022 N 01-212/2 и от 09.01.2023 N 05-23/1/6
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Власова Дмитрия Михайловича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2023 по делу N А29-195/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Власова Дмитрия Михайловича (ИНН: 110108370503, ОГРН: 312110125800039)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми
о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе применить пониженную ставку налога
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Власов Дмитрий Михайлович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми, выразившиеся в отказе применить пониженную ставку 0,3% при расчете земельного налога за 2021 год, выраженных в письме от 21.10.2022 N 05-24/05532, с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 28.11.2022 N 173 и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми произвести перерасчет земельного налога за 2021 год.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2023 в удовлетворении требований отказано. Суд исходил из того, что спорные земельные участки используются в предпринимательской деятельности налогоплательщика, поэтому оснований для применения пониженной ставки земельного налога не имеется.
Налогоплательщик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять судебный акт об удовлетворении требований.
Налогоплательщик указывает, что намерен использовать спорные участки в личных целях, поскольку они не представляют предпринимательского интереса. Ссылается на информацию с официального сайта "Земли Севера", из которой, по его мнению, видно, что спорные участки не включены в градостроительную документацию, поэтому не могут быть использованы в предпринимательской деятельности.
Инспекция и Управление просят оставить решение суда без изменения по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 14.09.2012. Основной вид деятельности - аренда и управление собственным или арендованным имуществом (ОКВЭД 68.20), дополнительный вид деятельности - покупка и продажа собственного недвижимого имущества (ОКВЭД 68.10).
Согласно сведениям, предоставленным в порядке статьи 85 НК РФ, в собственности Заявителя находятся 308 земельных участков, относящиеся к категории "земли населенных пунктов", в том числе: 11 земельных участков - для жилищного строительства, площадью 97 480 кв.м; 246 земельных участков - для индивидуального жилищного строительства, площадью 939 803 кв.м; 47 земельных участков - размежевано из размежеванных земельных участков; 2 земельных участков - сельхозназначения; 2 земельных участка - жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства (11:04:0401001:863 и 11:04:0401001:943).
Указанные участки образовались, в том числе, в результате проведенного ИП Власовым Д.М. 18.01.2021 и 09.02.2021 межевания земельных участков с кадастровыми номерами (далее - КН) 11:04:0401001:863 и 11:04:0401001:943. находящимися на территории сельского поселения "Выльгорт" MP "Сыктывдинский".
Уведомлением от 01.09.2022 N 20270157 Власову Д.М начислен земельный налог за 2021 год, исходя из налоговой ставки 1,5% по земельным участкам с разрешенным видом использования для жилищного строительства, для индивидуального жилищного строительства, а также по земельным участкам (территориям) общего пользования (дороги) в общей сумме 1 702 464 рублей.
28.09.2022 Власов Д.М. обратился в Межрайонную ИФНС России N 1 по Республике Коми с обращением, в котором просил произвести перерасчет земельного налога за 2021 год. В обоснование своих требований Власов Д.М. приводил доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобе в Управление.
20.10.2022 Инспекцией направлен ответ N 05-24/05532 на обращение, в котором указано на отсутствие правовых оснований для перерасчета земельного налога за 2021 год.
Не согласившись с позицией МИФНС N 1 по Республике Коми заявителем была направлена жалоба в УФНС Росси по Республике Коми.
В ходе рассмотрения жалобы Управлением налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2021 год по земельным участкам с видом разрешенного использования для жилищного строительства с кадастровыми номерами с применением ставки в размере 0,3% и применением повышающего коэффициента в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ.
Инспекцией сформировано налоговое уведомление N 57713377 по сроку уплаты 01.12.2023, в котором сумма налога к уплате с учетом переплаты составляет 48 577 руб., где сумма исчисленного налога составляет 64 177 руб., сумма переплаты - 15 600 рублей.
Не согласившись с действиями налогового органа, в результате которых налогоплательщику отказано в применении пониженной ставки, он обратился арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда исходя из нижеследующего.
Пунктом 1 ст. 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета сельского поселения "Выльгорт" от 21.11.2019 N 30/11-04-184 (ред. от 24.12.2019) "Об утверждении положения о налоговых ставках, порядке уплаты земельного налога на территории муниципального образования сельского поселения "Выльгорт"" налоговые ставки установлены в пределах размеров, установленных п. 1 ст. 394 НК РФ.
Как усматривается из материалов настоящего дела, индивидуальному предпринимателю начислен земельный налог за 2021 год исходя из налоговой ставки 1,5 % по земельным участкам с разрешенным видом использования для жилищного строительства, для индивидуального жилищного строительства, а также по земельным участкам (территориям) общего пользования (дороги) в общей сумме 1 702 464 руб.. что подтверждается Уведомлением налогового органа от 01.09.2022 N 20270157.
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что в период с февраля 2021 года по октябрь 2022 года Заявителем реализовано 73 земельных участка. В период с 04.10.2022 по 12.10.2022 продано 9 земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что межевание земельных участков с номерами 11:04:0401001:943 и 11:04:0401001:863 произведено в целях дальнейшей продажи вновь образованных земельных участков, то есть в целях извлечения прибыли, что означает использование их в предпринимательской деятельности.
Для применения пониженной налоговой ставки по земельному налогу необходимо учитывать не только категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, но и целевой характер использования таких земель (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 19.02.2014 N ВАС-1310/14).
Исходя из правового регулирования спорных отношений, пониженные налоговые ставки по земельному налогу, установленные абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяются физическими лицами, непосредственно использующими земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей.
С целью установления характера использования спорных земельных участков Администрацией МО MP "Сыктывдинский" по запросу Инспекции представлен Акт осмотра земельных участков N 31 от 11.10.2022.
В ходе проведения осмотра выявлено, что земельные участки с видом разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования" используются по назначению, т.е. по ним проложены дороги. Осмотрено 10 земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", которые также используются по назначению, на земельных участках возведены жилые дома, хозяйственные постройки (однако согласно сведениям Росреестра по данным земельным участкам право собственности Власовым Д.М. прекращено в связи с их реализацией). Остальные земельные участки по целевому назначению не используются.
Таким образом, обстоятельства настоящего дела подтверждают продажу предпринимателей земельных участков другим физическим лицам для строительства индивидуального жилья. Межевание земельных участков произведено индивидуальным предпринимателем в целях дальнейшей продажи вновь образованных земельных участков, то есть в целях извлечения прибыли в предпринимательской деятельности.
Поскольку спорные земельные участки фактически не использовались налогоплательщиком в соответствии с их целевым назначением, целью приобретения участков является их дальнейшая реализация и извлечение прибыли, межевание земельных участков на более мелкие обусловлено не личными целями, а улучшением оборотоспособности земельных участков как объекта застройки, за весь период владения предпринимателей не построено объектов, то в отношении спорных участков обоснованно налоговая ставка в размере 1.5%.
В части земельных участков, относящихся к землям общего назначения (дороги в поселке), суд первой инстанции также пришел к верному выводу о применении ставки 1,5 %.
Оценив доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи: зарегистрированный вид деятельности (аренда и управление имуществом, покупка и продажа недвижимого имущества); наличие земельного участка, площадь которого была разделена на несколько участков в дальнейшем реализованных; учитывая результаты осмотра, проекты планирования территории, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемых действий Инспекции.
Довод налогоплательщика о том, что спорные участки не могут быть использованы в предпринимательской деятельности, что по его мнению подтверждается сведениями с официального сайта "Земли Севера", противоречит вышеизложенным материалам дела, поэтому не может служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворении апелляционной жалобы не имеется. Решение суда принято при правильном применении норм материального права, соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике разрешения аналогичных споров. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, аргументам ответчика дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2023 по делу N А29-195/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Власова Дмитрий Михайлович - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-195/2023
Истец: ИП ВЛАСОВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми