г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А40-83515/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2023 по делу N А40-83515/23, рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Бурятской таможни (ОГРН: 1020300891346) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) о взыскании убытков,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Бурятская таможня обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 211 479 руб. 60 коп. убытков.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 30.06.2023 Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в регионе деятельности Бурятской таможни по транзитным декларациям N N 11209105/060420/0110593, 11209105/210320/0108210, 11209105/150421/01118830, 11209105/120422/0117532, 11209105/091221/0168168 перемещались товары - чай в пакетиках, концентрат асептический, картофель, соль, соль йодированная.
Перевозка товаров осуществлялась ОАО "РЖД" железнодорожным транспортом, что следует из железнодорожных накладных от 05.04.2020 N 2134003075, от 20.03.2020, N 2151051029, от 13.04.2021 N3129696900, от 12.10.2022 N2134085284, от 12.02. 2021 N 2134040112.
При осуществлении таможенных операций, связанных с завершением таможенной процедуры таможенного транзита, выявлено, что вышеуказанные товары являются отдельными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины.
Товары по транзитным декларациям N N 11209105/060420/0110593, 11209105/210320/0108210, 11209105/150421/01118830, 11209105/120422/0117532, 11209105/091221/0168168 перемещались через территорию Российской Федерации без использования системы контроля, функционирующей на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, т.е. с нарушением установленного порядка перемещения товаров при осуществлении международных транзитных перевозок.
Согласно Актам о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 05.06.2020 N 10718000/050620/И0003, от 30.06.2020 N 10718000/300620/И0004, от 27.05.2021 N 10718000/270520/И0005, от 26.01.2022 N 10718000/260122/И0001, от 07.11.2022 N 10718000/071122/И0008, Актам об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 29.06.2020 N 10718000/290620/УОООЗ, от 17.07.2020 N 10718000/170720/У0004, от 23.06.2021 N 10718000/23 0620/У0006, от 05.09.2022 N 10718000/050922/У0005, от 30.11.2022 N 10718000/301122/У0009 товары были изъяты и подлежали уничтожению.
В соответствии с договорами и государственными контрактами об оказании услуг по утилизации от 25.06.2020 N 1, от 13.07.2020 N 2, от 17.06.2020 N 4, от 28.11.2022 N 7, от 26.07.2022 N 68-2022 товары уничтожены, услуги по уничтожения оплачены согласно платежным поручениям:
-от 02.07.2020 на сумму 39 438 руб., от 30.07.2020 на сумму 146 руб. 24 коп., от 05.08.2020 на сумму 38 892 руб. 80 коп., от 30.09.2022 на сумму 114 102 руб. 56 коп.,
-от 12.12.2022 на сумму 62 608 руб., из них уничтожено спорных товаров, перемещенных ОАО "РЖД", на сумму 18 900 руб.;
В сумме услуги по уничтожению товаров, перемещаемых по транзитным декларациям N N 11209105/060420/0110593, 11209105/210320/0108210, 11209105/150421/01118830, 11209105/120422/0117532, 11209105/091221/0168168, оказаны Бурятской таможне и оплачены последней в размере 211 479 руб. 60 коп.
Таким образом, Брянской таможней были понесены убытки, связанные с уничтожением товара.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер убытков, противоправность поведения причинителя убытков, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов.
В силу Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан (часть 2 статьи 1).
Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 281-ФЗ).
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения.
Такие меры могут быть направлены, в том числе, на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление (пункт 3 части 2 статьи 3 Федерального закона N 281-ФЗ).
Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 281 -ФЗ).
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" к полномочиям Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности отнесено принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности (подпункт "а" пункта 6 статьи 8).
Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 560) предписывает органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу Указа N 560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2022 г. N 725 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" продлено с 1 января по 31 декабря 2023 г. действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом N 560 и продленных ранее указами Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июня 2018 г. N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730 и от 20 сентября 2021 г. N 534.
При этом пунктом 1.1 Указа N 560 предусмотрено, что ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 Указа N 560, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов.
В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (вместе с "Правилами осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных и железнодорожных перевозок", "Правилами выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов", "Требованиями к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины" (далее - Постановление N 1877)" средства идентификации (пломбы), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащие применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, накладываются на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств автомобильного транспорта и железнодорожного подвижного состава, их помещения, емкости и иные места, в которых находятся товары, для обеспечения фиксации факта доступа к товарам и последующей передачи такой информации в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности посредством системы контроля, предусматривающей применение электронных навигационных пломб (далее - единая информационная система).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 391) в целях реализации Указа N 560, указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" установлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 6 августа 2015 г.
В рассматриваемом случае, фактом несения расходов является оплата Бурятской таможней 211 579 руб. 60 коп., за оказанные услуги по уничтожению товара, перевозимого ОАО "РЖД" через территорию Российской Федерации транзитом по транзитным декларациям N N 11209105/060420/0110593, 11209105/210320/0108210, 11209105/150421/01118830, 11209105/120422/0117532, 11209105/091221/0168168.
Размер расходов подтверждается представленными в материалы дела договорами и государственными контрактами об оказании услуг по утилизации и платежными поручениями.
Осуществление перевозки через территорию Российской Федерации без наложения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на грузовые помещения (отсеки) железнодорожного подвижного состава, их помещения, емкости и иные места, в которых находились спорные товары, свидетельствует о неисполнении перевозчиком - ОАО "РЖД" требований законодательства Российской Федерации, а именно Постановления N 1877, Указа N 560.
Неисполнение ОАО "РЖД" данных требований в соответствии с Указом N 391 явилось основанием для задержания и уничтожения Бурятской таможней спорных товаров, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между понесенными таможней расходами и незаконными действиями ОАО "РЖД".
Бурятской таможней, в свою очередь, предприняты меры по минимизации данных расходов, поскольку все договоры и контракты на оказание услуг по уничтожению товаров были заключены Бурятской таможней в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), регулирующего отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При этом, цена таких контрактов определяется и обосновывается предусмотренными Федеральным законом N 44-ФЗ методами (статья 22, часть 4 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ).
Указанное, свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае произвольности определения стоимости услуг и, следовательно, их завышенности.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Со стороны истца в материалы дела предоставлены доказательства, в подтверждение наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и наступившими убытками истца.
Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, ввиду доказанности факта причинения истцу убытков, в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы ответчика о том, что Бурятская таможня не является лицом, право которого было нарушено, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В рассматриваемом случае, фактом несения расходов является оплата Бурятской таможней 211 579,60 руб., за оказанные услуги по уничтожению товара, перевозимого ОАО "РЖД" через территорию Российской Федерации транзитом по транзитным декларациям N N 11209105/060420/0110593, 11209105/210320/0108210, 11209105/150421/01118830, 11209105/120422/0117532, 11209105/091221/0168168.
Размер расходов подтверждается представленными в материалы дела договорами и государственными контрактами об оказании услуг по утилизации и платежными поручениями.
В части, касающейся претензионного порядка, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.
Таким образом, доводы ОАО "РЖД" об обязательности соблюдения претензионного порядка несостоятельны.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023 по делу N А40-83515/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83515/2023
Истец: БУРЯТСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"