г. Самара |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А65-26555/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2023.
Полный текст постановления изготовлен 18.09.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Котельникова А.Г., Кузнецова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2023 по делу N А65-26555/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ", Тюлячинский район, с.Тюлячи (ОГРН 1171690086567, ИНН 1619007067) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ" о взыскании 23 694,68 руб. задолженности, 3 558,12 руб. неустойки в период с 11.09.2019 по 05.04.2020 и далее по дату фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2023, с учетом определения от 31.07.2023 об арифметической ошибке, иск удовлетворен частично, с общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" взыскано 19 964,02 руб. задолженности, 3 067,42 руб. неустойки, с дальнейшим начислением неустойки исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату предъявления требования, на сумму фактической задолженности за каждый день просрочки, начиная с 02.10.2022 по день фактической уплаты долга, возмещение расходов по оплате госпошлины в размере 1 690 руб., в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Приложенная к апелляционной жалобе копия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 24.03.2023 возвращена заявителю жалобы на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного истца и ответчика.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 01 января 2019 года обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (истец) присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в западной зоне деятельности Республики Татарстан.
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ" (ответчик) осуществляет деятельность по адресу: 422080, Республика Татарстан, Тюлячинский район, с. Тюлячи, ул. Ф. Хусни, д.6Б, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (ТКО).
Отношения между истцом и ответчиком урегулированы публичным договором N 1619006567/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому истец (региональный оператор) обязуется принять твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплатить услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из иска следует, что в рамках договора истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.08.2019 по 31.08.2022 стоимостью 23 694,68 руб.
Ответчиком обязательство по оплате услуг не исполнено, долг по требованию истца не погашен, в связи с чем последний обратился в суд с настоящим иском.
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В качестве доказательств оказания услуг по обращению с ТКО истец представил акты оказанных услуг за спорный период, которые направлены в адрес ответчика.
Стоимость услуг определена истцом расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО и отражена в актах N 51068 от 31.08.2019, N 51072 от 30.09.2019, N 61019 от 31.10.2019, N 61048 от 30.11.2019, N 61077 от 31.12.2019, N 6989 от 31.01.2020, N 7042 от 28.02.2020, N 7095 от 31.03.2020, N 31491 от 30.04.2020, N 31545 от 31.05.2020, N 31599 от 30.07.2020, N 64257 от 31.07.2022, N 66301 от 31.08.2020, N 66356 от 30.09.2020, N 98256 от 31.10.2020, N 105617 от 30.11.2020, N 105676 от 31.12.2020, N 437 от 31.01.2021, N 4711 от 28.02.2021, N 4770 от 31.03.2021, N 30688 от 30.04.2021, N 45333 от 31.05.2021, N 47105 от 30.06.2021, N 70712 от 31.07.2021, N 96604 от 31.08.2021, N 97781 от 30.09.2021, N 109049 от 31.10.2021, N 135905 от 30.11.2021, N 135960 от 20.12.2021, N 3814 от 31.01.2022, N 23643 от 28.02.2022, N 29470 от 31.03.2022, N 49446 от 30.04.2022, N 66301 от 31.05.2022, N 725550 от 30.06.2022, N 96308 от 31.07.2022 и N 115635 от 31.08.2022.
Оказанные услуги ответчиком оплачены частично в сумме 1 966,41 руб., в связи с чем, сумма задолженности по расчету истца составила 23 694,08 руб.
Норматив накопления отходов определенного в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан" и тарифов утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 10-190/кс от 19.12.2018 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2019 год", N 11-55/тко от 19.12.2019 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы".
Ни факт оказания услуг, ни способ определения их стоимости, ответчиком не оспорен.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из неправомерности включения в стоимость услуги налога на добавленную стоимость (НДС).
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
Как следует из представленных в материалы дела актов оказанных услуг, при расчете суммы долга истец применил тариф, увеличив его на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Как следует из постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-55/тко, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
На 2020-2022 год тариф для категории "иные потребители" составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года - 380,52 руб.; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407,16 руб/куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и поскольку оказываемые истцом ответчику услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01 января 2020 года.
Принимая во внимание недоказанность истцом имеющих для дела обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости произвести расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" в размере за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб.; за второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года - 380,52 руб.; за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года - 407,16 руб/куб. м.
Судом первой инстанции произведен расчет задолженности без учета НДС.
Расчет неустойки произведен судом соответственно исходя из указанных сумм долга и является правильным.
Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", отклоняется, поскольку сделана без учета льготного налогового статуса ответчика, освобожденного от уплаты НДС.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно определил сумму долга без учета НДС.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2023 по делу N А65-26555/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26555/2022
Истец: ООО "Управляющая компания"Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: ООО "СТРОЙМАРКЕТ"
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд